Череп

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Во многих традициях имеет сложное значение, как средоточие интеллекта, духа, жизненной энергии и части тела, наиболее стойкой к разложению, — символика, лежащая в основе языческого культа черепа в Европе.

Современный символ смерти, по-видимому, средневекового происхождения (не известный в этом значении в античности).

Череп со скрещенными костями изображался на пиратском флаге.

Основные значения:

  • преходящий характер жизни, тщета мирского, смерть, смертность, смерть для мира;
  • память о смерти, memento mori;
  • то, что переживает смерть — служит напоминанием о жизни и преображении;
  • Луна, призраки, смерть Солнца, боги мертвых, время;
  • жизненная сила, заключенная в голове;
  • со скрещенными костями смерть, знак предупреждения о смертельной опасности;
  • жизненная сила, заключенная в чреслах- берцовые кости символизируют.

Бланшар Жак. Св. Иероним. 1632 г.


См. также:
[править]

Человек

Смерть
Смерти символы
Голова
Кости
Адам
Мёртвая голова
Голгофа
Et in Arcadia ego
Аркадия
Кронос
Яма
Кали
Дурга

Античность
[править]

Атрибут Кроноса (Сатурна) как олицетворения Времени.

Мезоамерика
[править]

У майя, наряду со скелетом, — символ бога смерти и подземного мира.

Скелет и череп — знаки шестого дня ацтекского календаря.

Индуизм
[править]

Чаша из черепа, наполненная кровью — отречение от жизни; атрибут Кали (Дурги).

Буддизм
[править]

В тантризме череп, наполненный кровью, символизирует отречение от жизни.

Эмблема Ямы, бога мертвых, и Тары в её мрачном аспекте.

Христианство
[править]

Широко распространено изображение черепа у подножия креста в сцене Распятия как указание на Голгофу («Место черепа», «лобное место»). Эта практика восходит к легенде о том, что распятие Иисуса произошло над могилой Адама. В этом усматривается намек на то, что через крест Господень все люди придут к жизни вечной.

«Так и написано: „первый человек Адам стал душею живущею“; а последний Адам есть дух животворящий»
1 Кор. 15:45

Начиная с эпохи Возрождения череп Адама начинают изображать с перекрещенными костями.

Череп и крест — вечная жизнь после смерти Христа на Голгофе.

Как символ преходящей природы земной жизни служит намеком на бесполезность и суетность (тщета) мирского. При этом вместе с черепом может быть изображена жаба или змея.

Святые и отшельники, пребывающие в молитве (особенно в конце XVI в.) изображаются созерцающими череп и/или держащими его в руке. Размышление о смерти или её мысленное представление рекомендовалось иезуитами как духовное упражнение.

Атрибут:

  • раскаивающиеся святые;
  • отшельники;
  • Мария Магдалина, Св.;
  • Павел, Св.;
  • Иероним, Св.;
  • Франциск Ассизский, Св.;
  • Ромуальд, Св..

Алхимия
[править]

Вместе с вороном и могилой череп символ «почернения» (нигредо) и умерщвления:

  • первая стадия «Малой Работы»,
  • принцип «земля к земле» (прах к праху???).

Эмблематика
[править]

Как напоминание о быстротечности земной жизни встречается на картинах «Vanitas».

В портретном изображении модели рука, лежащая на черепе, указывает на пиетет изображенного, лавровый венок на черепе говорит о том, что добродетель и слава умершего переживут его.

Атрибут:

  • Меланхолии (темпераменты);
  • аллегория Старости — старик, рассматривающий череп.

Иллюстрации
[править]

  • Череп со скрещенными костями, круг и крест, как погребальный символ на надгробном камне.

Оберег — конский череп, выставленный во дворе дома для защиты от нечистой силы. Болгария. — Из кн.: Георгиева И. Българска народна митология. София, 1993. Рис. 119. < SMES, с.245

Литература
[править]

Примечания и комментарии
[править]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: