Церера

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск
Бурдон Себастьян. Вакх и Церера с нимфами и сатирами

Венера / Персефона /

греч. Деметра.
Цере’ра
лат. Ceres

Богиня земледелия. В особенности ассоциирующаяся с зерном.

Ей иногда поклонялись как земле-матери — первопричине плодородия.

Её дочь Прозерпина (Persephone) была унесена в подземное царство Плутоном. Церера повсюду ее искала, что стало причиной бесплодия земли пока ее дочь не возвратилась[1].

Скитаясь, она зашла отдохнуть в одну хижину, где некая старуха дала ей пить. Сын этой старухи злобно обозвал ее жадной и в тот же миг превратился в ящерицу[2]. Церера изображается сидящей у дверей хижины с чашкой; рядом мальчик, указывает на нее дразнящим пальцем, и старуха.

Античность
[править]

Древнейшая италийская и римская хтоническая богиня производительных сил земли, произрастания и созревания злаков, а также подземного мира, насылавшая на людей безумие, а также богиня материнства и брака (по закону Ромула ей посвящалась половина имущества мужа, без причин разведшегося с женой). Почиталась как хранительница сельской общины (пага), защитница его урожая от грабителей (ей посвящался казнённый за ночную кражу урожая).

Впоследствии Церера считалась только богиней злаков и урожая, пользуясь как таковая большим почётом, особенно среди крестьян, справлявших посвящённые ей цереалии и призывавших её во время паганалий — праздника пагов. В эпоху борьбы патрициев и плебеев Церера возглавляла плебейскую триаду (Церера, Либер и Либера) богов, которой в 493 до н. э. был сооружён кампанскими мастерами храм в долине между Палатином и Авентином, где плебеи издавна почитали земледельческих богов Сею, Сегетию, Мессию, Тутулину, которых Церера заменила, и где был подземный алтарь Конса. Есть мнение, что Церера всегда была богиней плебса, так как её фламин был плебей, возможно, жрец плебейской общины, а цереалии были включены в календарь Нумы в связи с приобщением части плебеев к римской общине. Храм плебейской триады богов стал центром борьбы плебеев с патрициями, архивом плебейских магистратов, убежищем для преследуемых плебеев, местом раздачи им хлеба (Церера отождествлялась с богиней Пандой или Эмпандой, в храме которой кормили голодных [3].

После примирения патрициев и плебеев Церера стала почитаться как общая богиня, но её старая роль ожила с обострением противоречий между народом и нобилитетом, когда Церера была противопоставлена богиня нобилитета Кибела. Церере вместе с Теллус были посвящены праздники жатвы, а также зимнего посева (сементивы, 13 декабря) и цереалии (19 апреля). Цереалии сопровождались цирковыми и сценическими играми, травлей лисиц, к которым привязывались горящие факелы, и разбрасыванием орехов[4], что должно было защитить от зноя посевы и стимулировать их рост. В 3 в. до н. э. Церера сближается с Деметрой, Либера с Прозерпиной — Персефоной. Культ Церера эллинизируется, появляются женские мистерии Цереры, праздник встречи Цереры с вернувшейся от Плутона дочерью, которому предшествовал девятидневный пост и воздержание[5]. С Церерой (как и с греч. Деметрой) связывается изобретение земледелия и введение законов, приобщивших людей к цивилизации.

Христианство
[править]

К эпохе средневековья, открывшей христианскую мораль во многих классических мифах, Церера стала олицетворять Церковь, вооруженную светочами Ветхого и Нового Заветов, ищущую тех, кто сбился с истинного пути. Мальчик, превратившийся в ящерицу, олицетворяет Синагогу.

Эмблематика
[править]

Как персонификация земного изобилия имеет корону из початков зерен, сноп колосьев или рог изобилия (наполненный фруктами, овощами), иногда серп (косу). Идею изобилия дополняет присутствие Бахуса.

Как мать, ищущая дочь, Церера держит высоко поднятым горящий факел (иногда два) и может ехать на колеснице, запряженной драконами[6]. В классической скульптуре Церера изображается держащей змею в руке.

Искусство
[править]

Идея посезонно чередующихся смерти и возрождения, отраженная в мифе, была подхвачена и соединена с пасхальными и рождественскими историями, вдохновив многие творения литературы и живописи. (???)

Литература
[править]

  • Штаерман Е. М. Одноименная статья в MNME ]
  • Le Bonniec Н., Le culte de Gйrиs а Rome. Des origines а la fin de la Rйpublique, P., 1958 < MNME

Примечания
[править]

  1. «Мет.», 5:438-445; «Фасты», 4:561-562
  2. «Мет.», 5:446-461
  3. Aul. Gell. XIII 22; Serv. Verg. Georg. I 7
  4. Ovid. Fast. IV 681 след.
  5. Serv. Verg. Georg. I 344
  6. Первоначально дракон изображался просто как большой змей, ассоциируясь с плодородием

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: