Тешуб

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Тешуб, Тешшу́б
хуррит. Tessob, Tessub, Тейше́ба
урарт. Teiseba

Имя Тешуб в хурритском и урартском языках, видимо, генетически восходит к общему прототипу; -seb, -seba в нём, возможно, родственно хеттскому -zif-> хетт. -zipa, -sepa в именах богов и имеет соответствия в названиях божеств в нахско-дагестанских языках.

Хуррито-урартский бог грозы. Священный город и резиденция Тешуба — Куммия (хуррит. Kumme, урарт. Qume-wu, первоначальное значение, по-видимому, «священный» > ликийск. kum-, «священный»), его жена — Хебат (хуррит. Hebat, урарт. Huba; ряд исследователей предполагает их генетическую общность). В хурритской мифологии Тешуб возглавляет богов актуального настоящего. Согласно теогоническому циклу о смене поколений богов, отец Тешуба — Кумарби (бог Ану, побеждённый Кумарби, оставляет в нём своё семя, в результате Тешуб выходит из головы Кумарби), Тешуб свергает его с небесного престола. Кумарби родит сына-мстителя Улликумме, призванного вернуть ему власть на небесах. Тешуб побеждает Улликумме, а затем захватившего власть бога-хранителя (KAL) и также претендующего на небесный престол бога Серебро.

По мере распространения хурритского культурного влияния мифы о Тешубе, обрядовые изображения Тешуба (в частности, в образе быка) и богов его свиты (брата Ташмишу и др.) широко распространились в пределах Хеттского царства.

Тешуб и сопутствующие ему божества изображены на рельефах святилища Язылыкая близ Богазкёя.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Хеттская мифология
Хурритская мифология
Гроза

Хебат
Кумарби
Ану
Улликумме
Серебро

Бык

Литература
[править]

  • Иванов В. В. Одноимённая статья в MNME
  • Laroche E., Tessub, Hebat et leur cour, «Journal of cuneiform studies», 1948, v. 2, No 2 < MNME

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: