Ящик
Huche Grand coffre de bois. [ghhe]
На символику различных видов сундуков, ларцов или шкатулок оказывает влияние практика их использования для хранения особенно ценных объектов: драгоценностей, мощей святых, головы врага и т. д. Ларцы искусной работы нередко сами выступают в роли охраняемой ценности… Основные значения:
|
СодержаниеСм. также: |
Античность[править]
Мистический ящик Диониса (скорее плетёный короб, нежели деревянный ящик) с символическими предметами в нём носили специальные жрецы, кистофоры. Во время мистерий из него выскальзывала змея.
Культовый образ Деметры (лат. Церера) в элевсинских мистериях представляет её сидящей на ящике или коробе.
В римскую эпоху «ящик» (cista) стал всеобщим символом эзотерических мистериальных религий.
Ящик (сосуд) Пандоры содержит все запретное: людские пороки, соблазны и несчастья, болезни и бедствия, которые разнеслись по земле из-за её любопытства.
На дне ящика Пандоры таится надежда.
Китай[править]
В сундуках хранятся древние реликвии или предметы, олицетворявшие дух предков.
Иудаизм[править]
Вместилищами тайн, ковчег со скрижалями Завета.
Христианство[править]
Открытый сундук — сокровищница, в котором лежит сердце — Сердце скряги / Антоний Падуанский, Св.
Женщина, кладущая монету в сокровищницу Храма — Лепта вдовы.
Коробочка или ларец с мирром — частый в искусстве эпохи Возрождения атрибут (основной) Марии Магдалины, восходящий к двум новозаветным эпизодам:
- сцене празднества в доме Симеона после воскрешения Лазаря:
- «Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его»[2];
- и сцене у гроба Господня:
- «По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти — помазать Его»[3].
Коробочка с мазями служит атрибутом Св. целителя Пентелеймона. Она также используется как атрибут Свв. братьев Космы и Дамиана: будучи целителями, они держат в одной руке ларец с притираниями, а в другой — ланцет или иной хирургический инструмент.
Психология[править]
Секрет. Женственность, относящаяся как к сфере бессознательного[4], так и к собственно материнскому телу[5].
В «ларце Пандоры» усматривается скрытый смысл, подчеркивающий значение бессознательного, особенно его неожиданных, чрезмерных, деструктивных возможностей. Диль связывает этот символ с «образной экзальтацией»[4].
Также прослеживается аналогия между ларцом Пандоры и «третьей шкатулкой» — образ, встречающийся во многих легендах. В отличие от первой и второй шкатулки, которые хранят добро и богатства, третья содержит бури, разрушения и смерть. Вероятно, это символ годичного цикла или стадий человеческой жизни: две из которых благоприятны, а третья полна несчастий.
Черновые материалы[править]
Превосходный анализ темы Пандоры дан в работе Доры и Эрвина Панофски «Ларец Пандоры»(Лондон, 1956). Особый интерес представляет изучение авторами отражения мифа в литературе и путей его проникновения в изобразительное искусство.
За очевидной женской символикой этих предметов (ассоциирующихся с женским лоном) лежит еще один слой понимания: коробка — символ сюрприза, загадочного, пугающего и манящего, независимо от того, приятный он или неприятный. «Кто выбрал меня, тот должен дать и рисковать иметь меня», — говорит Порция в пьесе Шекспира «Венецианский купец».
Менее благоприятная связь видна в греческом мифе об открытом ящике Пандоры, который стал метафорой непредсказуемости человеческого подсознания и неограниченного зла.
Самшитовое дерево, чья прочная плотная древесина когда-то использовалась для изготовления шкатулок, является символом бессмертия в траурных церемониях.
Литература[править]
Примечания и комментарии[править]
Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить. Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы |
Поделиться: |