Капуста

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Caule»)
Перейти к: навигация, поиск


Courlet Voir Caule.

[ghhe]

Chou-fleur Légume dont on mange la pomme.

[ghhe]

Caule Chou en provençal.

Caulis Voir Caule.

[ghhe]

Caulet Voir Caule.

[ghhe]

Chou L'emploi de ce meuble est assez rare ; lorsqu'on le rencontre, il est figuré suivant sa forme naturelle. 1899 L'emploi de ce meuble est assez rare ; lorsqu'on le rencontre, il est figuré suivant sa forme naturelle. 1901 Plante bien connue.

[ghhe]

Cabus Voir Chou. 1905 Se dit d'une variété de chou.

[ghhe]


Эмблематика[править]

Капуста.

  • Моя твердость - гарантия моей белизны.
Символ непоколебимости и твердости, сохраняющих чистоту и невинность.
[EMSI 24-11,с.203]

Капустный кочан, растущий рядом с виноградной лозой.

  • Это средство против невоздержанности.
[EMSI 37-11,с.263]

Славяне
[править]

— одна из основных овощных культур традиционного рациона (особенно во время поста), многие этапы выращивания которой ритуализованы. В день св. Андрея (ЗО.Х1/13.ХП) в южной Болгарии ели К., зерновые и бобовые, чтобы в будущем году получить большой урожай этих культур. Чтобы вилки К. уродились тугими и крупными, в Сочельник (белорусы), в день Татьяны Крещенской (русские) женщины свивали клубки пряжи как можно туже и крупнее; в восточной Польше за рождественским ужином, когда ели К., сжимали руками друг другу головы. Семена К. следовало сеять до восхода солнца; на прибывающей луне, чтобы головки были твердыми (Моравская Словакия), взяв семена в рот (Закарпатье), крепко повязав голову платком (Великопольша). Посадку капустной рассады приурочивали к одному из весенних праздников. У русских такие дни получили эпитет «Рассадницы» (день св. Лукерьи 13/26.У, Мавры 3/16.У, Ирины 5/18.У). Запрещалось сажать К. в понедельник, вторник, четверг [мужские дни] (Полесье), на новолуние, в первые дни после полнолуния — сгниет (белорусы), в «сухой день» (вторник перед Пасхой) — К. пойдет в кочерыжку; в четверг — черви съедят (русские); в «кривую среду» (последняя перед Троицей) — уродится кривая, маленькая, червивая (Пинщина). Чтобы головки К. хорошо завязывались, а кочаны выросли большие, круглые и крепкие, во время посадки рассады держались обеими руками за голову, повязывали голову полотенцем, платком; присаживались на корточки (Горный Спиш); опрокидывали друг друга в борозду (поляки). Чтобы кочаны К. уродились большими, тугими и белыми, прибегали к частичному или полному обнажению: женщины и девушки (в редких случаях и мужчины) бегали по бороздам без юбок или совсем обнаженные (Русский Север, Сибирь). Украинки сажали К. в белой рубашке, оголив зад, чтобы К. была белая, крепкая и круглая (Чернигов, обл.). Первый посаженный росток накрывали чугуном, большим горшком, а горшок — белой скатертью или белым лоскутом, сверху клали камень, произнося приговор: «Как горшок большой, как тряпка бела, как камень твердый, так и вилки капусты пусть будут больши, белы, тверды» (Сибирь). Чтобы кочаны завивались, на Троицу в лесу завивали березку и пели: «Вей-ся-ко, вейся, капуста, / Вейся-ко, вейся, вьюная!/Как мне капустке не виться,/ Как мне зимой не валиться» (Костром, обл.); при посадке прыгали и кружились (зап. Полесье); хозяйка трижды завязывала голову платком, «щоб капуста въя-залась» (Полтавщина). На масленицу в Польше и Словакии исполняли обрядовый танец «на капусту»; у вост. славян водили хороводы, чтобы К. вилась. Чтобы защитить К. от вредителей, в грядки втыкали крапиву с приговором: «Крапива червям, а капуста нам» (Забайкалье). Первого увиденного на К. червяка перекусывали и зарывали в землю. Горсть земли с могилы разбрасывали по грядкам с приговором: «Как у тебя (имя покойного) зубы не разжимаются, уста не растворяются, так бы и у червяка на мою овощь зубы не растворялись» (Сибирь). В России рубку К. начинали с Воздвижения (14/27.IX), в день Сергия Радонежского (25.1Х/8.Х) (Сергий-капустник, капустки), в Сибири — со дня Рождества Богородицы. В этот период, называвшийся капустница, капустки, начинались девичьи вечеринки, род посиделок: капустники, капустки, капус-тенские вечера, которые длились две-три недели. Капустницы — девушки и женщины, пришедшие на рубку К., -входя в дом, поздравляли хозяев с К., как с праздником. В Тверской губ. во время рубки К. исполнялись капустные песни. Первое ритуальное употребление К. в Калужской губ. происходило на Петров день; варили первые щи, чтобы К. была кочанная, и в день Николая Кочан-ника (Никола Кочанный, Кочанский, кочанный день 27.УП/9.У1П), когда К. завивается в кочаны. В день Пантелеймона Кочанного (9/22.VIII) было в обычае печь пироги с К., угощать детей и нищих странников, чтобы осенью собрать богатый урожай К. По распространенному поверью, детей находят в К., под листом К.; их приносит зайчик и сажает на капустной грядке. Ср. рус. капустничек — ребенок, рожденный вне брака. К. стоит в ряду растений, наделяемых брачной символикой: за измену парень ссекает К. на грядках у девушки, которая изменила. Кочан К. (вместе с гусем и гречишной половой) ставили после свадьбы на стол перед родителями нечестной невесты (Минская обл.). К. широко использовалась в народной медицине: больную голову обкладывали свежими листьями К., клали их на ожог, на воспаленное место при роже, на раны; капустной рассадой, посеянной в день Сорока мучеников, обкладывали больного во время приступа эпилепсии и т.п. В.В. Усачева < SMES


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: