Центр

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Центр — символ совокупности в метафизической концепции, согласно которой центральная точка содержит в себе в концентрированном виде энергию и суть всего, центром чего она является.

Большая часть символов, связанная с понятие центра, самоочевидна благодаря тому, что центр представлен (или подразумевается) почти во всех географических символах. В функциональном смысле центр — это узел, стержень или ось, точка, на которой сходятся силовые линии или от которой они расходятся.

Космическая мировая ось, как и центральный стержень пространства и времени — Древо Жизни, имеет свой эквивалент в человеческом организме: позвоночник, по которому распределяются различные уровни сознания (индийские чакры), высший из них означает встречу с Богом, освобождение, а низший — область инстинктов.

Центр символизирует также порядок, организующий закон (центральную власть, централизацию и т. д.) государства, а на высшем уровне — Мироздания, Мысли и Духа.

Фиксированность центра символизирует вечность и совершенное постоянство.

У каждого народа был свой центр, своя ось мира: священная гора, храм, дворец,— своя точка отсчета. В каждой области имеется символический центр или царство:

  • Солнце во вселенной;
  • сердце — «внутреннее место» у человека;
  • золото среди металлов;
  • драгоценный камень среди камней;
  • лотос, лилия или роза среди растений;
  • орел у птиц;
  • дельфин среди рыб;
  • человек среди всех живых существ;
  • печь в доме;
  • алтарь в храме или церкви.

Любая центральная проекция, как, например, розетка в древнем металлическом зеркале, или глазок в своде, означают Дверь Солнца или Врата Неба, аспект вселенной и верхний конец мировой оси, точку сообщения между Небом и Землей. Этот символизм базируется на многих восточных традициях и некогда был общим местом в христианстве.

Точка разворачивания пространства, из которой эманирует движение и возникают формы. Точка как экспансии, так и сжимания, схождения, притягивающая множественность назад к центру, гармонии, знанию и просветлению. Этот центр есть также точка отправления и возврата: все из нее возникает, вращается вокруг нее и возвращается к ней в ходе двух дополнительных движений, центробежного и центростремительного, символизируемых также вдыханием и выдыханием, циркуляцией крови от центра сердца. Продвижение от центра к окружности, означает путешествие в мир существующий и во множественность, тогда как путь обратно к духовному центру — есть путь к единству.

Разделяет символику точки.

Основные значения:
[править]

  • Божественная Сущность;
  • Божественное начало, источник всего сущего, непроявленное бытие, совокупность всех возможностей, потенциал;
  • абсолютная реальность, основное и неизменное состояние бытия, чистое существование, Вечное Сейчас;
  • космический порядок; * «Точка опоры Закона»; * «точка покоя»; * «неподвижный двигатель» Аристотеля.
  • объект любви и устремлений, место, к которому посылаются все молитвы;
  • цельность, целостность, совершенство, Совершенный Человек;
  • мировая ось (стержень, точка, вокруг которой все вращается, точка сообщения между мирами по вертикали и горизонтали;
  • соединение времени и пространства, пролом в пространстве и времени;
  • пересечение макрокосма и микрокосма;
  • рай, святое место, сердце небесного Иерусалима, точка разрешения и примирения всех противоположностей;
  • власть, администрация или правитель.

Основные символы:
[править]

  • колонна, Космическое Древо, Святая Гора, сердце, огненный алтарь, печь, спираль, лабиринт, пирамида и любое священное место.

Циркуль. «Центр остается неизменным». Й. Босхиус, 1702 г.


См. также:
[править]

Геометрические символы

Точка
Круг
Середина Мира
Неподвижность

Символизируется:

Колонна
Космическое Древо
Святая Гора
Сердце
Алтарь (огненный)
Печь
Пирамида
Священное место (любое)
Спираль
Лабиринт
Пуп
Пресвитер Иоанн
Возвращение

Древний Восток
[править]

На Древнем Востоке, особенно в Месопотамии и Индии, всегда существовала взаимосвязь формы и смыслового значения всех объектов и теоретических положений, относящихся к какому-либо конкретному культу. Например, Элиаде выделяет внешнюю и внутреннюю аналогию между формами головного убора и дворца в вавилонской традиции: все три связаны с «Центром» (KERL-17).

Китай
[править]

Абсолютный покой, божественная имманентность, неподвижность, воля Неба, «Опорная точка Закона» (Чуанг-цу), неизменяемая середина.

Северная Америка
[править]

У американских индейцев Великий Дух есть центр, но он повсюду.

Индуизм
[править]

Чистое Бытие, единство, Ишвара, место безусловного, Брахман, «темный источник всякого света», точка, находящаяся за пределами времени, Внутренний Свидетель. Чакры являются внутренними символическими духовными центрами тела.

Анализируя индуистские культы, Люк Бенуа отмечает, что алтарь, храм, трон, дворец, город, царство и мир в целом — представляют собой образы, ассоциативно связанные с «Центром», и непосредственной своей моделью имеющие гору Меру (Культовая повозка — это храм на колесах (6), со всеми соответствующими деталями.). (KERL-6)

Буддизм
[править]

Чистое бытие, просветление, нирвана.

Даосизм
[править]

Дао, Чистое бытие, «ничего, кроме бесконечности, которая ни здесь, ни там» (Чуанг-цу).

Иудаизм
[править]

Шекина, непосредственная близость Бога, Святое Место, палаты внутренние, где Господь обитает, начало бытия, мысль.

Христианство
[править]

На кресте центральное место иногда указано драгоценным камнем или цветком.

Ислам
[править]

Точка, «Божественное Обиталище», «Божественное место» гармонии, равновесия и порядка, тайный центр, то, с чем нельзя иметь сообщение, «глаз сердца».

Психология
[править]

Достижение центра собственной личности подразумевает интеграцию трех уровней сознания: оно (проявление инстинктов), я (сознание) и cвepx-я (подсознание и высшие ментальные компоненты структуры личности). Такая интеграция соответствует психологической зрелости.

Черновые материалы
[править]

Фигуры, содержащие излучающий "Центр", являются космическими символами конечной цели духа, и этим объясняется также их роль как ее психологических образов, т.е. полагания этой цели и путей ее достижения - коротко говоря, мистической идеи осуществления (32).

Литература
[править]

Иллюстрации
[править]

  • Чакры — центра тонкого тела человека. Миниатюра из Раджастана, конец XVIII в.

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: