Открыть главное меню

Энциклопедия знаков и символов β

Синий цвет


В первобытном искусстве и у бесписьменных народов синий цвет очень редок, в силу труднодоступности природных пигментов.

Лунный цвет. Самый холодный из цветов и самый чистым, если лишён примеси матового белого. Цвет, который Г. Хаинц-Мор называет «самым глубоким и наименее материальным цветом, медиумом правды, прозрачностью наступающей пустоты: в воздухе, в воде, в хрустале и в алмазе».

Цвет, наиболее часто рассматриваемый как символ всего духовного в большинстве мифологических систем ассоциируется с божеством. Это также первоначальная простота и бесконечное пространство, которое, будучи пустым, может содержать все. Это цвет больших глубин, женская стихия вод. Как небесно-голубой, он цвет Великой Матери, Царицы Небес, и всех богов или сил Неба, таких как. Голубой Дракон.

Основные значения:
Править

  • абсолют, бесконечность, вечность;
  • свобода (беспрепятственность);
  • пустота, уход (в вечность, в никуда);
  • холод, холодность;
  • истина;
  • преданность, лояльность, верность, вера;
  • непорочность, чистые побуждения, безупречная репутация, чистота, целомудрие;
  • интеллект, мудрость, благоразумие,
  • широта души, духовность, благочестие, созерцание, духовная и интеллектуальная жизнь;
  • мир, умиротворённость, спокойствие, постоянство, пассивность;
  • небо, воздух, ветер;
  • откровение, непостижимое, чудесное, отвлечённое (светло-голубой)

00-00-655-011.jpg

Цвет

Красный цвет
Розовый цвет
Оранжевый цвет
Жёлтый цвет
Зелёный цвет
Фиолетовый цвет
Пурпур
Белый цвет
Чёрный цвет
Серый цвет
Коричневый цвет

Древний Восток
Править

Цвет шумерской Великой Матери.

Египет
Править

Ассоциируется с богом неба и восходящего солнца Амоном-Ра.

Египтяне, вероятно, считали синим также цветом правды. Стенам Древних египетских могил, на которых нарисованные сцены взвешивания изображаемых охрой душ, придан лазурный фон. Истина, смерть и боги идут бок о бок и поэтому именно лазурный порог отделяет человечество от его властителей, Потустороннего мира и Судьбы.

Античность
Править

Цвет Зевса/Юпитера и Геры/Юноны (воплощение женского плодородия и расцвета) как божеств Неба.

Цвет Венеры.

Северная традиция
Править

В кельтских наречиях нет отдельного обозначения для синего цвета. В бретонском, уэльсском и ирландском языках, слово glas означает, в зависимости от контекста, синий, зелёный или даже серый цвета. Если различение этих цветов представляется существенным, для их обозначения используются альтернативные или синонимические определения.

На уровне общества синий — цвет производительной функции.

В средневековой ирландской и уэльсской литературе синий не играет значительной роли, сопоставимой с таковой у белого и красного цветов.

Цезарь оставил описание обычая бретонских женщин при некоторых религиозных церемониях раздеваться донага и окрашивать тела в синий цвет.

Ирландский мифический предок Гойдель Глас (Goedel Glas) считается изобретателем гэльского языка (наравне с ивритом) (OGAC 7: стр. 193—194).

Плащ северогерманского Одина — синего цвета.

У кельтов и друидов — бард и поэт.

Европа
Править

В центральноевропейской народной символике синий цвет считается цветом верности и таинственности (Ср. сказка «Голубой свет»), а также обмана и неуверенности.

В ряде мест Польши всё ещё жив обычай красить дома будущих невест в синий цвет.

Ближний Восток
Править

Окрашенные в синее ткани особенно любимы в западной части Сахары и в граничащих странах зоны Сахели, например у кочевников реглейбат (бывшая испанская Западная Сахара), у туарегов и в Мавритании.

Средняя Азия /Монголия
Править

Сочетание синего с красной или жёлтой охрой представляет священный брак или соперничество Небес и Земли. Среди ничем не нарушаемой монотонность степей Средней Азии, Земля и Небо лежат лицом друг к другу. Их брак стал началом времён и предшествует рождению каждого героя степей. Ещё жива легенда о происхождении основателя династии Моголов Чингиз Хана от союза синего волка с жёлтой волчицей (? самкой).

Синий волк — Эр Тоштук, герой киргизского (малого) эпоса, одетый в доспехи воронёной стали и несущий синие щит и копьё (BORA).

Тюрко-монгольская литература полна синих львов и тигров — проявлений власти Тенгри, «Отца» алтайских племён, который восседает выше гор и неба, а при исламизации тюрков был осмыслен как Аллах.

Китай
Править

Первоначально в китайском языке не было слова для обозначения синего цвета. Определение «чинь» обозначало все нюансы цвета от тёмно-серого через синий до зелёного, подобно «пути учёного, который при свете лампы прилежно занимается науками». Древняя пиктограмма изображает разматывание нити двойного кокона, и может быть связана с символикой спирали.

Современное слово «лан» обозначает собственно «индиго» — цвет простой рабочей одежды.

Синий — благотворный цвет, цвет ян и геомантического дракона, связан с элементом «дерево», весной и восточным направлением (Голубой Дракон Востока). Символ Дао, священного Путь, непостижимого принципа всего сущего, непроявленного (в соответствии с 1 гл. Дао Дэ Цзин). Как цвет тёмного высокого (далёкого) неба, намекает на царство Бессмертных.

С синим лицом в традиционном искусстве изображаются духи и призраки. Аналогичным образом представляется бог литературы Куй-син, который когда-то из-за оскорблённого самолюбия покончил с собой.

На бытовом уровне синий цвет олицетворяет образованность и счастливый брак. С другой стороны, синие (голубые) цветы, глаза, ленты и полоски считались отвратительными и приносящими несчастье.

Мезоамерика
Править

В Древней Мексике в рукописях с иллюстрациями светлым сине-зелёным цветом изображались бирюза и вода.

У ацтеков цвет голубой бирюзы (chalchihuiti) соотносится с Солнцем как «Бирюзовым принцем (правителем)».

Сине-зелёная бирюза, украшает юбку богини возрождения; но также — знак засухи, голода и смерти.

Перед кремацией умершего ацтекского правителя, его сердце заменялось бирюзовым амулетов.

У майя — поражение врага.

Северная Америка
Править

У американских индейцев означает Небеса, покой.

Индуизм
Править

В индусской традиции сапфировый южный лик горы Меру, отражая свет окрашивает атмосферу в синий цвет.

Синий цвет тела имеют: Индра, Вишну (шея) и одна из его аватар — Кришна (тело).

Индра носит голубую дождевую накидку.

Буддизм
Править

Для (тибетских) буддистов, синий — цвет:

  • вайрочаны — трансцендентной мудрости, потенциальной возможности, и в то же самое время пустоты, представимой как необъятность синего неба;
  • дхармадаты (dharmadhatu / Дхарма-Даты) — закона или изначального сознания/совести, совершенной силы, открывающей путь освобождения.

Иудаизм
Править

Синий цвет связан в иудаизме с милосердием, в еврейской Каббале означает благодарность;

Зевс и Яхве ставят свои ступни на «лазоревый камень».

В еврейской традиции Лус (см. Луз, Миндальное дерево), дом бессмертных, также называют «Синим Городом».

Гностицизм
Править

Крещение водой.

Христианство
Править

Синий христианской традиции — цвет Небес, Вечной (небесной) Истины, вечности, бессмертия, веры, верности, целомудрия, лояльности и правосудия.

Поучающий Иисус обычно изображается в синем облачении.

Синий и белый — цвета Девы Марии как Царицы Небесной, символизируют уход от материального мира и полёт освобождённой души к Богу (золото), встречу девственной белизны и лазурной синевы Небес. С представлениями о Богоматери как защитнице в будущей жизни связано использование синего и белого цветов при похоронах детей. Не достигнув половой зрелости, они не вполне принадлежат этому миру, много легче взрослого откликаясь на зов Девы Марии.

К Деве Марии, одетой в синий плащ, поэтически обращаются как к голубой лилии.

В противостоянии Земли и Неба, синий и белый объединяются против красного и зелёного, что можно наблюдать в христианской иконографии, особенно в изображениях битвы Св. Георгия и дракона[1].

В Византии четырьмя противостоящими друг другу в гонках колесниц на Ипподроме партиями была Красная и Зелёная с одной стороны, Белая и Синяя — с другой. Есть веские причины полагать, что эти игры в имели религиозное и космологическое значением не меньшее, нежели центральноамериканская игра в мяч того же времени. Обе игры — подмостки священной драмы, символизирующей борьбу вечного и преходящего, Небес и Земли.

Астрономия/логия
Править

Синий цвет связывается с Юпитером и зодиакальным знаком Девы — центростремительный знак, который соответствует времени сбора урожая, когда весенний рост уступает место упадку осени, лишающей Землю покрова растительности, обнажающий и высушивающий её.

Магия
Править

Традиционно амулеты синего цвета используются для нейтрализации «дурного глаза».

Масонство
Править

«Синяя кирпичная кладка» — традиционная система «масонства Иоанна».

Психология
Править

Значительный метафизический смысл синего цвета ценен, так же как и умеренное клиническое использование. В отличие от красного, он воздействует «сдерживающе», настраивает большинство людей на задумчивость: голубой обычно рассматривается как цвет размышления, а оттенок, близкий к цвету вечереющего неба, — как цвет мечтаний. Как область ирреального или сверхреального синева разрешает в себе все противоречивые и изменчивые состояния — день сменяющийся ночью — модулирующие человеческую жизнь. Плоды осознанного мышления мало помалу растворяется в подсознании, подобно дневному свету постепенно преходящему через синие сумерки в свет ночи. Синяя среда успокаивает и умиротворяет, но, в отличие от зелёного[2], не стимулируют, а обеспечивает уход из реального мира и спасение, которое в конечном счёте может привести к депрессии. Недифференцированный, безмятежный, сосредоточенный исключительно на себе, синий не принадлежит этому миру, но манифестирует идею вечности, спокойной, высокой, сверхчеловеческой и отчасти жестокой своим безразличием.

Окрашенный синим объект, зрительно уменьшается и теряет свою определённость (вещественность): окрашенная синим стена перестаёт быть преградой. Движение и звук, исчезают в синеве, тонут и исчезают подобно птицам в небе. Иллюзорный сам по себе, синий цвет дематериализует всё, что попадает в его сферу. Это цвет дороги в бесконечность (вечность), на которой реальность заменяется воображаемым. Погружение в синий цвет напоминает прохождение Алисы в Зазеркалье.

В психологии и в сновидениях синий — цвет терпимости; воплощает уравновешенность, самоконтроль, стремление быть великодушным, доброту, обдуманность поведения и потребность в умиротворении. Благоприятствует медитации и отдыху

В глубинной психологии связывается с «душевной освобождённостью, мягким, лёгким и обдуманным устройством жизни».

Искусство
Править

Для последователей Кандинского движение синего одновременно воплощает удалённость от всего человеческого, движение исключительно к собственному центру, а также влечение человека к бесконечности, пробуждение тоски по чистоте и жажду того, что превосходит природу.

Ad vocem
Править

«Синяя птица» — образ счастья, вечно близкого и вечно ускользающего.

«Голубая кровь» — фр. «un sang-bleu». Ассоциация между голубой кровью и аристократией происходит от частой в средневековой Франции клятвы «кровью Бога», в которой упоминание Бога заменялось эвфемизмом — словом «голубой».

Западные идиомы, связывающие синий цвет с меланхолией имеют позднее происхождение. Их иногда связывают с блюзами, восходящими к вечерним песням африканских рабов в Северной Америке или с порнографией — из-за размытого изображения многих фильмов.

«Голубой цветок» в европейском романтизме соотносится с духовность и полётом воображения или мысли.

«Голубой туман» — морочить кому-нибудь голову.

«Говорить в голубое» — молоть чушь, городить вздор.

«Поездка в голубое»:

1) поездка без определённой цели,
2) прыжок в неизвестность).

Устойчивая связь определения «синий» с пьянством не имеет надёжного объяснения; возможно, обусловлена синюшностью щёк и носа у хронических пьяниц и алкоголиков.

Ad notanda
Править

В политической символике синий цвет — принадлежность либералов или национал-либералов.

Примечания и комментарии
Править

  1. Французская история даёт нам реальные пример кровавых сражений противников, носящих те же самые символические цвета, во имя «Божественного Права Королей» и «Прав Человека», которое они воплощали. Роялисты шуаны, носившие синий цвет противостояли «красным» якобинцам.
  2. Согласно Кандинскому, насыщенный зелёный обеспечивает чувство приземлённого спокойствия и самодовольства, в то время как синий цвет имеет торжественное притяжение надземного. Это тяготение содержит также идею смерти.