Шэнь-нун

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


х́

Основные значения:

Шэнь-нун. XIX в.

См. также:



«божественный земледелец»

В древнекитайской мифологии один из центральных культурных героев, с именем которого связывается начало земледелия, мудрый правитель. Образ его, видимо, ещё на весьма ранней стадии контаминировался с образом солярного божества Янь-ди. По преданию, мать Шэнь-нуна — Нюй-дэн зачала его после того, как увидела чудесного дракона. Представляется, что Шэнь-нун имел такой же облик, как и другие мифические первопредки (Нюй-ва, Фу-си), — змеиное тело, человечье лицо, бычью голову (что связано с его функцией бога земледелия) и нос тигра. Считается, что Шэнь-нун зелёного цвета (цвет растительности). Когда Шэнь-нун родился, в земле сами собой появились 9 колодцев. При нём с неба выпало дождём просо, и Шэнь-нун тут же стал пахать землю и сеять его. Ему же приписывается изобретение сельскохозяйственных орудий.

Шэнь-нун считают первым «фармакологом». Он ходил с красным кнутом и стегал травы, определяя их целебные свойства, вкусовые качества. У него был специальный треножник, на котором готовились целебные отвары. По преданию, жители Байминьго («царство белых людей») поднесли Шэнь-нун животное яошоу («лекарственный зверь»). Когда кто-нибудь заболевал, стоило только погладить зверя по спине и сказать ему об этом, как он тут же мчался в поля и приносил в зубах нужную для исцеления траву. Однажды Шэнь-нун проглотил стоножку, каждая нога которой превратилась в червя, и умер.

С Шэнь-нуном связывается также начало торговли (он устроил первые меновые базары). В поздней народной мифологии Шэнь-нун — один из триады мифических государей (сань хуан) — покровителей медицины. Иногда он именуется Яо-ван («царь лекарств»).

Литература
[править]

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии
[править]

[ MNME ]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: