Гребень

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Щётка»)
Перейти к: навигация, поиск


Один из острых колющих предметов-апотропеев (ср. Борона) и женских символов (ср. Веретено).

В основе его символики, возможно, лежит отождествление длинных гребешков древности с лучами солнца и струями дождя.

Основные значения:

  • плодородие, дождь, лучи солнца, вовлечение, музыка.
  • атрибут Венеры, сирен и русалок, колдуний;
  • магическая дуга

Разделяет символику лодки. Согласно Шнайдеру, связь гребня и лодки столь тесна, что оба символа как будто сливаются, причем таким образом, который позволяет предположить примирение Огня и Воды[1].

Золотой гребень из кургана Солоха. IV в. до н. э. (?)

См. также:

Орудия

Грабли
Борона
Веретено
Лодка
Ткачество

Славяне

Существовали правила обращения с гребнем в быту.

  • Его нельзя было оставлять на виду, класть на стол, на окно, на дежу — «ангел не сядет» (украинцы).
  • Расчесав косу, девушка должна была спрятать гребень (болгары).
  • Новым гребнем сначала расчесывали кота, или собаку, или даже свинью, чтобы зубья дольше не ломались (украинцы).
  • При выпадении волос их чесали прядильным гребнем (восточные славяне).
  • На святки из дома обязательно выносили гребень и другие ткацкие инструменты, это защищало скот от болезней, а людей — от змей (восточные славяне).

В родинных обрядах гребень служил символом женской доли. Новорожденному мальчику перерезали пуповину на топоре, а девочке — на гребне, чтобы из нее вышла хорошая пряха (Полесье). На крестинах бабка передавала куму мальчика через порог, а девочку — через гребень; кумовья, выходя из дома, ступали правой ногой на порог или на гребень. (Полесье).

В девичьих гаданиях гребень клали под подушку и по тому, кто во сне будет им причесываться, узнавали суженого. Часто гребень клали под подушку со словами: «Суженый, ряженый, приходи голову чесать» (русские).

Гадание с гребнем зафиксировано у западных славян в «Каталоге магии Рудольфа» (XIII в.):

«Готовят воду и вместе с гребнем, овсом и куском мяса ставят со словами: „Приди, сатана, искупайся, причешись, своему коню дай овса, ястребу — мяса, а мне покажи мужа моего“».

На свадьбу девушке принято было дарить гребень.

Гребень, которым расчесывали покойника, считался «нечистым» и подлежал, как и другие «покойницкие» предметы, удалению, отправлению за пределы жизненного пространства. Его бросали в реку, чтобы «поскорее уплыла смерть», или куда-нибудь забрасывали, относили в такое место, где никто не ходит, либо клали вместе с остриженными волосами в гроб. В Болгарии (Горна Оряховица) гребень, которым расчесывали покойника, клали в гроб, отломив от него столько зубцов, сколько человек осталось в доме: эти зубцы клали на яблоню, чтобы не умерли домочадцы покойного, или в загон для скота. В некоторых районах Болгарии гребень и мыло отдавали тем, кто обмывал покойника, выбрасывали подальше, в укромное место, «чтобы зло ушло вместе с ним»; ломали гребень и бросали в огонь; бросали в реку и т. п.

Чесальный гребень у всех славян использовался в качестве оберега от нечистой силы, порчи, болезней. Гребень или веретено клали в колыбель, чтобы ребенок спал спокойно. У сербов новорожденных защищали от вештиц и других демонов одним или двумя составленными гребнями, между которыми помещали головку ребенка. На эти гребни должны были «наколоться» вештицы. В Шумадии гребни оставляли в местах, где опасались появления демонов. В юго-западной Болгарии (Каменица) гребни ставили над умершим и зажигали на них свечи, чтобы защитить дом в случае, если покойник станет вампиром.

Южные славяне, особенно сербы, считали гребень действенным средством защиты скота от волков. От Сочельника до Крещения женщины не прикасались к гребням и держали их соединенными, чтобы «запереть» пасть волку. Во многих районах Сербии в Рождественский сочельник совершали ритуальный прогон скота между двумя гребнями, после чего гребни соединяли зубьями и помещали над входом в загон. Соединяли гребни и в случае, когда скот терялся, — это должно было уберечь его от волчьих зубов. Этот же прием применялся и против колдовства, порчи и болезней. Для опознания ведьмы два гребня ставили так, чтобы между ними прошла подозреваемая в ведовстве, после чего гребни соединяли, а ведьма приходила просить, чтобы их разъединили, так как составленные гребни причиняли ей боль (сербы).

Гребень известен и как лечебное средство: в Полесье, когда заболевала корова, хозяйка выносила гребень и забрасывала его на грушу, где он должен был лежать неделю, после чего его мыли и использовали по назначению. В Пиринской Македонии (район Разлога) знахарка вела больного к реке, наклоняла его над водой и чесала железным гребнем от лба до пупа, потом макала гребень в воду и произносила заговор. Так лечили болезнь сугреби, «собирая» ее в гребень.

Гребень — характерный атрибут многих мифологических персонажей: богинки, русалки, женского водяного духа и др., которые в быличках расчесывали свои длинные волосы.

Как орудие порчи гребень использовался в свадебном обряде: два чесальных гребня ставили по обе стороны дороги, а когда молодые проходили, их соединяли; после этого молодые всю жизнь ссорились (сербы).

Как средство приумножения гребень:

  • клали в мешок с семенами, чтобы жито было «частым», как его зубья, или помешивали им семена, приготовленные к севу;
  • закапывали гребень в первую борозду, а вечером забирали домой (сербы и македонцы);
  • расчесывали овец, а вычесанную шерсть и сломанный гребень бросали в загон к овцам, чтобы у них было больше шерсти (русские).

Япония

Гребень (куши) играет важнейшую роль в японской мифологии.

Гребень Ицанаги — создателя мира, наделен сверхъестественной способностью к превращениям:

  • он защищает бога
от «ужасных самок», которые его преследуют,
от страшного дракона, пытающегося его проглотить;
  • превращается в бамбуковую рощу;
  • один из зубцов служит факелом, с помощью которого бог разыскивает свою жену в Стране мертвых, чтобы вывести ее оттуда.

Духовная сила, посредник между небом и людьми, священный знак, используемый, когда человеческое существо вступает в связь с Ками. Считался неким центром, подобным оси или ступице колеса. Символ соединения воедино человеческой силы, благородства, веры в Бога,— всего, наиболее ценного и индивидуального из черт его личности. Зубцы гребня выполняют функцию защиты различных составных частей человеческой личности, соединенных с его помощью в одно целое.

Вставленный в прическу женщины гребень, превращает ее в дочь Ками.

Согласно преданию, император Сюдзин, вверив своей дочери божественное зеркало богини Аматерасу, воткнул ей в волосы гребень прощания.

Сикхизм

Один из трёх культовых объектов, обязательных для ношения каждым сикхом.

Христианство

Железный гребень, напоминающий чесалки для шерсти — один из атрибутов Св. Власия. По приказу императора Ликиния такими гребнями из железа терзали его тело.

Щетка, типа той, какой пользуются чесальщики шерсти, атрибут:

  • Блэйз, Св. — епископа;
  • Лаврентий, Св. — лежит на земле святого.

См.т.ж. Медовые соты. (???)

Психология

У Хуана Керлота указывается на ассоциацию между гребнем и обглоданным рыбьим хвостом — знаком погребения или жертвы (в частности, пожирания).

Литература

  • Толстая С. М. Однимённая статья в SMES

Иллюстрации

00-04-524-000.jpg

Примечания

  1. KERL-19

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: