Чжан Тянь-ши

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


х́


Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:



«небесный наставник Чжан»

В китайской даосской и поздней народной мифологии главный маг и повелитель бесов. В основе образа мифического Чжан Тянь-ши лежит представление о главе даосской церкви Чжан Дао-лине (3 в. н. э.), которому (как и его прямым потомкам) был присвоен в 5 в. почётный титул тяньши («небесный наставник»).

Согласно преданию, Чжан Дао-лин, путешествуя по стране, добрался до гор в уезде Синьаньсянь провинции Цзянси, где занялся изготовлением пилюли бессмертия. Когда пилюля была готова, он принял её и, хотя Чжан Дао-лину было в то время 60 лет, он превратился в молодого человека; одновременно он получил магические тайны сочинения и приобрёл могущество (благодаря которому мог изгонять бесов и оборотней), а также проник в тайны превращений. После этого Чжан Дао-лин вознёсся на небо, оставив своим детям и внукам сочинения по магии, заклинания, печать и чудесный меч (по другой версии, он, приняв полтаблетки снадобья, стал земным бессмертным). От имени Чжан Тянь-ши веками издавались указы против нечисти, распространявшиеся по всей стране. Как начальнику над всеми хтоническими силами Чжан Тянь-ши приписывалась власть над обитающими в земле животными, которые могут повредить особо почитавшимся в Китае могилам предков. Одновременно «специальностью» Чжан Тянь-ши считалась и борьба с ядоносами, то есть скорпионами, змеями, ядовитыми пауками и т. п. Считалось, что Чжан Тянь-ши подчинены также 5 громов, по его приказу убивающих нечисть, поэтому на картинах вокруг фигуры Чжан Тянь-ши рисовались 5 огнедышащих барабанов — символов этих громов. Поскольку функции Чжан Тянь-ши близки функциям начальника над бесами Чжун Куя, то их изображения и атрибуты нередко смешивались.

Лит.:

  • Алексеев В. М., Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях, М., 1966, с. 216-20;
  • Чжан Тянь-ши в сб.: Миньцзянь гуши (Народные сказки), в 3, Шанхай, 1934, с. 102-05;
  • Dоrй Н., Researches into Chinese superstitions, v. 9, Shanghai, 1931, p. 69-86.
[Б. Л. Рифтин MNME ]

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: