Слон у Аристотеля

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Слон

После описания слоновьего хобота, который выполняет функцию руки и носа, Аристотель сообщает:

«Природа пользуется по своему обыкновению одними и теми же частями для многих отправлений, взамен употребления передних ног. Ведь многопальцевые четвероногие употребляют их вместо рук, а не только пользуются ими для поддержки тяжести тела: слоны же принадлежат к многопальцевым и не имеют двукопытных или однокопытных ног; но, так как величина и тяжесть тела значительны, ноги употребляются только для поддержки и, вследствие их неповоротливости и неспособности к сгибанию, ни к чему другому не годны».

Аристотель. О частях животных. II. 16. 659а


«Сгибания передних и задних конечностей у животных противоположны [как] друг другу, так и сгибам человека, за исключением слона: именно у живородящих четвероногих передние конечности сгибаются вперед, задние — назад, и вогнутые части окружностей обращены друг к другу. У слона, в противоположность тому, что говорят некоторые, этого нет, но он садится и сгибает ноги, только вследствие тяжести не может этого делать сразу с двух сторон, а склоняется или на левую, или на правую сторону, и в этом положении спит; задние ноги он сгибает как человек».

Аристотель. История животных. II. 1. 5


«Слоны дичают во время спаривания, поэтому, рассказывают, их проводники в Индии не подпускают [слонов в период течки] к самкам; приходя в это время в бешенство, они разрушают непрочные дома [местных жителей] и делают многое другое».

Аристотель. История животных. VI. 18. 114. (Ср.: Плиний. VIII. 5. 12)


«Охотятся на слонов таким образом: севши на ручных и храбрых слонов, преследуют других и, когда захватят их, приказывают своим слонам бить их, пока те не ослабеют.

Тогда вожак, вскочив на слона, направляет его серпом; скоро после этого он приручается и становится послушным. […] у рассвирепевших связывают передние ноги цепями, чтобы успокоить».

Аристотель. История животных. IX. 1. 25


«Самое кроткое и ручное из всех диких животных — слон, ибо он многому научается и многое понимает: научается даже приветствовать царя. Он обладает острыми чувствами и превосходит других животных всем прочим разумением. Самку, с которой он спаривается и сделает беременной, он больше не трогает».

Аристотель. История животных. IX. 46. 235

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: