Савитар

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Ушних»)
Перейти к: навигация, поиск


Савита́р — др.-инд. Savitбr < su- — «рождать»; букв. «порождающий»

В древнеиндийской мифологии солярное божество. В «Ригведе» ему посвящено 11 гимнов. Савитар особенно тесно связан с Сурьей, иногда эти оба имени обозначают попеременно одно и то же божество, в других случаях Савитар отождествляется с Сурьей[1]; наконец, Савитар — отец Сурьи[2]. Как солнечное божество Савитар разъезжает на колеснице, запряжённой конями, по небу или между небом и землёй, восходит на небесные высоты, пробуждает по утрам весь мир и богов, приводит ночь и ночной покой, предшествует дню и ночи, членит время (в частности, определяет сроки жертвоприношения). Савитар торопит солнце, которое подчиняется ему (как и ветер). Универсальное определение Савитара — «золотой» (таковы его глаза, язык, руки, волосы, одежда, колесница, кони). Савитар обладает и другими космологическими функциями:

  • он заполняет воздушное пространство и мир[3],
  • управляет миром[4],
  • приводит в покой землю и укрепляет небо[5],
  • удерживает небо[6],
  • охватывает тройное воздушное и небесное пространство, приводит в движение три неба, три земли, охраняет людей тремя обетами[7].
  • Савитар простирает руки (он — «широкорукий») и даёт свет, указывает путь водам;
  • даже боги, которым он указывает бессмертие[8], следуют его советам[9].
  • Савитар приносит и распределяет дары, богатство, сокровища, счастье[10], силу, даёт долгую жизнь (назначает жизненный срок; его молят о детях), изгоняет болезни, лечит от истощения, ограждает от колдовства, защищает жертвователя, забирает грехи.
  • Савитар — «мудрейший из мудрых»[11], он знает источник океана, возбуждает мысли;
  • он может принимать все формы[12];
  • он — асура и иногда причисляется к адитьям[13].

В «Ригведе» Савитар связан ещё с Сомой, Ушас, Апам Напатом; упоминается[14], что он соединился с Ушних — кобылой солнца.

У Савитара есть дочь — Сурья. Некогда отец прочил её в жёны Сомы, но в состязании за право обладать Сурьей победили Ашвины, и она стала их подругой. В «Тайттирийя-брахмане» дочь Савитара — Сита, любившая Сому, но Сома был привязан к Шраддхе. Савитар дал дочери средство, с помощью которого Сома полюбил её[15].

В истории жертвоприношения Дакши Рудра лишил Савитара рук, но потом вернул их ему. В ранней версии («Каушика-брахмана») боги дали Савитару золотые руки. В «Махабхарате» и пуранах Савитар изображается одноруким.

В эпосе Савитар выступает в эпизоде битвы богов с Раваной и его спутниками: когда боги были близки к поражению, Савитар раздробил колесницу предводителя ракшасов Сумалина и поразил его самого, обратив в прах, после чего ракшасы отступили. Тем не менее в эпосе значение Савитара заметно падает.

Индийская традиция рассматривает Савитара как образ восходящего и заходящего солнца; некоторые видят в Савитаре один из аспектов Варуны. Есть точка зрения, согласно которой Савитар первоначально был персонификацией абстрактного принципа стимулирования; связь его с солнцем — результат позднейшего развития.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология
Солнце

Сурья
Бхага
Митра
Пушан
Асуры
Адитьи
Сома
Ушас
Апам Напат
Ашвины
Сита
Шраддха
Дакша
Равана
Варуна

Колесница, повозка
Золото
Число 3
Рука

Литература
[править]

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Oldenberg H., Savitar, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1897, Bd 51 < MNME
  • Dandekar R. N., New light on the Vedic God — Savitar, «Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute», 1939, v. 20 < MNME
  • Bhattacharji S., The Indian theogony, Camb., 1970, p. 213-15 < MNME

Примечания
[править]

  1. PB V 81, 2-3. Ср. также отождествления с Бхагой (РВ VII 37, 8), Митрой (РВ V 81, 4), Пушаном (РВ V 81, 5)
  2. РВ X 85
  3. РВ IV 52, 2-3; VII 45, 1
  4. Его называют господином творения и господином мира (РВ IV 53, 6)
  5. РВ X 149, 1
  6. РВ IV 53, 2
  7. РВ IV 53, 5; число три особенно характерно для Савитара.
  8. РВ IV 54, 2
  9. РВ II 38, 9
  10. Он — «бог счастья» (РВ V 82, 3).
  11. РВ V 42, 3
  12. РВ V 81, 2
  13. РВ VIII 18, 3
  14. РВ X 130, 4
  15. РВ II 3, 10, 1-3

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: