Спираль

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Спиральные формы часто встречаются в природе: галактики, водовороты и смерчи, раковины моллюсков, папиллярные линии пальцев, двойная спираль молекулы ДНК. Принцип спирали часто встречается в природе, и этот символ получил широкое распространение еще на заре человечества. Спираль сама по себе макрокосмична, однако невооруженным глазом не видно, как в спиралевидной туманности проявляет себя космос, что можно, например, установить путем наблюдения вихревого движения в текущей воде или рассматривая водоворот, который возникает тогда, когда вода или другая жидкость выливается через отверстие вниз,.

С древнейших времен Один из самых распространенных декоративных узоров — от Европы (двойные спирали в кельтской традиции или спирали на римских капителях) до Тихого Океана (спиральная резьба маори в Новой Зеландии и татуировки островитян в Полинезии). Весьма сложный символ, который использовался со времен палеолита и появляется в додинастическом Египте, на Крите, в Микенах, Месопотамии, Индии, Китае, Японии, доколумбовой Америке, Европе, Скандинавии и Британии; он найден также в Океании, но не на Гаваях.

очень древний и широко распространенный графический символ, родственный кругу или, точнее, системе концентрических кругов, которую на первый взгляд не всегда можно отличить от спирали. В то время как теоретически оба вида символических знаков понимаются различным образом, вполне возможно, что нарисованные от центра во все стороны «кольцевые волны» (концентрические круги), если осуществить это быстро и бегло, переходят в спираль и могут интерпретироваться одинаковым образом, В принципе спираль есть динамическая система, которая в зависимости от способа рассмотрения может быть либо свернутой, либо развернутой, при этом движение идет или к центру, или, наоборот, из центра.

Её многозначность необычайно велика. Сочетает форму круга и импульс движения Объединяет символику циклического и поступательного движения, обычно рассматриваемого как восхождение. Развитие совершается по принципу спирали. Каждый виток — конец одного цикла и в то же время начало следующего. Каждый цикл — это расцвет тех циклов, что ему предшествовали, и подготовка более благоприятных условий для последующих. Развитие всего в мире совершается по принципу спирали. Каждый виток — конец одного цикла и начало другого. Связь с природными объектами зачастую определяет символизм спирали Символизм в спиральных узорах присутствует скорее непроизвольно, осознанное его применение встречается намного реже. Даже бесцельная игровая графическая деятельность также могла привести к начертанию простых знаков подобного рода, не предполагавших глубокого символического смысла.

Восходящая и нисходящая спирали Как расходящаяся и сходящаяся, она может означать увеличение и уменьшение Солнца, прибывание и убывание Луны, и по аналогии, рост и распространение, смерть и сокращение, скручивание и раскручивание, рождение и смерть. Противоположные силы, наглядно присутствующие в явлениях природы, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии, которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской, фаллический знак, нисходящая — женский.

Двойная спираль Двойную спираль представляют собой змеи кадуцея, на жезле брахмана изображена двойная спиралевидная линия, по обе стороны сушумны расположены два тонких канала, символизирующие противоположные течения, противоборствующие силы, переменный ритм движения, жизнь, ян к инь … Двойные спирали (змеи на кадуцее, даосский знак «инь-ян») символизируют равновесие противоположностей. Двойная спираль означает увеличение и уменьшение силы Солнца и Луны, а также изменяющиеся ритмы эволюции и инволюции, жизни и смерти и т. п. Она может означать две полусферы, два полюса, день и ночь, все ритмы природы, инь и ян, шакта-шакти, проявление и непроявление, а также последовательность циклов. Является типичным символом андрогина и связана с символизмом двунаправленного действия, а также с solve et coagula в алхимии. Двойная спираль присутствует на символе инь-ян. Интересен знак двойной спирали, в которой оба элемента — саморазвертывание и самоконцентрация («эволюция и инволюция») связаны в неразрывном единстве. В этом можно увидеть образ «становления и исчезновения» как процесса вечного круговорота. В таком смысле можно толковать двойную спираль на треугольном лоне статуэтки «богини-матери» из Фракии эпохи неолита. Спиральная форма змей на кадуцее, как и прочие двойные спирали, символизирует равновесие противоположностей. Этот же смысл заключен в даосском знаке «инь — ян», являющемся разновидностью двойной спирали.


Спирали, образуемые движением воды, материнской и священной стихии, считались проявлениями жизни Вселенной, которую воспринимали как одушевленное существо; таким образом, спираль — это образ жизни. Спираль служила также символом дыхания и, возможно, огня (солнечные розетки со спиралью в центре, витые колонны и т. д.). Спираль, по которой происходит турбулентное движение, представляет собой символ развития, вечного изменения, чье значение близко символике скорлупы и связано с Водой, Луной и Женщиной (плодородие, рождение и возрождение, любовь и брак). Плоская спираль похожа на лабиринт: это развитие и регресс (возвращение к центру). спираль часто изображают в виде свернувшейся змеи (символ мудрости). Спираль — символ циклических ритмов: смена времен года, рост и убывание луны, рождение и смерть человека. Спираль — ритм жизни. Иногда спирали вырезали на надгробиях, изображая путешествие по лабиринтам загробного мира. Разнообразно представляет силы Солнца и Луны, воздух, воды, раскаты грома и молнии. Это также вихрь, великая созидательная сила, эманация. Она может символизировать также преемственность. Может являться изображением вращающегося небосвода, движения Солнца, смены времен года, вращения земли. В качестве воздушного вихря во время грозы или водоворота, она означает плодородие и динамический аспект бытия. Как вихрь или водоворот, она сравнивается Бастисом с великими созидающими силами. Как смерч она ассоциируется с китайским опускающимся драконом. Спираль и смерч имеют одну и ту же символику, особенно когда выступают как символы энергии в природе. Спирали, или вихри, ассоциируются с прядением и тканием паутины жизни и завесы Богини-Матери, распорядительницы судеб и ткачихи завесы иллюзий. Спираль имеет, кроме того, ту же символику, что и ла6иринт. В метафизическом плане она символизирует реалии существования, различные модальности бытия, блуждания души в проявлении и ее окончательное возвращение к центру. Как гром, молния и дождевые облака, она является символом плодородия. Спираль может также быть символом пламени и огня, как в символике кельтов. Символика спирали содержится во всем, что имеет винтообразное строение: раковины улиток, морские раковины, ухо, щупальца осьминога, рога животных, животные, такие как кошка и собака, которые могут выгибать спину, свернувшаяся в кольца змея, растения, которые растут по спирали: плющ, еловые шишки и нераспустившиеся листья папоротника. Она также связана с душами богов и королей, с вызывающими дождь животными и рептилиями, со свернувшейся и спящей змеей Кундалини. Боги смерчей и природных стихий и движений имеют прически в форме спиралей или раковин. Спираль связана также с пупком как центром силы и жизни. водоворот - В любом случае это служит намеком на погружение в «пучину смерти». Этим можно было бы объяснить, почему такие символические знаки часто находили в качестве резных изображений на каменных блоках доисторических мегалитовых могильных сооружений. Допустимо, однако, что таким способом воспроизводилось и впечатление от движения небесных светил на ночном небе. Можно наблюдать, что такого рода петроглифы (резные изображения на камнях) в дни солнцестояния через щели в сооружениях освещались и рассекались солнечными лучами. Поскольку Солнце вечером «в западных морях утопает», для того чтобы на следующее утро снова появиться на востоке, применение таких знаков могло быть также связано с образами «смерти и воскресения». В культурах, где применялся гончарный круг, посредством простого наблюдения можно было установить, что системы, подобные спирали, возникают, если предметом (или пальцем) провести по увлажненной, вращающейся глине изнутри и вовне. На доисторических могильных сооружениях из огромных камней встречается спираль в виде трехлистной пальметты, смысл которой, выходящий за пределы чисто декоративного элемента, пока не удалось установить. Гипотетическим остается также символическое значение взаимосвязи спирали и лабиринта, хотя комплекс представлений «тяжелого пути внутрь и снова наружу» близок символике «умирания-становления»,

Основные значения:
[править]

  • время, циклические ритмы (сезоны года, рождение и смерти, фазы «старения» и «роста» Луны, а также Солнца)
  • развитие, продолжение, непрерывность, центростремительное и центробежное движение, ритм дыхания или самой жизни — как часть плавной и бесконечной линии
  • плодовитость, деторождение
  • жизненная сила (на уровне Космоса микрокосмоса).
  • скрытая сила
  • движение к центру, ~ просветлению и мудрости;
  • развитие, вечное изменение;
  • циклические ритмы;
  • энергия — потаённая, потенциальная сжатая (пружина);

Разделяет символику: водоворот, смерч, языки пламени,

Спиральны орнамент на основе трискелиса. Раннее средневековье. Ирландия

См. также:

Геометрические символы

Круг

Египет
[править]

Уже в доисторические времена спирали рисовали на глиняных сосудах (например, на ступени культуры Негаде II); некоторые исследователи предполагают в них обозначение свернувшейся змеи. Нанесенные на такие-же сосуды линии в виде волны были бы тогда ползущими змеями. Со Среднего царства скарабеи вместо имени царя несут в картуше часто спираль или венок в виде ленты, заплетенной в косу. Здесь, конечно, должно быть символическое значение: спиральная линия — это линия жизни, поэтому ее часто изображают на амулетах. Спираль символизирует цикл возникновения и исчезновения, рождения и смерти и получает свой смысл только как украшение в нагробной живописи Среднего и Нового царства.

Возможно, это более чем случайность, что головное украшение богини Мешенет (которая является олицетворением производства кирпича, а также присутствует в час суда над умершим) состоит из набухшей палки (стебля?), свернутой в двойную спираль. Можно допустить, что закрученным в спираль локонам детей богов, а именно сыновей Гора, в поздние времена приписывали магическое действие и символическое значение.

Античность
[править]

На Крите и в Микенах скрученные в кольца щупальца осьминога связывались со спиралью, громом, дождем и водой.

Китай
[править]

В Китайском даосизме и буддизме иногда изображают «драгоценную жемчужину» или «мяч дракона» в форме спирали.

Австралия и Океания
[править]

Резьба маори основана на расположении листьев папоротника, что демонстрирует связь между спиральными узорами и природными феноменами. Вырезанные на мегалитических памятниках спирали изображают путешествие по лабиринтам загробного мира и дают надежду на возможное возвращение оттуда. В маорийской традиции она обозначает мужской принцип и фаллична, хотя обычно ассоциируется с женской вульвой в спирали морской раковины.

Индуизм
[править]

Боги смерчей и природных стихий и движений, такие как Рудра или Пушан имеют прически в форме спиралей или раковин. Спирально свернувшейся змеёй изображается кундалини — символ жизненной энергии, зарождающейся в основании позвоночника (важный элемент учения йоги).

Христианство
[править]

В романской пластике двойная спираль иногда воспроизводилась на складках одежды Христа.

В винтовых лестницах средневековых соборов спираль — это невидимая тропа, вьющаяся вокруг стен храма, проходя по которой, незаметно для чужого глаза, мы постигаем тайну здания духа, открывающуюся лишь тем, кто поднимется до самого неба.

Черновые материалы
[править]

  • Двойная спираль и сегодня служит символом медицины, а змея — символом фармацевтов.
  • С точки зрения микрокосма, выражением труда человека является знак квадратной спирали (соответствующей космической спирали) — символ созидания. Посредством собственных усилий и используя силы природы, подвластных его воле, человек может трансформировать грубую материю (знак которой - неправильный прямоугольник) в материю организованную - камень (прямоугольник), из которого он строит свой дом или храм.

The spiral, a frequent natural formation in both the vegetable and animal kingdoms, in the shape of vines and convolvuli or snail- and sea-shells, conjures the development of strength or condition.

Its shape is to be encountered in all cultures, heavy with symbolic meaning. «It is an "open" and optimistic motif. Nothing is simpler than setting out from one end of the spiral and reaching the other» (BRIL p. 198).

It displays the appearance of motion rotating outwards from a fixed point of origination, continuously expanding and lengthening into infinity. It is typical of those unending lines which constantly link the two ends of the future. . . . [The spiral is and symbolizes] emanation, extension, evolution, cyclical but progressive continuity and rotational creation. (CHAS p. 25)

The spiral is linked to the cosmic symbolism of the MOON, to the erotic symbolism of the vulva, to the watery symbolism of the SHELL and to such fertility symbols as helix or HORN. In short, it stands for the repetitive rhythm of life, the cyclical nature of evolution and the permanence of being beneath the flux of movement.

In fact, this applies to the helical spiral, but its symbolism differs slightly from that of the flat spiral. The latter is more closely related to that of the MAZE, evolution from the centre, or involution returning to it. The double spiral symbolizes simultaneously the two directions of this movement, birth and death, kalpa and pralaya, or the «death» and the rebirth as a changed person which occurs in initiation. It marks the action in a reverse direction of the same power around the two poles and in the two halves of the World Egg. The double spiral is the outline of the line dividing YIN AND YANG. separating the black and white halves when their symbol is depicted. The alternating rhythm of the movement can hardly be better expressed, not even by the ancient ideogram chert, which depicts with a double spiral the alternate expansion and contraction of yin and yang.

The double spiral is also the double wreathing of the serpents round the CADUCEUS, the double helix around the Brahman’s staff and the twofold movement of the nadi around the central sushumna artery - the polarity and balance of the two opposing cosmic currents. The same symbol may thus be expressed in the spiral’s alternating rotation, now in one direction. now in the opposite, as in the Hindu myth of the Churning of the Sea of Milk when the serpent Vashuki was hauled turn and turn about by deva and asura. The same is true of the bow-driven fire-stick which some have attempted to compare with the Celtic double spiral and with Jupiter’s office as Lord of Fire. In Asia, drills are still used which employ very similar principles. What should be noticed in this context is that fire is produced in much the same way as amrita. It is the result of alternation and equilibrium between two streams of energy flowing in opposite directions. The double spiral is also related to some depictions of the DRAGON.

On the other hand dragons are coiled in helical spirals around the columns of some temples, as is the serpent of the kundalinl around the svayambhuva-lingam at the base of the spinal column. This is. however, an embryonic and undeveloped spiral. Yin and yang may be regarded as sketches on the horizontal plane of the evolutionary helix The latter continues into infinity and symbolizes the evolution and continuity of states of being - as well as degrees of initiation, as is the case in the svmbolic use of the spiral staircase (AVAS. BENA, EPEM, GUED. GUEC. GUET. GUES. LIOT, MATM, VARG, WIEC).

The spiral is a lunar and aquatic fertility symbol. It is engraved upon paleolithic statuettes of goddesses and is the equivalent of all centres of life and fecundity (ELIT): a centre of life because it marks movement in a certain unity of order, or, conversely, the permanence of being beneath its flux. It is to be found in every culture.

The spiral is an abiding leitmotif.... The symbolism of the spiral sea-shell is reinforced by mathematical speculation which turns it into the sign of equilibrium in a state of disequilibrium and of the stability of being in the womb of change. Spirals, and especially logarithmic spirals, have the remarkable property of growth in a way which retains ultimate shape, the overall shape of the figure remaining unaltered, and thus of having permanence of shape despite asymmetrical growth. (GHYN)

On the first day of their major Winter solstice festival, which is also their New Year, the Zuni (Pueblo) Indians light a New Year fire on the altar and then chant «spiral» songs and dance «spiral» dances (MULR p. 292). Their custom may well provide the key to the origin of all giratory dances, the most celebrated of which is that of the Mevlevi or Whirling Dervishes in Turkey, since as Gilbert Durand remarks (DURS p. 338), the spiral «ensures the permanence of being in the flux of change». In Mayan cosmology the Winter solstice was symbolically zero in time and its own symbol was the spiral. This was the critical point in time when the restarting of the annual cycle had to be ensured or else the end of the world would follow. It is common knowledge that terror of this threat drove the Aztecs to practise human sacrifice upon a maniacal scale in order to provide the Sun with the strength and the blood to start out again on his journey.

The S-shaped, counter-rotating, double spiral is a symbol of thunder and of the phases of the Moon, storms often being associated with the changes of the Moon. It expresses graphically the symbolism of fecundity associated with the network of storm, thunder and lightning and in this context may stand for the BULL-ROARER (HENL).

Many of the peoples of Black Africa regard the spiral or helix as the symbol of the dynamic of life, the movement of souls in the created and expanding universe. In this respect, the Dogon and Bambara solar hieroglyphic is most revealing. It comprises a pot (the primeval womb) around which are three (the masculine symbol) spiral coils of red copper. The latter symbolizes the primordial Word, the first utterance of the god Amma, in other words, the spirit and seed of godhead. The Bambara depict Faro, Lord of the Word, as a spiral at the centre of the four points of the compass. He takes material shape in the wicker-work hat with eight whorls which was once worn only by kings. With the spiral which he made his own when the world was set in order, «Faro travels every four hundred years to inspect the borders before returning to the centre from which he watches over and rules the universe» (DIED). Similarly, in procreation, the man’s seminal fluid and his word enter the woman through her sexual organs and through her ear, regarded as another sexual organ, and coil in a spiral round the womb to make the seed of life fertile (GRIE pp. 38, 51,62; DIEB pp. 40, 43; GRIG, ZAHD).

Further south, a similar symbolism governs the use of the spiral in the cosmogonic thinking of the Lulua and Luba, Bantu tribes from Kasai in Zaire. Souls, spirits and genii move in helical or spiral lines within the four planes of the universe. Among their hieroglyphics, a large spiral, flanked by two smaller ones, depicts the Supreme Deity creating Sun and Moon. A single spiral stands for the coiled and parti-coloured serpent which is an image of the creator and of the cyclical current of life. It also stands for Heaven and for the soul’s cyclical wanderings, in succession incarnate, disincarnate and reincarnate. A spiral with its coils streaked at regular intervals signifies «the course of human life, alternating between good and evil». On this analogy, the shell of the giant land-snail, which is also helical and streaked, «is an ingredient of those medicines which may be used for good or ill» (FOUA p. 66).

The powerful Voodoo god, Dan, a symbol of continuity, is generally depicted in Benin in the shape of a serpent biting its tail. It is, incidentally, assimilated to the rainbow and is regarded as a doubly bisexual being since it is its own twin, the two in one, «coiled in a spiral round the world which they preserve from disintegration». In this context the spiral clearly partakes of its basic significance of primeval motion, the «creational vibration» of the Dogon, which is the basis of all created things. Paul Merrier uses this striking phrase to describe it: «doing nothing of itself, but without it, nothing can be done» (MERF).

Pictorially the Lulua depict Earth, Moon and Sun as a series of spirals or concentric circles, only distinguished from one another by their size or numbers. The Earth is the smallest and the Sun the largest, with respectively two spirals or concentric circles for the Earth, three for the Moon and four for the Sun (FOUA).

With its dual meaning of contraction and expansion, the symbolism of the spiral is linked to that of the WHEEL and is found as often or even more frequently in Celtic carvings or as a decorative motif in metalwork, pottery, coinage and so on. Modern scholarship has attempted to make it the equivalent of the Latin fulmen and a Celtic symbol for the thunderbolt, but this explanation is inadequate since the spiral is in fact a cosmic symbol. It was a motif which the Celts often carved on dolmens and megalithic monuments (OGAC 11: pp. 307ff.).

The Germanic peoples set a horse’s eye, ringed by a spiral, on the Sun’s chariot to symbolize the source of light.

The spiral also symbolizes the soul’s journey, after death, along ways unknown to it, but leading by preordained byways to the central home of eternal being. «I believe that in all the primitive civilizations in which it occurs, from the North Cape to the Cape of Good Hope, and in many civilizations in America, in Asia and even in Polynesia as well, that the spiral stands for the journey which after death, a person’s soul makes to its ultimate destination» (BRIL).


Черновые материалы
[править]

«Вьюнок, обнявший жимолость» — образ английской поэзии в основе которого комплементарное сочетание левой и правой спирали. Один из примеров универсальности навивания спирали на спираль в природе. Упоминание в «ОН» 17.02.1990 г.

Иллюстрации
[править]

  • Комбинация спирали и свастики. (Ингушетия, IV—V вв. до н. э.)
  • Спиралевидная свастика эпохи неолита. (Иран)
  • Свернутая спиралью змея как настольная игра. Известняковая доска. Додинастический Египет, ок. 3500 г. до н. э.
  • Художественно оформленная тройная спираль.

Символическое украшение на мегалитическом надгробном сооружении. Нью Грэнж, Ирландия. Бронзовый век Древнерусские височные кольца «Юпитер со спиралями» 00-04-238-000.jpg 00-04-239-000.jpg 00-04-240-000.jpg 00-04-241-000.jpg 00-04-242-000.jpg 00-04-243-000.jpg 00-04-244-000.jpg 00-04-245-000.jpg 00-04-246-000.jpg

Примечания и комментарии
[править]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: