ZRAT

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Жарков И. В. Амулеты и талисманы

Санкт-Петербург, Издательство «Тимошка», 1999
ISBN 5-88801-141-Х


От автора[править]

Дикость бывает разная. Дикость — это периферия человеческого сознания. В центре его находится здравый смысл — те представления, которые совпадают у всех нормальных людей (мудрые англичане предпочитают называть его общим — «common sense»), чуть дальше от центра — индивидуальность человека, его собственные идеи и мнения, а вот дальше лежит бесконечное дикое поле. Здесь и отклонения от нормы, и пробелы в знаниях, и интуитивные представления о том, что неизвестно и не может быть известно ни самому этому человеку, ни другим людям. Здравый смысл — это то, что объединяет людей, определенный набор аксиом и простейших понятий, исторически сложившаяся основа всей духовной жизни человека как биологического вида. Процесс познания, который всегда носит, в конечном счете, индивидуальный характер, ведет, как правило, к возникновению различных мнений. Мнения, находящиеся по разные стороны от центра, называются противоположными и вступают в конфликт. Когда этот конфликт благополучно разрешается, остается одно, единственно правильное мнение, которое тут же плавно вливается в общечеловеческий здравый смысл, становится частью центрального круга. Конечно, и идеи, ставшие общим местом, тоже следует иногда пересматривать, но это уже дело совершенно иного рода. Одна из самых распространенных форм дикости — отрицание духовного наследия человечества, нежелание считаться с мнением подавляющего большинства. Аборигены острова Новая Гвинея являются для меня дикарями вовсе не потому, что ходят в набедренных повязках и не знают обуви, но, прежде всего, по той причине, что не признают факта обращения Земли вокруг Солнца. Интересно, что мнение на этот счет отдельно взятого папуаса вовсе не является проявлением дикости с точки зрения его соплеменников, ибо вполне соответствует папуасскому здравому смыслу, противореча здравому смыслу общечеловеческому. Вообще говоря, диким и непросвещенным является, как правило, не отдельный человек, но целое общество, в котором таких людей большинство. Люди-то цивилизованные, но сама цивилизация дикая. Учитывая все вышеизложенное, приходится констатировать, что в отношении вопросов религии и, более широко, мистики Россия — страна одичавшая. Почему-то во всех приличных обществах подавляющее большинство народонаселения единодушно признает и существование Бога, и то, что периодически, хотя и нерегулярно, в нашем мире происходят явления сверхъестественного происхождения, а вот наше постсоветское духовное пространство — царство атеизма и кондового материализма. Правда, всегда можно сказать, что дураков обычно больше, что российский народ как резервуар всемирной духовности представляет собой интеллектуальную элиту планеты Земля, как раз сейчас занятую смелым перетряхиванием подлежащих пересмотру религиозных идей, задуматься о верности которых остальной мир не составляет себе труда. Но попробуйте остановить на улице десяток людей и задайте им вопрос, верят ли они в существование Бога. Восемь из десяти ответят утвердительно. А потом задайте им вопрос, как их вера влияет на их собственную жизнь: ходят ли они в церковь, читают ли священные книги, часто ли они думают о Боге, молятся? Хорошо, если среди этих восьми найдется хоть один человек, который скажет вам что-то положительное и вразумительное на сей счет. Так что же выходит? Интеллектуальная элита не способна сделать никаких практических выводов из посылки, в истинности которой она полностью убеждена? На мой взгляд, человека, не умеющего делать выводы, назвать интеллектуалом можно лишь с большой натяжкой. Примерно такое же отношение сформировалось в нашей стране за семьдесят с лишним лет и к магии. Только процент верящих в чудеса еще меньше, чем процент людей, не отрицающих существования Бога. Это совершенно ненормально по мировым меркам. Если вы отвергаете существование всего сверхъестественного, считаете верующих узколобыми и отсталыми людьми, с пренебрежением относитесь к магическим, волшебным предметам, то, может быть, вашу уверенность в непогрешимости собственных воззрений сумеет поколебать следующая довольно пространная цитата из «Ортодоксии» блестящего английского мыслителя Г. К. Честертона, который больше известен нашему читателю как автор психологических детективных рассказов. «…Если угодно, назовите мою веру в Бога мистической, из-за этого не стоит спорить. Но моя вера в чудеса не мистична — я верю в них, полагаясь на свидетелей, точно также, как я верю в открытие Америки. Тут надо только прояснить одну простую и логичную вещь. Каким-то образом возникла странная идея, будто люди, не верящие в чудеса, рассматривают их честно и объективно, а вот верящие принимают их только из-за догмы. На самом деле все наоборот. Верящие в чудеса принимают их (правы они или нет), потому что за них говорят свидетели. Не верящие отрицают их (правы они или нет), потому что против них говорит доктрина. Разумно и демократично верить старой торговке яблоками, когда она свидетельствует о чуде, точно так же как вы верите старой торговке яблоками, когда она свидетельствует об убийстве. Следует верить рассказам крестьянина о призраках настолько же, насколько вы верите его рассказам о помещике, — у крестьянина достаточно здравого недоверия к обоим, однако можно наполнить библиотеку Британского музея показаниям и крестьян в пользу существования призраков. Раз уж речь идете свидетелях, нас просто подавляет поток свидельств в пользу сверхъестественного. Если вы их отбрасываете то одно из двух: вы сбрасываете рассказ крестьянина о призраке или потому, что это рассказ крестьянина, или потому, что это рассказ о призраке. То есть вы либо отменяете первый принцип демократии, либо утверждаете первый принцип материализма — априорную невозможность чудес. Ваше право -но в таком случае вы догматик. Мы, христиане, принимаем все существующие факты — вы, рационалисты, отрицаете факты, потому что к этому вас вынуждает догма. Но я не ограничен никакой догмой, и, вглядываясь беспристрастно в некоторые чудеса средневековья и современности, я пришел к выводу, что они были на самом деле … Вопрос, бывают ли чудеса, — вопрос здравого смысла и нормального исторического воображения, а не решительного физического эксперимента. Нужно отбросить безмозглый педантизм, который требует „научных условий“ для проверки духовных явлений. Если мы хотим знать, может ли душа умершего общаться с живыми, смешно настаивать, чтобы они общались в условиях, в которых не стали бы всерьез общаться двое живых. То, что духи предпочитают темноту, не опровергает существования духов, как то, что любящие предпочитают темноту, не опровергает существования любви… И ненаучно, и просто глупо удивляться, что в неблагоприятных условиях не возникнет ничто благое. Точно так же я могу утверждать, что не вижу тумана, потому что воздух недостаточно ясен, или требовать яркого солнца, чтобы разглядеть затмение… Я надеюсь, можно опустить довод против чудес, который сводится к перечислению надувательств и шарлатанов. Это вовсе не довод. Фальшивые привидения не опровергают существования привидений, как фальшивая банкнота не опровергает существования банка — скорее она его подтверждает»'.

Несколько замечаний общего порядка[править]

Амулет можно определить как предмет, жест или изображение, которые способны защитить человека от беды, неприятностей, угрозы. Однако в таком определении не хватает одного существенного признака: чтобы амулет «сработал», его обладатель должен верить в возможность этого. Такую уверенность можно, конечно, расценить как суеверие, но по большому счету, что бы это ни было, это не столь важно, ибо никто не знает точно (или знают очень немногие), где следует искать источник энергии, обеспечиваю щей действенность амулетов: в космосе, в ином измерении или в душе человека. Может быть, механизм действия амулетов основан на самых обычных законах физики, отличающихся от закона всемирного тяготения лишь тем, что он и пока еще только ждут своего Ньютона, который их откроет. Но возможно также, что вера в могущество амулета просто помогает человеку замкнуть какую-то нейронную цепь в головном мозге, непринужденно актуализируя ряд его скрытых возможностей. Следует также иметь в виду, что приведенные предположения не носят взаимоисключающего характера. Жизнь первобытного человека была полна опасностей. Он был вынужден бояться практически всего, что его окружало: животных, стихий, всего непонятного. Пожалуй, именно страх заставлял человека видеть во всех явлениях природы некое разумное начало, некий дух: ведь если есть какое-то разумное существо, то с ним всегда можно договориться. Духу можно поклоняться, приносить жертвы. Ему это не может не понравиться. Наконец, на любой дух можно найти управу, можно найти себе заступника в лице более могущественного духа. С развитием цивилизации менялись многие представления человека об окружающем мире, но одно оставалось незыблемым: с силами природы следует жить дружно. С развитием техники и промышленного производства мы стали понемногу забывать об этой важной заповеди. В двадцатом веке человечество перестало воспринимать природу как некую разумную силу, относиться к ней как к равноправному и даже более могучему партнеру, стало забывать то, что очень хорошо чувствовали древние: с окружающей средой шутки плохи. Доиграемся мы с вами, господа. Впрочем, это тема для отдельной книги. Появление монотеистических религий сместило некоторые акценты в отношении людей к миру духов. Сверхъестественное перестало восприниматься как нечто само собой разумеющееся и самодостаточное. Духи, которые властвовали над законами природы (и именно в этом смысле были сверхъестественными), были заменены в восприятии человека ангелами и демонами самых разнообразных видов. Сверхъестественное стало восприниматься не как нечто, стоящее над природой и устанавливающее ее законы, но как нечто, способное не подчиняться последним. Не менее важен и другой сдвиг в отношении людей к потусторонним силам: эти силы оказались разделены в сознании человека, прежде всего, по принципу «добро -зло». Они стали восприниматься как две противоборствующие армии, в каждой из которых есть своя иерархия и свой главнокомандующий. Чтобы попросить помощи у любой из сторон, лучше всего обратиться по «официальному» каналу — через «канцелярию главнокомандующего». Методика такого обращения известна с незапамятных времен: поклонение и жертвоприношение (аскеза или символическая жертва для основных христианских конфессий, реальная кровавая жертва для сатанистов и т. п.). Впрочем, обращение к силам зла может осуществляться и по-другому — через магические обряды. В воинстве Сатаны процветают, по всей вероятности, различные злоупотребления (что вполне естественно), и человек может напрямую вступить в договорные отношения с любым демоном в обход установленных правил. А вот договориться с ангелом без ведома Божьего вряд ли возможно. Идя на прием к магу, следует отдавать себе отчет в том, что разница между «черной» и «белой» магией состоит вовсе не в адресате магического заклинания. Прибегая к услугам белой магии, человек пытается достичь определенной цели, не выходящей за рамки его естественных прав биологического и социального существа. Но если он хочет воздействовать посредством магии на других людей помимо их воли, то такая магия называется «черной». Внимание! Если Вы убежденный христианин (особенно православный или англиканин), избегайте обращаться за помощью к профессиональным магам. Многие святые обладали способностью творить чудеса во имя Божие, но ни один святой чудотворец никогда не брал за это денег с клиентов. Не бывает чудес от Бога за деньги. Имейте это в виду. В магических обрядах амулетам и талисманам всякого рода при надлежит далеко не последнее место. Однако можно ли на этом основании сделать выводе том, что эти предметы сами по себе обладают определенной мистической силой, являются носителями добра или зла в чистом виде? Определенный энергетический потенциал присущ любому материальному объекту. Вспомните школьный курс физики. Энергия кинетическая, потенциальная, химическая… Вы когда-нибудь задумывались над тем, каков запас атомной и ядерной энергии в обыкновенном коробке спичек? Научиться бы только преобразовать ее, как нам хочется, и желательно без потерь. Но кто сказал, что все виды энергии уже открыты и изучены? Где гарантия, что формула Е=mс2 — это истина в последней инстанции? Весь опыт человечества убеждает нас, что абсолютная истина недостижима. Не следует также забывать о том, что энергия не обладает направленностью. Энергия — это не вектор. Она не может быть доброй или злой. В таком контексте очень симпатично выглядит гипотеза о том, что некой мистической энергией, или маной обладают все предметы без исключения, но некоторые из них устроены так, что их потенциал удобнее использовать, чем потенциал других предметов. Летать на дельтаплане удобнее, чем на метле, но это не означает, что дельтаплан обладает большим количеством или иным качеством потенциальной энергии по сравнению с метлой. Более того, теоретически вполне возможен и полет на метле, однако для его осуществления потребуются дополнительные энергетические затраты (например, можно организовать мощный восходящий поток воздуха). Камень с острым краем гораздо удобнее для разделки убитого животного, чем гладкий валун, но если долго мучиться, то и при помощи валуна, несомненно, можно добиться хороших результатов. Многие люди очень зависимы в работе от условий труда, от обстановки, от атмосферы в рабочем помещении. Цвет стен, освещенность, мебель — все это весьма важные факторы, влияющие на работу, особенно если нужно работать головой. Управленец, получивший новое назначение, зачастую начинает свою деятельность с ремонта собственного кабинета. И это не совсем блажь. Конечно, постепенно можно привыкнуть к любым условиям труда. Допустим, вы поступили на новое место. Вы каждый день приходите на работу, садитесь за один и тот же стол и пытаетесь работать. Поначалу у вас это, может быть, будет получаться хуже, чем обычно: слишком много факторов, которые отвлекают внимание своей новизной, и слишком мало тех, которые у вас подсознательно ассоциируются с рабочей атмосферой. Но постепенно налаживаются новые связи, новизна перестает быть новизной; оказавшись за своим рабочим столом, вы уже чувствуете, что находитесь в рабочей обстановке, — вы привыкли работать в этих условиях. Всякие мелочи, которые мешали вам, начинают помогать. Фактически они играют роль амулетов, способствуя сосредоточению, мобилизуя Ваш интеллектуальный потенциал. Привычка — великая сила. Точно так же, если вырешили заиметь амулет, вам нужно к нему привыкнуть (впрочем, часто считается, что не только хозяин привыкает к амулету, но и амулет к хозяину, но это вопрос теоретический). Хорошо, если какое-то время, скажем, около месяца, вы будете каждый день находить минут пятнадцать, чтобы уютно и расслабленно устроиться в удобном кресле со своим амулетом в руках и включить негромкую, спокойную музыку. Смотрите на амулет, думайте о нем, говорите себе что-нибудь вроде: «Это мой камень (мой брелок, моя цепочка, мой перстень…). Он мне нравится, он только мой. Он будет служить мне верой и правдой. Я точно знаю это. Он принесет мне удачу, защитит меня, я уверен…» — В общем, должно быть похоже на аутотренинг. Это вполне естественно: амулет по определению будет работать только в том случае, если его владелец поверит в скрытые в амулете силы. Сверхъестественная энергия амулетов может быть как персонифицированной (амулет может соотноситься с каким-то конкретным духом), так и не персонифицированной. Эту сверхъестественную энергию часто называют «маной». «Мана» — слово меланезийского или полинезийского происхождения. У народов, населяющих острова Тихого океана, маной называлась любая сверхъестественная сила, присущая некоторым людям, животным, предметам, духам. Гавайцы, в частности, считали, что мана присуща любому человеку, и чем выше его социальный статус, тем больше у этого человека маны. Чужую ману можно похитить. Считалось, что этому в наибольшей степени споспешествует употребление в пищу глаз убитого врага. Мана не может быть доброй или злой, и поэтому ее можно и с пользовать с любой целью. Применять ману способны, прежде всего, ее носители, однако при помощи магических ритуалов и заклинаний, по верованиям полинезийцев, можно добыть ману из неодушевленных предметов и определенным образом направить ее поток. Большим запасом маны обладают живые деревья, травы и животные, многие камни, пресная и морская вода. Камень, в котором много маны,- это естественный и очень сильный амулет. Куриный божок (галька с круглым отверстием), четырехлистный клевер, раковина — это примеры естественных амулетов. В западной культуре понятие маны несколько трансформировалось. Считается, что мана может быть доброй или злой. Таким образом, мана для европейца — не просто энергия, способная придать человеку дополнительные силы. Злая мана может быть опасна для дилетанта, не умеющего правильно распорядиться ею. Однако большинство амулетов — это носители доброй маны, не представляющие опасности для владельца. Амулеты могут быть как естественными, так и искусственными. При этом сила естественного амулета представляет собой сочетание маны и веры, а энергия искусственного амулета определяется исключительно верой в существование этой энергии. Однако следует иметь в виду, что мана может заключаться и в материале, из которого амулет изготовлен. Надо заметить, что искусственные амулеты зачастую представляют собой изображение людей, животных, богов, мифологических существ, чью энергию они олицетворяют. По здравом размышлении к их числу можно отнести, например, христианские иконы и распятия. Особой разновидностью амулетов следует признать разного рода изображения, лозунги, рекламные слоганы, торговые марки, которые появляются в неизменном виде на самых разных предметах. Лозунг «Слава КПСС» или трилистник фирмы «Адидас» — разве это не амулеты? Достаточно вспомнить советский Знак качества — это же не больше и не меньше, как комбинация нескольких сильных магических символов. В этом же ряду изображения знаков Зодиака на кольцах, кулонах, брелоках, календарях и т. д. Амулеты, особенно охранные, часто называют также оберегами. В последнее время появилась тенденция именовать амулетами предметы иностранного происхождения, а оберегами — то, что сделано на территории нашей многострадальной Родины.

Содержание[править]

  • Амулеты древности
  • Универсальные амулеты
  • Амулеты, приносящие удачу
  • Амулеты, защищающие от сглаза
  • Амулеты, заботящиеся о здоровье

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: