Шакьямуни

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Шакьямуни — санскр. sakyamuni; пали sakyamuni — «мудрец (из племени) шакья»
Сиддхартха — собственное имя
Гаутама — родовое имя

В буддийской мифологии последний земной будда, проповедовавший дхарму, на основе которой сложилось буддийское вероучение. В буддийских текстах нередко вместо перечисленных имён используются разные эпитеты (которые, кстати, являются и эпитетами всех будд):

  • бхагават — «благословенный»,
  • татхагата — «так ушедший»,
  • сугата — «в добре ушедший»,
  • джина — «победитель» и т. д.

В основе мифологического образа Шакьямуни, несомненно, лежит реальный человек, основатель буддизма, который жил в Северной Индии в сер. I-го тыс. до н. э.[1]. Его жизнеописание начало наполняться мифическим содержанием, по-видимому, уже при жизни; в последующие столетия мифологизация его образа возрастала вплоть до появления на рубеже нашей эры канонического образа, зафиксированного в буддийских канонических текстах.

Ни в одном каноническом тексте легенда о Шакьямуни не излагается полностью: «Махапаринирвана-сутра», например, содержит только сведения о последних месяцах его жизни и о смерти, а в «Дхармачакраправартана-сутре» описывается его первая проповедь. Первым произведением, где жизнь Шакьямуни описывается с рождения до смерти, является «Буддхачарита»[2]]. Вместе с тем эта легенда в основных чертах одинакова во всех течениях буддизма, хотя жизнь Шакьямуни и принято разделять на периоды, число которых в разных традициях различно. В тибетской традиции, например, выделяют 12 этапов:

  • принятие решения родиться в мире людей;
  • схождение с неба тушита;
  • вхождение в лоно матери;
  • рождение;
  • накопление мирских знаний;
  • жизнь в удовольствиях;
  • уход из дворца;
  • аскетические упражнения;
  • победа над Марой;
  • достижение состояния будды;
  • проповедь дхармы;
  • вхождение в нирвану.

Общебуддийское содержание легенды таково: в течение многих кальп Шакьямуни перерождался в качестве бодхисатвы, принимая облик всевозможных существ. Накопив за это время нужные свойства для достижения состояния будды, он провёл предпоследнее своё рождение в небе тушита. Поскольку мир людей погрузился в мрак неведения, боги просили Шакьямуни родиться в облике человека, чтобы он мог стать буддой и проповедовать дхарму. Бодхисатва согласился на это и выбрал местом своего рождения маленькую страну племени шакьев в Северной Индии, а родителями — царя Шуддходану и царевну Майядеву. В это время Майядеве приснилось, что в её лоно вошёл белый слон. Этот сон был истолкован как знак того, что она станет матерью великого человека. Шакьямуни родился в роще Лумбини близ столицы шакьев Капилавасту. Он имел все махапурушалакшаны, и учёные-брахманы предсказали, что он станет или буддой, или чакраватином. Отец предпочитал второе: он дал сыну всестороннее светское образование и делал всё, что мог, чтобы Шакьямуни видел только положительные стороны жизни. Шакьямуни жил в специально построенном для него дворце, в наслаждениях и удовольствиях. Он женился на своей кузине Яшодхаре, и, казалось, что всё идёт к исполнению мечты отца.

Но однажды Шакьямуни увидел в городе четыре знамения. Первые три (старик, больной, труп) показали ему неустойчивость сансары, а последнее (монах) показало ему путь к освобождению. Он решился на бегство и после рождения своего сына Рахулы покинул дворец и присоединился к аскетам. Через несколько лет он понял, что их методы (особенно крайний аскетизм) не ведут к спасению. Шакьямуни сидел у подножия дерева бодхи и решил не вставать прежде чем достигнет совершенства. Несмотря на искушения Мары, на 49-й день (в возрасте 35 лет) Шакьямуни достиг бодхи и стал буддой. Первую проповедь он произнёс в парке Ришипатана близ Варанаси для пяти бывших своих товарищей-аскетов, которые и стали его первыми учениками. Скоро вокруг Шакьямуни собралась большая сангха и лучшие его ученики (Шарипутра, Маудгальяяна, Кашьяпа, Субхути и др.) достигли состояния архата. Преодолев угрозу заговора Девадатты, Шакьямуни в возрасте 80 лет ушёл в полную нирвану.

В махаяне и ваджраяне образ Шакьямуни имеет некоторые специфические черты. Так, например, считается, что в мире явилось лишь его нирманакая (см. Трикая), в то время как самбхогакая осталось в небесах.

В зависимости от умственных способностей слушателей Шакьямуни проповедовал разные по сложности дхармы. Индо-тибетская махаянская традиция считает, что он совершил три т. н. «поворота колеса дхармы» («дхарма- чакраправартана»). На первом этапе он проповедовал хинаяну, затем — праджняпарамиту, и наконец — виджнянаваду (последние две составляют махаяну).

Изображение Будды в журнальной иллюстрации.

См. также:

Буддистские символы
Буддийская мифология
Будда

Сиддхартха
Гаутама
Дхарма
Бхагават
Татхагата
Сугата
Джина
Кальпа
Тушита
Бодхисатва
Архат
Шуддходана
Майядева
Чакраватин
Яшодхара
Рахула
Дерево Бодхи
Мара
Сангха
Шарипутра
Маудгальяяна
Кашьяпа
Субхути
Девадатта
Трикая

Слон

Литература
[править]

  • Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
  • Асвагоша, Жизнь Будды [пер. с пали], М., 1913 < MNME
  • Дхаммапада, пер. с пали, М., 1960 < MNME
  • Бэшем А. Л., Чудо, которым была Индия, [пер. с англ.], М., 1977 < MNME

Примечания и комментарии
[править]

  1. По мнению большинства учёных, в 566—476 или в 563—473 до н. э.
  2. «Жизнь Будды» Ашвагхоши (I в. н. э.)

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: