Весы, предмет

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Чаши весов»)
Перейти к: навигация, поиск


Описание
[править]

весы́
≈ чаши весов
лат. libra
—————————




Инструмент халдейского происхождения, в наиболее распространённой форме представляющий собой двуплечный рычаг с двумя одинаковыми подвесными чашками, уравновешенными симметрично друг относительно друга и центральной оси. Весы такого типа в древнем Египте появились уже около пяти тысяч лет до н. э.


Мифологический символ божественного, и в особенности — загробного, правосудия, восходящий к учениям многих религий о воздаянии на посмертном суде, принимающем решения посредством взвешивания добрых и злых деяний умершего.

Основные значения:
[править]

 — истина, правда, правильное решение, божественное суждение;
 — юрисдикция, суд, земная справедливость, правосудие как соответствие и равенство вины и наказания (преступление и наказание, грех и покаяние);
• судья, арбитр — стрелка, язычок весов: он незначителен на первый взгляд, но может решать судьбу;
 — равновесие, равенство, гармония и экономность;
 — учтивость, умеренность, мера, серьезность, достоинство;
 — значение, мощь власти;
 — сомнение, страх, месть, голод, недостаток, смерть;
 — бремя;
 — беспристрастие(ность), равновесие противоположностей и дополняющих друг друга факторов и оппозиций:
• юг-север,
• восход-закат,
• развитие-замирание, застой,
• мужчина-женщина,
• добро-зло и т. д.

Отчасти разделяет символику других символических образов, обладающих центральной симметрией:

 — лабрис,
 — Древо Жизни,
 — дерево Cефирот, etc.



«Здесь пригнетается — там поднимается». Й. Босхиус, «Символография», 1702 г.

Смотри:
[править]

Орудия
• Весы

~ в геральдике
~ в астрологии



Смотри также:


Гермафродит

———

• Взвешивание

———

Древний Восток
[править]

В жанре причитаний в шумерской литературе и в подражаниях ему в литературе хеттской[1] засвидетельствованы представления, согласно которым взвешивание находилось под покровительством бога солнца.

Египет
[править]

Весы — непременный атрибут суда Осириса, во время которого Анубис по повелению Тота взвешивает сердце умершего, используя в качестве мерила статуэтку Маат или страусовое перо — её символ[2]. Результат взвешивания оглашал павиан.

«И не находилось на этих весах слишком легких сердец![3]»

00-00-000-000.jpg Смотри также:
Осирис
Анубис
Тот
Маат
Сердце

Античность
[править]

Согласно Гомеру, Зевс на своих золотых весах определяет участь соперничающих людей или войск:

• во второй битве троянцев с ахейцами, когда длившаяся с рассвета до полудня схватка не выявила победителя, Зевс взвесил судьбы обоих народов — несчастье выпало грекам;
• подобное же говорится об опредеоении судеб Ахилла и Гектора.

Аналогичным образом при сражении Энея с Турнусом «сам Юпитер поднял чаши весов, решая: кому из них какая участь выпадает[4]».

В качестве своего атрибута весы имеют:

 — Немезида;
 — Фемида — вместе с мечом представляют высшую справедливость и воздаяние;
 — Кронос и Сатурн;
 — Удобный Случай — весы на острие меча.

00-00-000-000.jpg Смотри также:
Немезида
Фемида
Кронос
Зевс
Удобный Случай

Тибет
[править]

В сценах загробного суда хорошие и плохие дела символизировали белыми и черными камешками на чашах весов.

Иран
[править]

В маздеизме бог справедливости Рашну с Митрой — бог правды, истины; и Сраоша — бог религиозного послушания, взвешивали в золотых чашах весов людские грехи.

Смотри также:
Иранская мифология

———

Рашну
Митра
Сраоша

Индуизм
[править]

Весы — dhata, знак королевской административной и военной власти, символ касты кшатриев.

Древнеиндийской традиции известны взвешивания:

• определяющее нравственные достоинства умершего человека[5].
• как инструмент ордалий (божьего суда): на одну их чашу помещался обвиняемый, на другую — земля.

При этом к весам обращались с ритуальным воззванием, в котором утверждалось, что они — выше богов, демонов и смертных по способности отличать благие дела от дурных.

00-00-000-000.jpg Смотри также:
Касты

Библия / Ветхий Завет
[править]

«Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему[6]».
«Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме[7]».

Иудаизм
[править]

В древней Иудее символ голода и недостатка, когда требуется взвешивать нечто, разделяемое среди нуждающихся.

В книгах пророков отмечаются представления о весах божественного правосудия:

«И вот, что начертано: МЕНЕ, ТЕКЕЛ, ФАРЕС. Вот — и значение слов: МЕНЕ — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ — ты взвешен на весах и найден очень легким; ФАРЕС — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам[8]!»;
«Если я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство, — пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность[9]».

Смотри также:
Пир Валтасара

Христианство
[править]

Знак вершимого суда, инструмент отделения добрых от злых, праведников от грешников. В средние века обвиняемых в колдовстве взвешивали, помещая на вторую чашку весов окованную металлом Библию: согласно общепризнанным представлениям того времени, дьявол уменьшает вес своих приверженцев. Подобные весы до наших дней сохранились в голландском городе Оудеватер; к чести последнего, ни один из испытуемых не был признан виновным.

Весы своим атрибутом имеют:

 — Судья мира на Страшном суде;
 — архангел Михаил;
 — Глад — третий всадник Апокалипсиса на вороном коне, который "… держал в руке весы, и слышен был глас, произносивший: «мерка пшеницы за динарий, и три мерки ячменя за динарий[10]!»;
 — Св. Мавр — молодой ученик Св. Бенедикта.

Смотри также:
Судья мира
Михаил, архангел
Глад
Бенедикт Нурсийский, Св.
Лёгкость

Ислам
[править]

Ангел Джибрил заведует взвешиванием душ, после которого ничтожные из них отправляются в геенну[11].

Смотри также:
Джибрил
Джаханнам
Геенна

Эмблематика
[править]

00-00-000-000.jpg Две чаши весов[12]
————
См. рис. 4 в табл. 53.
————
00-00-000-000.jpg Весы, находящиеся в равновесии[13]
————
  • Ни на чьей стороне.

Подлинному правосудию не следует склоняться ни к одной из сторон. Оно должно быть беспристрастным и непредубежденным, а также строго и точно взвешивать обстоятельства, относящиеся исключительно к сути рассматриваемого дела.

————
00-00-000-000.jpg Весы с двумя чашами символ правосудия[14]
————
«Остерегайся неверных весов и мер,
И воздавай каждому по заслугам;
И если ты потерпишь неудачу,
Вспомни, кто сказал, что
Какой мерой ты меряешь,
Такой и тебе отмеривать будут».
————

Психология
[править]

Как атрибут справедливости символизирует внутренние, сдерживающие влияния самоконтроля[15].

Символ внутренней гармонии и взаимосвязи между левым — бессознательное, материя; и правым — сознание, или дух; представляющий «Соединение».

В толковании снов связаны с мерой справедливости и воздаяния.

Смотри также:
Левое и правое

Искусство
[править]

В изобразительном искусстве весы своим атрибутом имеют:

 — Фемида как богини общественного порядка, закона, порядка и истины;
 — Гермес как бог торговли (?);
 — персонифицированные Диалектики и Логика — взвешивают правду и ложь (истинное и ложное);
 — Голод — иногда представляется с весами, на чашах которых ничего нет.

В качестве знака Зодиака весы ассоциируются с сентябрем.

Меч, брошенный на чашу весов воином — Бренн.

В эмблемах, знаках и аллегориях весы часто изображаются внутри круга, увенчанного геральдической лилией, звездой, крестом или голубем[16].

Смотри также:
Диалектика
Логика
Сентябрь
Бренн

• Голод

Ad vocem
[править]

«То слишком боязливый, то слишком дерзкий — на весах не взвесишь». — И. Красицкий «Монахомахия».
«Libra iusta iustitiam servat» — лат. Справедливые весы служат справедливости.
«Omnia tempus revelat» — лат. Время всё выявляет.
«Время — наилучший судья».
«Время — отец Истины».

Литература
[править]

 — Иванов В. В., Весы // MNME
 — Матье М. Э., Древнеегипетские мифы, М. — Л., 1956, с. 62-63 < MNME
 — Фрейденберг О. М., Миф и литература древности, М., 1978, с. 70, 155, 156, 162 < MNME
 — Onians R. В., The origins of European thought about the body, the mind, the soul, the world time and fate, 2 ed., Camb., 1954, p. 326, 397-98, 409-10, 416 < MNME

Иллюстрации
[править]

Атрибуты справедливости — весы и фасции. В. Картари, 1647 г. Аахен Ханс фон: Торжество Истины и Справедливости 00-03-789-000.jpg 00-03-790-000.jpg 00-03-791-000.jpg

Примечания и комментарии
[править]

  1. «Молитва принца Кантуцилиса», ок. XV в. до н. э.
  2. «Книга мёртвых»
  3. Папирус Ани, ок. 4000 г. до н. э.
  4. Виргилий „Энеида“
  5. Шат.-бр. XI 2, 7, 33 след.
  6. Притчи 11: 1
  7. Притчи 16: 11
  8. Дан 5:27-28
  9. Иов 31: 5-6
  10. Откровение Иоанна 6: 5-6.
  11. Коран 23: 104
  12. EMSI, таб.41-7
  13. EMSI, таб.53-4
  14. EMSI, таб.4-1
  15. KERL-40
  16. KERL-4

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: