Ушас

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


др.-инд. Usas
ср. usas — «утренний свет»

В древнеиндийской мифологии божество утренней зари. Ушас посвящено 20 гимнов «Ригведы». Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд;

  • Ушас показывает себя всей вселенной, обнажает грудь, украшает себя, как танцовщица;
  • ее называют сияющей, блестящей, яркой, золотистой, одетой в свет, красующейся и т. д.
  • Ушас выезжает перед восходом солнца на ослепительной колеснице, запряженной алыми конями или быками,
  • открывает небесные врата (врата тьмы), наполняет вселенную светом, освещает дороги, сокровища,
  • пробуждает всех,
  • приносит богатство, дары, коров, коней, детей (в частности, сыновей), жизнь, славу,
  • дает убежище и защиту.
  • Руководство Ушас певцами подчеркивается особо: она дарует мастерство[1], наставляет, вдохновляет певца.
  • Ушас производит на свет солнце[2], готовит ему путь[3], приводит его;
  • появляется с лучами солнца, состязается с Сурьей, приходит к нему, выходит из сестры-ночи[4], сменяя ее[5].
  • Ушас прокладывает путь и людям: она приготавливает дороги, осматривает их, освещает.

Сама Ушас живет в твердыне на горе. Она — дочь неба, но в то же время рождена Сурьей[6], и она его жена[7]. Вместе с тем Ушас -

  • мать Ашвинов[8], богов[9], коров и даже мать сложения гимнов[10];
  • сестра ночи и богов, в частности Адитьев, любовница своего отца, Сурьи, Солнца, видимо, Пушана[11];
  • особенное значение придается инцестуозным отношениям с отцом-небом.

Наиболее тесны связи Ушас с солярными божествами (Сурья, Савитар, Ашвины, Агни и т. п.). Она — «наиболее подобная Индре»[12], и вместе с тем именно с Индрой возникает у неё конфликт: опьяненный сомой, Индра разбивает ваджрой колесницу Ушас, но она сама успевает скрыться. В «Айтарейе-брахмане»[13] Шунахшепа возносит мольбы к Ушас, и она освобождает его от пут.

Вне «Ригведы» она появляется очень редко и вскоре в послеведийскую эпоху полностью исчезает, хотя ее весьма косвенные следы видят в образе Уши[14]. Архаичность образа Ушас несомненна; ее сравнивали с ипостасями женских божеств типа Великой матери, засвидетельствованных в текстах и в изобразительном искусстве, в частности в Индии времен Мохенджо-Даро.

Образ Ушас восходит к индоевропейскому представлению о заре, её имя тождественно

  • др.-греч. Hos — Эос,
  • лат. Aurora,
  • видимо, латыш. Usins,
  • рус. Усень, Авсень.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология

Солнце
Сурья
Ашвины
Адитьи
Пушан
Савитар
Агни
Индра
Шунахшепа
Уши

Богиня-мать
Эос
Усень
Авсень

Колесница, повозка
Конь
Бык
Корова
Инцест

Литература
[править]

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Елизаренкова Т. Я., Топоров В. H. , О древнеиндийской Ушас (Usas) и ее балтийском соответствии (Usins), в кн.: Индия в древности, М., 1964, 66-84 < MNME
  • Renou L, Йtudes vйdiques et pбnineennes, t. 3, P., 1957 (1 Les hymnes a l’Aurore du Rgveda) < MNME
  • Kosambi D. D., Myth and reality, Bombay, 1962 (The Dawn Goddes in the Rgveda) < MNME
  • Dumйzil G., Dйesses latines et mythes vйdiques, Brux., 1956 < MNME
  • Brough J., Usas and Mater Matuta, «Bulletin of the School of Oriental and African Studies», 1958, v. 21, pt 2, p 395-99 < MNME

Примечания
[править]

  1. PB I 48, 12
  2. РВ VII 78, 3
  3. РВ I 113, 16
  4. РВ IV 52, 1
  5. РВ X 127, 3
  6. РВ II 23, 2
  7. РВ VII 75, 5
  8. РВ III 39, 3
  9. РВ I 113, 19
  10. РВ V 47,1
  11. РВ V 55
  12. РВ VII 79, 3
  13. Айт.-бр. VII
  14. Ср. эпизод об Уше и Анируддхе в «Хариванше» и в «Катха-саритсагаре», VI 31

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: