Шакунтала

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


санскр. Sakuntala

В индуистской мифологии дочь риши Вишвамитры и апсары Менаки, мать царя Бхараты.

Менака оставила только что родившуюся Шакунталу в лесу, где её охраняли от хищников птицы «шакунта» (отсюда её имя), а затем её нашёл и воспитал в своей обители отшельник Канва. Однажды во время охоты в обитель попал царь Душьянта, они с Шакунталой полюбили друг друга и сочетались браком гандхарвов[1]. Когда Душьянта, повинуясь царскому долгу, покидал обитель, он оставил Шакунтале своё кольцо в качестве залога любви. Поглощённая мыслями об уехавшем Душьянте, Шакунтала не заметила приближения брахмана Дурвасаса, и тот проклял её, предсказав, что она будет забыта своим супругом, который снова признает её лишь тогда, когда увидит своё кольцо. Затем Канва отправил Шакунталу к Душьянте, но по дороге, совершая омовение в Ганге, она уронила в реку кольцо. Царь не узнал Шакунталу и отверг её, а Менака унесла её на озеро апсар, где Шакунтала родила сына от Душьянты — Бхарату. Между тем слуги Душьянты приносят ему кольцо, обнаруженное в брюхе выловленной из Ганга рыбы. Царь сразу же вспоминает о своей возлюбленной и горько раскаивается в содеянном. После многих лет поисков ему удаётся найти Шакунталу на небе, и вместе с ней и сыном он возвращается к себе в столицу.

Легенда о Шакунтале в двух отличающихся друг от друга вариантах изложена в «Махабхарате» (I 62-69) и «Падма-пуране». Наибольшую известность получила её обработка Калидасой в драме «Признанная (по кольцу) Шакунтала» (предп. V в. н. э.), которая считается шедевром индийской литературы.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индуистская мифология

Вишвамитра
Менака
Бхарата
Канва
Душьянта
Дурвасас
Апсара
Риши
Калидаса

Литература

  • Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME
  • Калидаса, Избранное, [пер. К. Бальмонта и П. Риттера], М., 1956 < MNME
  • Калидаса, Избранное. Драмы и поэмы (пер. С. Липкина, М., 1974) < MNME

Примечания

  1. То есть браком по взаимному согласию, без соблюдения формальных обрядов.

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: