Цвицв

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


«стружка»

Один из центральных героев поздних сказаний абхазской версии нартского эпоса; сын нарта Куна и сестры ацанов (карликов) Зилхи, воспитанник Сатаней-Гуаши (в отдельных вариантах Цвицв — самый младший брат нартов, иногда — старший брат). Оскорблённая мужем Зилха разрезала своё чрево и извлекла из него недоношенного ребёнка, это и был Цвицв; оставив его в семье нартов, она вернулась к родным. Нарты назвали его Цвицв потому, что он с детства целыми днями сидел у очага и строгал палочки. Прикидываясь в дневное время никчёмным дураком, Цвицв ночами выезжал на коне, тайно сопровождал нартов в их походах, оказывая им помощь в самые трудные моменты; храбрейшие из нартов, в том числе и Сасрыква, были обязаны Цвицву многими своими победами. Чтобы скрыть от нартов героические деяния, Цвицв окрашивал своё лицо, волосы, одежду, коня с одной стороны в белый цвет, с другой — в чёрный (отсюда его прозвище Бжейкуа-Бжашла, «получёрный- полуседой»).

Главнейший из его подвигов — взятие крепости Баталакла (по другим вариантам — Гвинтвинт), которую тщетно осаждал Сасрыква. По одним вариантам, нарты зарядили неузнанным ими Цвицвом пушку (или пустили его в качестве стрелы из лука) и выстрелили в крепостную стену. Пробив стену, Цвицв попадает в глубокую яму, заблаговременно вырытую защитниками крепости. По другим вариантам, нарты перебрасывают Цвицва, покрытого густым слоем пихтовой смолы, через крепостную стену. Цвицв выбирается из засады с помощью меча (или чудесного ножа, который был подарен ему в начале его жизненного пути матерью). Брёвна, которыми защитники крепости забрасывали Цвицва в яме, ударившись об остриё меча, переламывались надвое, а камни отлетали в сторону. Подымаясь по этим камням и брёвнам всё выше, Цвицв выбрался наверх, расправился с врагами и открыл ворота крепости нартам. Уступив все захваченные богатства нартам и оставшись неизвестным, Ц. вернулся домой.

Типологически Цвицв. близок адыгскому Патразу и осетинскому Батрадзу.

Лит.:

  • Инал-ипа Ш. Д., Памятники абхазского фольклора, Сухуми, 1977;
  • Салакая Ш. X., Абхазский нартский эпос, Тб., 1976;
  • Аншба А. А., Вопросы поэтики абхазского нартского эпоса, Тб., 1970.
[Ш. X. Салакая MNME ]

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: