Семь свободных искусств

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Словесные науки»)
Перейти к: навигация, поиск


лат. artes liberates, artes liberales

Научные дисциплины, входящие в традиционный для средних веков курс светского обучения. Устойчивую группу свободные искусства составляют со времени поздней античности (около 400 г. н. э. ???). Внутри группы, свободные искусства подразделяются на словесные и математические науки или учебные циклы. В первый цикл (тривий — лат. trivium) входят грамматика, логика (или диалектика) и риторика; во второй (квадривий — лат. quadrivium) — геометрия, арифметика, астрономия и музыка. Существует также деление свободных искусств на низшую (грамматика, арифметика, геометрия) и высшую (риторика, диалектика, астрономия, музыка) степени. Основой всех прочих искусств считается грамматика.

Над свободными искусствами стоит их общая «матерь» — философия, а ниже (во всяком случае, отдельно) — механические (технические) искусства[1], такие как архитектура, механика, земледелие и т. д.

Описание персонификаций свободных искусств приведено в трактате V в. «De nuptis Philologiae et Mercurii»[2] Марциана Капеллы[3], где каждое из искусств наделено собственными атрибутами и сопровождается выдающимся историческим лицом, составивших его славу. Представленная Марцианом классификация в неизменном виде использовалась на протяжении всего средневековья, а некоторые её элементы сохранились в эпоху Ренессанса и позже.

00-00-000-000.jpg

Аллегория
Персонификация

См. также:

Философия
Астрономия
Музыка
Архитектура
Земледелие
Добродетели
Минерва
Цецилия, Св.

Аристотель
Пифагор
Орфей

Христианство
[править]

Средневековая Церковь рассматривает свободные искусства как «оружие против еретиков».

Эмблематика
[править]

Персонификациями семи свободных искусств могут служить как абстрактные женские фигуры, наделённые характерными для каждого из искусств атрибутами, так и исторические личности, прославившиеся в представляемой ими науке. Последние могут сопровождать абстрактную персонификацию в качестве своеобразного персонального символа, или же самостоятельно представлять соответствующее искусство, перенимая атрибуты у фигур их олицетворяющих. Как правило, придаваемые им атрибуты не просто «демонстрируются», а используются.

Наиболее часто бывают представлены атрибуты и исторические личности, перечисленные ниже.

Грамматика:
  • пучок прутьев (розги) — знак телесных наказаний и дисциплины, идущий от Марциана — обычный атрибут вплоть до искусства готики;
  • два ученика, склонившиеся над книгами — у ее ног;
  • поливаемые саженцы — с XVII в.;
  • лента с надписью: «Vox litterata et articulata debito modo pronunciata»[4] — с XVII в.

Историческая личность:

  • Присциан — грамматик императорского двора в Константинополе (нач. VI в.),
  • Донат — автор трактата «Ars Grammatica» — лат. «Искусство грамматики»; ставшего основой средневековой грамматики(IV в.).
Логика[5]:
  • змеи (одна или две) в руках или рука, положенная на гнездо гадюк;
  • скорпион или ящерица — как заменители змеи;
  • плащ, наполовину скрывающий её фигуру — символ ухищрений софистики — в средние века;
  • весы, взвешивающие истинное и ложное — в эпоху Ренессанса;
  • цветы или расцветающая ветвь.

Историческая личность:

  • Аристотель, возможно, с экземпляром своей «Этики» (как это изображено на фреске Рафаэля «Афинская школа»).

Логика может также изображаться и в виде дискутирующей старой женщины, облаченной в тогу.

Риторика:
  • меч и щит — в эпоху Ренессанса, поскольку, согласно Марциану, риторика обладает воинственным характером;
  • книга — обычный атрибут, возможно с надписью «Cicero»[6]
  • свиток, иногда развернутый лишь частично.

Историческая личность

  • Цицерон.
Геометрия[7]:
  • шар — земной глобус, держава;
  • циркуль — часто им измеряется земной шар (атрибут общий с Астрономией);
  • другие измерительные инструменты (угольник, линейка) — иногда.

Историческая личность:

  • Евклид, держащий циркуль.
Арифметика:
  • скрижаль (дощечка) исписанная или исписываемая цифрами — со времени позднего средневековья;
  • абак — реже;
  • линейка — иногда (атрибут общий с Геометрией).

Историческая личность:

  • Пифагор
Астрономия[8]:
  • шар — небесный глобус, держава
  • циркуль — часто им измеряется небесный глобус (атрибут общий с Геометрией);
  • секстант как астрономический инструмент;
  • армиллярная сфера — иногда.

Историческая личность:

  • Птолемей — александрийский астроном; нередко он изображается с короной на голове[9].

Атрибуты Астрономии совпадают с атрибутами покровительствующей ей музы Урании.

Музыка:
  • музыкальные инструменты[10]:
  • набор из нескольких колокольчиков (3 или 4) и молоточек — средние века;
  • орган-портатив;
  • лютня, виола или скрипка;
  • лебедь — благодаря легенде о его предсмертном пении;

Историческая личность:

  • Пифагор с монохордом или набором колоколов — указание на ее математические основы музыки;
  • Тувалкаин с каким-либо музыкальным инструментом — потомок Каина[11], легендарный изобретатель музыки.
  • Орфей, приручающий своей игрой животных — иногда.

См. также:

Прут
Змея
Скорпион
Ящерица
Плащ
Весы
Цветы
Меч
Щит
Книга
Свиток
Шар
Глобус
Держава
Армилярная сфера
Циркуль
Линейка
Угольник
Скрижали
Абак
Секстант
Музыкальные инструменты
Лебедь

Искусство
[править]

Изображения свободных искусств встречаются в романской и готической скульптуре, нередко они объединяются в пары с семью главными добродетелями.

В итальянском искусстве XIV в. и позже их можно встретить в надгробной скульптуре, в декоре пасторских кафедр, на фресках и в живописи. Вне Италии они встречаются несколько реже, за исключением гравюры и гобелена XV—XVI веков.

В качестве знака возросшего статуса художника в эпоху Ренессанса Минерва — покровительница искусств и наук — может представлять художника собравшимся свободным искусствам.

Иллюстрации
[править]

Бальдунг Ханс. Музыка

Примечания и комментарии
[править]

  1. Служащие сферой деятельности ремесленника или работника физического труда.
  2. Лат. — «Свадьба Филологии и Меркурия»
  3. Римский юрист и грамматик.
  4. Лат. — «Грамотная и отчетливая речь, должным образом произносимая»] — определение античных грамматиков, цитируемое в «Иконологии» Чезаре Рипы.
  5. Марциан характеризует логику словом «involutus» — лат. «закрученная»; также может переводиться как «окутанная тьмой».
  6. Лат. — «Цицерон».
  7. Греч. — измерение земли
  8. Некогда часть более широкой области астрологии
  9. Благодаря ошибочному отождествлению с правителями египетской династии Птолемеев.
  10. Многие из них служат также атрибутами Св. Цецилии.
  11. Быт., 4:22

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: