Синий цвет

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


В первобытном искусстве и у бесписьменных народов синий цвет очень редок, в силу труднодоступности природных пигментов.

Лунный цвет. Самый холодный из цветов и самый чистым, если лишён примеси матового белого. Цвет, который Г. Хаинц-Мор называет «самым глубоким и наименее материальным цветом, медиумом правды, прозрачностью наступающей пустоты: в воздухе, в воде, в хрустале и в алмазе».

Цвет, наиболее часто рассматриваемый как символ всего духовного в большинстве мифологических систем ассоциируется с божеством. Это также первоначальная простота и бесконечное пространство, которое, будучи пустым, может содержать все. Это цвет больших глубин, женская стихия вод. Как небесно-голубой, он цвет Великой Матери, Царицы Небес, и всех богов или сил Неба, таких как. Голубой Дракон.

Основные значения:
[править]

  • абсолют, бесконечность, вечность;
  • свобода (беспрепятственность);
  • пустота, уход (в вечность, в никуда);
  • холод, холодность;
  • истина;
  • преданность, лояльность, верность, вера;
  • непорочность, чистые побуждения, безупречная репутация, чистота, целомудрие;
  • интеллект, мудрость, благоразумие,
  • широта души, духовность, благочестие, созерцание, духовная и интеллектуальная жизнь;
  • мир, умиротворённость, спокойствие, постоянство, пассивность;
  • небо, воздух, ветер;
  • откровение, непостижимое, чудесное, отвлечённое (светло-голубой)

00-00-655-011.jpg

Цвет

Красный цвет
Розовый цвет
Оранжевый цвет
Жёлтый цвет
Зелёный цвет
Фиолетовый цвет
Пурпур
Белый цвет
Чёрный цвет
Серый цвет
Коричневый цвет

Древний Восток
[править]

Цвет шумерской Великой Матери.

Египет
[править]

Ассоциируется с богом неба и восходящего солнца Амоном-Ра.

Египтяне, вероятно, считали синим также цветом правды. Стенам Древних египетских могил, на которых нарисованные сцены взвешивания изображаемых охрой душ, придан лазурный фон. Истина, смерть и боги идут бок о бок и поэтому именно лазурный порог отделяет человечество от его властителей, Потустороннего мира и Судьбы.

Античность
[править]

Цвет Зевса/Юпитера и Геры/Юноны (воплощение женского плодородия и расцвета) как божеств Неба.

Цвет Венеры.

Северная традиция
[править]

В кельтских наречиях нет отдельного обозначения для синего цвета. В бретонском, уэльсском и ирландском языках, слово glas означает, в зависимости от контекста, синий, зелёный или даже серый цвета. Если различение этих цветов представляется существенным, для их обозначения используются альтернативные или синонимические определения.

На уровне общества синий — цвет производительной функции.

В средневековой ирландской и уэльсской литературе синий не играет значительной роли, сопоставимой с таковой у белого и красного цветов.

Цезарь оставил описание обычая бретонских женщин при некоторых религиозных церемониях раздеваться донага и окрашивать тела в синий цвет.

Ирландский мифический предок Гойдель Глас (Goedel Glas) считается изобретателем гэльского языка (наравне с ивритом) (OGAC 7: стр. 193—194).

Плащ северогерманского Одина — синего цвета.

У кельтов и друидов — бард и поэт.

Европа
[править]

В центральноевропейской народной символике синий цвет считается цветом верности и таинственности (Ср. сказка «Голубой свет»), а также обмана и неуверенности.

В ряде мест Польши всё ещё жив обычай красить дома будущих невест в синий цвет.

Ближний Восток
[править]

Окрашенные в синее ткани особенно любимы в западной части Сахары и в граничащих странах зоны Сахели, например у кочевников реглейбат (бывшая испанская Западная Сахара), у туарегов и в Мавритании.

Средняя Азия /Монголия
[править]

Сочетание синего с красной или жёлтой охрой представляет священный брак или соперничество Небес и Земли. Среди ничем не нарушаемой монотонность степей Средней Азии, Земля и Небо лежат лицом друг к другу. Их брак стал началом времён и предшествует рождению каждого героя степей. Ещё жива легенда о происхождении основателя династии Моголов Чингиз Хана от союза синего волка с жёлтой волчицей (? самкой).

Синий волк — Эр Тоштук, герой киргизского (малого) эпоса, одетый в доспехи воронёной стали и несущий синие щит и копьё (BORA).

Тюрко-монгольская литература полна синих львов и тигров — проявлений власти Тенгри, «Отца» алтайских племён, который восседает выше гор и неба, а при исламизации тюрков был осмыслен как Аллах.

Китай
[править]

Первоначально в китайском языке не было слова для обозначения синего цвета. Определение «чинь» обозначало все нюансы цвета от тёмно-серого через синий до зелёного, подобно «пути учёного, который при свете лампы прилежно занимается науками». Древняя пиктограмма изображает разматывание нити двойного кокона, и может быть связана с символикой спирали.

Современное слово «лан» обозначает собственно «индиго» — цвет простой рабочей одежды.

Синий — благотворный цвет, цвет ян и геомантического дракона, связан с элементом «дерево», весной и восточным направлением (Голубой Дракон Востока). Символ Дао, священного Путь, непостижимого принципа всего сущего, непроявленного (в соответствии с 1 гл. Дао Дэ Цзин). Как цвет тёмного высокого (далёкого) неба, намекает на царство Бессмертных.

С синим лицом в традиционном искусстве изображаются духи и призраки. Аналогичным образом представляется бог литературы Куй-син, который когда-то из-за оскорблённого самолюбия покончил с собой.

На бытовом уровне синий цвет олицетворяет образованность и счастливый брак. С другой стороны, синие (голубые) цветы, глаза, ленты и полоски считались отвратительными и приносящими несчастье.

Мезоамерика
[править]

В Древней Мексике в рукописях с иллюстрациями светлым сине-зелёным цветом изображались бирюза и вода.

У ацтеков цвет голубой бирюзы (chalchihuiti) соотносится с Солнцем как «Бирюзовым принцем (правителем)».

Сине-зелёная бирюза, украшает юбку богини возрождения; но также — знак засухи, голода и смерти.

Перед кремацией умершего ацтекского правителя, его сердце заменялось бирюзовым амулетов.

У майя — поражение врага.

Северная Америка
[править]

У американских индейцев означает Небеса, покой.

Индуизм
[править]

В индусской традиции сапфировый южный лик горы Меру, отражая свет окрашивает атмосферу в синий цвет.

Синий цвет тела имеют: Индра, Вишну (шея) и одна из его аватар — Кришна (тело).

Индра носит голубую дождевую накидку.

Буддизм
[править]

Для (тибетских) буддистов, синий — цвет:

  • вайрочаны — трансцендентной мудрости, потенциальной возможности, и в то же самое время пустоты, представимой как необъятность синего неба;
  • дхармадаты (dharmadhatu / Дхарма-Даты) — закона или изначального сознания/совести, совершенной силы, открывающей путь освобождения.

Иудаизм
[править]

Синий цвет связан в иудаизме с милосердием, в еврейской Каббале означает благодарность;

Зевс и Яхве ставят свои ступни на «лазоревый камень».

В еврейской традиции Лус (см. Луз, Миндальное дерево), дом бессмертных, также называют «Синим Городом».

Гностицизм
[править]

Крещение водой.

Христианство
[править]

Синий христианской традиции — цвет Небес, Вечной (небесной) Истины, вечности, бессмертия, веры, верности, целомудрия, лояльности и правосудия.

Поучающий Иисус обычно изображается в синем облачении.

Синий и белый — цвета Девы Марии как Царицы Небесной, символизируют уход от материального мира и полёт освобождённой души к Богу (золото), встречу девственной белизны и лазурной синевы Небес. С представлениями о Богоматери как защитнице в будущей жизни связано использование синего и белого цветов при похоронах детей. Не достигнув половой зрелости, они не вполне принадлежат этому миру, много легче взрослого откликаясь на зов Девы Марии.

К Деве Марии, одетой в синий плащ, поэтически обращаются как к голубой лилии.

В противостоянии Земли и Неба, синий и белый объединяются против красного и зелёного, что можно наблюдать в христианской иконографии, особенно в изображениях битвы Св. Георгия и дракона[1].

В Византии четырьмя противостоящими друг другу в гонках колесниц на Ипподроме партиями была Красная и Зелёная с одной стороны, Белая и Синяя — с другой. Есть веские причины полагать, что эти игры в имели религиозное и космологическое значением не меньшее, нежели центральноамериканская игра в мяч того же времени. Обе игры — подмостки священной драмы, символизирующей борьбу вечного и преходящего, Небес и Земли.

Астрономия/логия
[править]

Синий цвет связывается с Юпитером и зодиакальным знаком Девы — центростремительный знак, который соответствует времени сбора урожая, когда весенний рост уступает место упадку осени, лишающей Землю покрова растительности, обнажающий и высушивающий её.

Магия
[править]

Традиционно амулеты синего цвета используются для нейтрализации «дурного глаза».

Масонство
[править]

«Синяя кирпичная кладка» — традиционная система «масонства Иоанна».

Психология
[править]

Значительный метафизический смысл синего цвета ценен, так же как и умеренное клиническое использование. В отличие от красного, он воздействует «сдерживающе», настраивает большинство людей на задумчивость: голубой обычно рассматривается как цвет размышления, а оттенок, близкий к цвету вечереющего неба, — как цвет мечтаний. Как область ирреального или сверхреального синева разрешает в себе все противоречивые и изменчивые состояния — день сменяющийся ночью — модулирующие человеческую жизнь. Плоды осознанного мышления мало помалу растворяется в подсознании, подобно дневному свету постепенно преходящему через синие сумерки в свет ночи. Синяя среда успокаивает и умиротворяет, но, в отличие от зелёного[2], не стимулируют, а обеспечивает уход из реального мира и спасение, которое в конечном счёте может привести к депрессии. Недифференцированный, безмятежный, сосредоточенный исключительно на себе, синий не принадлежит этому миру, но манифестирует идею вечности, спокойной, высокой, сверхчеловеческой и отчасти жестокой своим безразличием.

Окрашенный синим объект, зрительно уменьшается и теряет свою определённость (вещественность): окрашенная синим стена перестаёт быть преградой. Движение и звук, исчезают в синеве, тонут и исчезают подобно птицам в небе. Иллюзорный сам по себе, синий цвет дематериализует всё, что попадает в его сферу. Это цвет дороги в бесконечность (вечность), на которой реальность заменяется воображаемым. Погружение в синий цвет напоминает прохождение Алисы в Зазеркалье.

В психологии и в сновидениях синий — цвет терпимости; воплощает уравновешенность, самоконтроль, стремление быть великодушным, доброту, обдуманность поведения и потребность в умиротворении. Благоприятствует медитации и отдыху

В глубинной психологии связывается с «душевной освобождённостью, мягким, лёгким и обдуманным устройством жизни».

Искусство
[править]

Для последователей Кандинского движение синего одновременно воплощает удалённость от всего человеческого, движение исключительно к собственному центру, а также влечение человека к бесконечности, пробуждение тоски по чистоте и жажду того, что превосходит природу.

Ad vocem
[править]

«Синяя птица» — образ счастья, вечно близкого и вечно ускользающего.

«Голубая кровь» — фр. «un sang-bleu». Ассоциация между голубой кровью и аристократией происходит от частой в средневековой Франции клятвы «кровью Бога», в которой упоминание Бога заменялось эвфемизмом — словом «голубой».

Западные идиомы, связывающие синий цвет с меланхолией имеют позднее происхождение. Их иногда связывают с блюзами, восходящими к вечерним песням африканских рабов в Северной Америке или с порнографией — из-за размытого изображения многих фильмов.

«Голубой цветок» в европейском романтизме соотносится с духовность и полётом воображения или мысли.

«Голубой туман» — морочить кому-нибудь голову.

«Говорить в голубое» — молоть чушь, городить вздор.

«Поездка в голубое»:

1) поездка без определённой цели,
2) прыжок в неизвестность).

Устойчивая связь определения «синий» с пьянством не имеет надёжного объяснения; возможно, обусловлена синюшностью щёк и носа у хронических пьяниц и алкоголиков.

Ad notanda
[править]

В политической символике синий цвет — принадлежность либералов или национал-либералов.

Примечания и комментарии
[править]

  1. Французская история даёт нам реальные пример кровавых сражений противников, носящих те же самые символические цвета, во имя «Божественного Права Королей» и «Прав Человека», которое они воплощали. Роялисты шуаны, носившие синий цвет противостояли «красным» якобинцам.
  2. Согласно Кандинскому, насыщенный зелёный обеспечивает чувство приземлённого спокойствия и самодовольства, в то время как синий цвет имеет торжественное притяжение надземного. Это тяготение содержит также идею смерти.

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: