Слон у ат-Танухи

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Слон

Фрагмент из занимательных рассказов, записанных со слов путешественников Абу Али аль-Мухассином ат-Танухи, багдадским судьей и литератором (Х в.).


«Вот что рассказал мне Абу-ль-Хусайн ибн Хишам: — Я был в Тане, в Индийской стране, и слышал там рассказ о том, что индийские цари не жалеют денег на покупку боевых слонов и платят тем больше, чем сильнее слон. За слона столь прекрасного, что второго такого не сыскать, можно получить сто тысяч динаров, а за любого боевого слона — десять тысяч. Когда царь узнает, что где-то есть пригодный для боев очень сильный слон, он приказывает поймать его. Для охоты на таких слонов им известен один-единственный способ. Вот в чем он состоит. Группа охотников выходит на ловлю, взяв с собой дрессированную слониху, знающую всякие уловки. Слоны — очень умные животные. Охотники идут за слонихой, а она приводит их в такое место, куда слон, на которого они охотятся, приходит по вечерам. Они подходят к этому месту и пристраиваются где-нибудь около большого дерева, за которым можно спрятаться и свалить которое слону не под силу, или роют яму и покрывают ее чем-нибудь. Потом они отпускают слониху попастись, и, когда слон чует ее запах, он приближается к ней, и она играет с ним хоботом, возбуждая его желания и проявляя свое расположение к нему. Слон остается с ней, и они вместе пасутся.

Охотники не выходят из укрытия целый месяц и не разлучают слона и слониху. А месяц спустя, примерно в то время, когда, по их понятиям, между самцом и самкой установилась достаточно тесная дружба, они зовут слониху в такой момент, когда слон их не замечает. Она подходит к ним, и они садятся на нее. Увидев их, слон устремляется за ними, исполненный желания уничтожить охотников. Но слониха заигрывает с ним своим хоботом и бежит вперед, а он спешит вслед за ней. Если охотники замечают, что он поворачивает вспять, они подгоняют к нему слониху и заставляют ее поиграть с ним и снова увлечь за собой. Так они ведут его за собой два или три дня, пока не замечают в нем признаков усталости или раздражения и желания нанести им увечье. Тогда они останавливаются где-нибудь на ночь, слезают со слонихи и прячутся в укрытие, а слон в это время на них не нападает, потому что занят своей подругой. Они спокойно сидят в укрытии, но на сей раз не так долго, как в первый. Потом они снова пускаются в путь, а слон идет за слонихой, и они движутся таким образом день или два, пока слон не обнаруживает признаков беспокойства. Тогда они снова спешиваются — так до тех пор, пока не приведут слона к своему городу. Число дней, которое уходит на все это, зависит от того, как далеко от города находится место обитания слона. Когда они приближаются к городу, царь велит всем или почти всем жителям выйти из домов, и все они — мужчины, женщины, дети — в ярких одеждах поднимаются на крыши домов.

Увидев эти толпы, слон пугается и пытается убежать в пустыню, тогда слониха подходит к нему и ведет его обратно. Это повторяется несколько раз. пока слонихе не удастся заманить его в самую середину толпы. Охотники держат его там несколько дней, пока он не привыкнет к людям, а потом царь велит созвать музыкантов с барабанами, кастаньетами и другими инструментами. Услыхав эти звуки, слон еще больше пугается и убегает. Слониха бежит за ним, и, увидав ее где-то вдали от шума, слон останавливается, чтобы быть с ней, а она снова увлекает его за собой обратно в толпу. Но, приблизившись и услыхав звуки музыки, слон снова убегает, и слонихе приходится приводить его назад. Все это повторяется многократно на протяжении нескольких дней, пока слон не привыкнет к шуму и к виду толпы. Тогда охотники ведут слониху в город, а слон следует за ними. Слониху загоняют в специально для этого приготовленный просторный двор, где на небольшом расстоянии друг от друга на прочных опорах устанавливают четыре столба из самого что ни на есть тяжелого и крепкого тикового дерева. Слониху загоняют в середину двора, и она стоит там, а самец идет за ней и становится рядом»[1].

На ноги слона накладывают оковы и привязывают их к столбам. Затем приучают его принимать пищу из рук.

[править]

  1. Прим. 218 auaf

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: