Хувеане

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Хобиане»)
Перейти к: навигация, поиск


Хувеа́не — уменьшит от Хове, имени его отца
Хубеа́не, Хобиа́не, Чувеа́не, Кхутсоа́не, Кудьяне-Коса́не

В мифологии некоторых бантуязычных народов божество («великий бог»), первопредок («первый человек»), демиург, трикстер. Имя его отца — Хуве, или Хове; в других вариантах имя отца — Ходи, Ривимби или Левиви; по иным версиям, Xувеане — сын Моримо.

Жилище Xувеане — в небе, но он спустился с неба, чтобы сделать землю и людей. Затем поднялся вверх по вбитым в небо колышкам.

Согласно одному из мифов, Xувеане создал ребёнка из глины и вдохнул в него жизнь (вариант: ребёнок появился благодаря тому, что Xувеане проглотил нечто, предназначавшееся его матери). Xувеане прятал его в дупле дерева и каждое утро тайно поил молоком. Отец выследил Xувеане, забрал ребёнка, и вместе с женой они спрятали его среди дров — под навесом хижины. Не найдя ребёнка, опечаленный Xувеане вернулся домой. Пожалев Xувеане, мать послала его за дровами, где он и обнаружил своё дитя. Xувеане назвал его «Тот, кто причиняет много хлопот». Так как никто не знал, откуда у Xувеане ребёнок, стали говорить о том, что Xувеане занимается колдовством. Если овца или коза в стаде отца, которое пас Xувеане, приносила двойню, Xувеане прятал одного из детёнышей в пустом термитнике. Кто-то сообщил об этом отцу Xувеане, и тот, обнаружив спрятанных ягнят и козлят, хотел вернуть их в стадо. Но Xувеане ударил отца прутом. Когда они перегоняли скот домой, соседи снова заговорили о магии и колдовстве Xувеане. Требуя от отца избавиться от Xувеане, пока тот не заколдовал всю деревню, они снабдили его ядом. Когда мать подала Xувеане чашку молока с ядом, он вылил молоко на землю. Все дальнейшие попытки извести Xувеане оказались тщетными. Люди, поняв, что не в силах перехитрить Xувеане, оставили его в покое. С тех пор Xувеане стал дурачить их, притворяясь глупцом, совершая абсурдные поступки (якобы по совету односельчан). Иногда жертвой проделок Xувеане становится его отец (так, Xувеане, съев его ужин, объясняет исчезновение еды «магией»). В конце концов родители Xувеане и соседи решили жить с ним в мире.

В вариантах мифа в роли трикстера выступает уже не сам Xувеане, а его сын Хутсване. Согласно некоторым мифологическим представлениям, Хутсване когда-нибудь вернётся, принеся людям счастье и благополучие. Проделки Xувеане напоминают другого трикстера Ухлаканьяну зулуского фольклора.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Африканских народов мифология
Первопредок
Демиург
Трикстер

Моримо
Ухлаканьяна

Глина

Литература
[править]

  • Котляр Е. С. Одноимённая статья в MNME
  • Baumann H., Schцpfung und Urzeit des Menschen im Mythus der afrikanischen Vцlker, B., 1936 < MNME
  • Casalis E., The Basutos, or twenty-three years in South Africa, L., 1861 < MNME
  • Hoffmann C., Sotho-Техте…, Zeitschrift fьr Eingeborenen-Sprachen", 1929, v. 19, H. 4 < MNME
  • Moffat R., Missionary labours and scenes in Southern Africa, L., 1842 < MNME
  • Werner A., Myths and legends of the Bantu, L., 1933 < MNME

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: