Сошествие во Ад

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск

00-03-552-000.jpg Дуччо ди Буонинсенья. Маэста, алтарь Сиенского кафедрального собора, Регистр со ценами Страстей: Сошествие во ад. 1308-1311 гг. Сошествие во Ад. Миниатюра из Трапезундского Евангелия, втор. пол. X в. (Византия) Ветхозаветные цари. 1042—1056 гг. (Византия) Сошествие во Ад Сошествие во Ад Сошествие во Ад Сошествие во Ад

Сошествие во Ад ("Адское мучение"). ("Мучить" используется здесь в старом значении - в смысле "разрушительного действия", "лишения".) Христианский догмат о том, что после своей смерти Христос спустился в Ад, не имеет ясного обоснования в Священном Писании. Эта концепция была сформулирована ранней Церковью и стала предметом веры впервые в IV веке. Бог или герой, (Упускающийся в подземное царство, чтобы вернуть оттуда умершего, - хорошо известный сюжет античной мифологии (см. ОРФЕЙ, 3; ГЕРКУЛЕС, 20). Именно из этого зерна могла вырасти христианская идея. Уже во II веке существовал целый корпус произведений, содержащих описание сошествия Христа в Ад, того, как он победил Сатану и освободил души ветхозаветных святых. Считалось, что, поскольку обитатели подземного царства жили и умерли в ту эпоху, когда не было благодати христианских Таинств, они препровождались в подземный мир ждать прихода Христа, который спасет их. Эта история впервые была поведана в виде связанного рассказа в апокрифическом Евангелии от Никодима (возможно, V века), где мы читаем, что медные врата были сломаны и все мертвые, которые были скованы, освободились от своих пут, и "пришел Царь славы...". Сатана был закован в железо. "И простирая руку Свою, сотворил Господь знамение крестное на Адаме и на всех святых Своих. И держа правую руку Адама, вышел из Ада, и все святые последовали Богу". Отцы ранней Церкви, размышлявшие об этом, пришли к выводу, что, в сущности, это произошло не в самом Аду, а на его границе, или, иначе, в преддверии Ада - Лимбе (лат. - limbus). Этот сюжет приобрел большую популярность в средневековой драме и литературе. В "Золотой легенде" он пересказан по версии, имеющейся в Евангелии от Никодима; у Данте ("Ад", песнь 4) Лимб образует первый круг Ада и населен язычниками, поэтами, философами и героями классической античности. В средневековом искусстве этот сюжет составляет одну из сцен в цикле Страстей Христовых. Он продолжал изображаться на протяжении эпохи Возрождения, но после XVI века встречается редко. Христос, держащий хоругвь Воскресения (красный крест на белом фоне, иногда наоборот), вступает в Ад через портал. Двери, сорванные с петель, брошены на землю, они прижали собою Сатану. Демоны улетают во тьму. Множество фигур появляется из пещеры; первая из них тянется, чтобы схватить руку Христа, - это Адам. Он старый и седобородый. Позади него могут быть Ева и Авель, со своим пастушеским посохом и, возможно, облаченный в шкуры. Среди других фигур - Моисей с лучами света наподобие рогов; царь Давид, на котором корона; раскаявшийся разбойник, держащий крест (Христос обещал, что разбойник будет с ним на небе); Иоанн Креститель, последний из пророков, держащий крест. За ними следуют бородатые и коронованные патриархи. В поздних образцах в изображение могут включаться античные элементы - Цербер (трехглавый пес, охранявший вход в подземное царство) и Плутон и Прозерпина, восседающие на троне над сценой.



Христос в преисподней (Сошествие в ад). Согласно христианским убеждениям, Христос после распятия и похорон сошел в ад. Ад, или преисподняя, в живописи эпохи Возрождения выглядит как пещера, переполненная грешниками, ждущими Его пришествия. Врата в преисподнюю проваливаются под ногами Христа. Иногда присутствует темная, маленькая и съежившаяся фигура дьявола. По сравнению с ней фигура Христа кажется огромной. Христос облачен в одежды, излучающие свет, а в руках у него хоругвь Воскресения. У входа стоит первочеловек Адам и приветствует Христа. Сзади него стоит Ева, а в толпе, что сзади них, можно различить увенчанные нимбом образы Давида, Моисея и Св. Иоанна Крестителя.

МНМ[править]

гр. katabasis eis adoy
лат. descensus ad inferos

В христианских преданиях посещение Иисусом Христом преисподней после смерти на кресте и погребения, знаменующее его торжество над смертью и силами сатаны.

В новозаветном каноне есть лишь отдельные указания на С. в. а. (1 Петр. 3, 18-20; ср. Матф. 12, 40; Деян. 2, 23-28; Рим. 10, 7; Ефес. 4, 8- 10). Более подробно С. в. а. описывается в апокрифах. Так, "Евангелие от Никодима" содержит рассказ Карина и Левкия (двух воскресших сыновей Симеона Богоприимца), "очевидцев" чудес, совершённых Христом в аду. Согласно преданию, "облистанный" ярким сиянием ("се луч от источника света вечного") Христос, сокрушив "врата медные" и "вереи железные", появляется в преисподней, откуда он, повергнув сатану и поправ смерть, изводит ветхозаветных праведников; в раю эту процессию встречают архангел Михаил, Енох и Илия. У райских врат ожидает и "благоразумный разбойник" Pax со знамением креста, данным ему Иисусом в знак истинности своих слов: "ныне же будешь со мною в раю" (Лук. 23, 43). В ранневизантийской и западной иконографии С. в. а. доминирует мотив выведения из ада праотцев. Преисподняя представляется обычно в виде пещеры; Христос, попирающий ногами скованного сатану, протягивает руку Адаму и Еве. Эта изобразительная схема характерна как для монументального искусства (фрески церкви Санта-Мария Антикуа в Риме, 8 в., нижней церкви Сан-Клементе в Риме, 10-11 вв., мозаики монастырской церкви в Дафни, 11 в., собора Сан-Марко в Венеции, ок. 1200, и др.), так и для средневековой миниатюры (многочисленные рукописи Псалтири 12-14 вв.); фреска Беато Анджелико (монастырь Сан-Марко, Флоренция) подводит итог средневековой традиции, и после 15 в. западное искусство редко обращается к этой теме (произведения А. Дюрера, А. Бронзино, Я. Тинторетто, П. фон Корнелиуса). В православной иконографии она сохраняет большое значение до 17 в., причём древнерусская иконописная традиция, наследовавшая Византии, совмещает мотив изведения патриархов из ада с мотивом битвы воинства Христова с "аггелами" сатаны (напр., икона Дионисия "Сошествие во ад"; иконы псковской школы), а иногда присоединяет мотив вступления избавленных от уз смерти праведников в рай (т.н. "полная" икона воскресения с сошествием).

Лит.: Gsсhwind K., Die Niederfahrt Christi in die Unterwelt, Mьnchen, 1911; Monnier J.-G , La Descente aux enfers, P., 1905; Reiсke В., The Disobedient Spirits and Christian Baptism, Kbh., 1946.

О. Е. Нестерова


[Мифы народов мира. Энциклопедия: Сошествие во ад, С. 3 и далее.Мифы народов мира, С. 7215 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 467 Словарь)]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: