Святые

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Святой»)
Перейти к: навигация, поиск


Описание
[править]

—————————


Люди, стяжавшие особую благодать, очищенные от греха и преображенные. Основа святости, помимо осознания своей глубокой поврежденности, желания спасения, жизни по заповедям Божиим и стяжания Духа Святого — вера.

Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние…

А без веры угодить Богу невозможно: ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздается…
Евр. 1-2,6

При канонизации (прославлении святого всей Церковью) обязательно пишется образ.

…святые и при жизни были исполнены Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа присутстсвует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их, — не по существу, но по благодати и действию.
Св. Иоанн Дамаскин

Основной богословский смысл иконографии святых в победе над грехом, а следовательно и над вечной смертью, в спасении и во вхождении в Царство Небесное.

Святые праотцы
[править]

К числу первых праведников в человеческой истории относятся ветхозаветные патриархи, праведные Иоаким и Анна — родители Девы Марии и праведный Иосиф обручник. Праотцы прообразовательно участвуют в истории спасения человечества как предки Иисуса Христа по плоти и в духовном плане — как пример соединения праведности жизни с предвидением грядущего освобождения от вечной смерти.

Атрибуты:

• свиток с текстами из священного Писания;
• ковчег — праотец Ной.

Святые пророки
[править]

Люди, предсказывающие по внушению Святого Духа грядущее и, в особенности, появление обетованного Мессии.

Атрибуты:

• нимб — символ святости и особого избранничества Божия;
• пророческие шапочки (Даниил), корона (цари Давид и Соломон), иногда с непокрытой головой;
• свиток с выдержками из их пророчеств;
• обычное одеяние — хитон и гиматий, иногда милоть (овчинная накидка) — пророк Исайя.

Отличается разнообразием иконография последнего из пророков, узревшего свершение всех пророчеств о Спасителе, — Иоанна Крестителя. Его отличает одежда из верблюжьей шерсти. Распрстранён образ «Ангел пустыни», на которой святой изображён с крыльями — символ его чистоты как пустынножителя, и собственной отсечённой головой (второй) на чаше в руке — образное выражение его дара предвидения.

Святые апостолы
[править]

Провозвестники слова Божия, распространители Благой Вести, посланные Иисусом Христом во все концы земли.

Атрибуты:

• нимб;
• свиток или книга (кодекс);
• одежда — хитон и гиматий;

Первоверховный апостол Пётр — связка ключей как совокупность Церковных Таинств, выступающих символическими ключами от Царствия небесного.

…ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах
МФ. 16,18-19

Иконы четырех евангелистов помещаются на Царских вратах. Изображаются за работой: сидящими в помещении над раскрытыми книгами — Матфей, Марк и Лука; среди скал с юным помощником — Иоанн, согласно преданию, диктовал Евангелие своему ученику Прохору.

Равноапостольные святые
[править]

Святые, особенно прославившиеся обращением в христианскую веру народов. Иконография сходна с апостольской, но часто их одежды изображаются сообразно времени и народу, который они крестили. Часто в руках присутствует крест как символ крещения.

Святые мученики
[править]

Святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Мученики своим подвигом:

• свидетельствуют о явлении Бога Слова во плоти и победе над вечной смертью;
• следуя за Христом — прообразом/первообразом мученичества, собственной кровью засвидетельствовавший спасение рода человеческого, «повторяют» его искупительную жертву. Отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками самому Христу.

Первый засвидетельствованный святой мученик — первомученик Стефан, о котором говорится в Деяниях апостолов (гл. 7).

Атрибуты:

• крест в руках — символ апостольского благовествования (мученики — продолжатели апостольского служения);
• одежды красного цвета — часто присутствуют на иконах мучеников как символ пролитой крови и выражение страдания за веру.

Святые исповедники
[править]

Первоначально — христиане претерпевшие за свою веру гонения, мучения и пытки, но оставшиеся в живых. С VI в. — исповедниками называют святых засвидетельствовавших христианскую веру особой праведностью своей жизни.

Святители
[править]

Священнослужители (только епископы) своей жизнью и ревностным пастырским служением осуществляющие промысел Божий о Церкви как о Теле Христовом.

Еписопы возглавляют общину и получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

Атрибуты:

• митра (не всегда) — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символ тернового венца Спасителя;
• саккос — верхняя одежда, символизирующая багряницу Спасителя;
• омофор — непременная часть облачения епископа, без которой он не имеет права совершать богослужение, представляет собой длинный лентообразный плат украшенный крестами, символизирующий заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет домой;
• книга в левой руке;
• правая рука сложена в благословляющемжесте.

Обычно встречаются ростовые и поясные изображения святителей, оглавные изображения крайне редки.

Преподобные
[править]

Святые из монашествующих.

Изображаются в полный рост и по пояс.

Атрибуты:

• монашеское облачение;
• правая рука в именном благословляющем перстосложении;
• свиток (чаще скрученный) в левой руке;
• чётки (характерный) — символ монашеского молитвенного подвига.

Часто фоном служит изображение обители, в которй подвизался святой.

Столпники (райний способ аскезы и удаления от мира, ради сосредоточения на непрестанной молитве) изображаются стоящими на столбах/башнях.

Блаженные(юродивые)
[править]

Святые отличающиеся внешним безумием в соединение с даром предвидения. Основные черты подвига юродства — идущее вразрез с общепринятым поведение позволяющее, не взирая на лица, обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние. Юродство — полноправный путь к святости (см. т.ж. Девона).

Блаженные изображаются в том виде, в каком они совершали подвиг юродства:

• обнажёнными;
• с повязкой на чреслах;
• в ветхих одеждах;
• с веригами на плечах.

Фоном может служить панорама местности (города), где святой жил, или обители/церкви, где он подвизался.

Святые праведные
[править]

Святые миряне (жившие в миру) не имевшие монашеского звания, и не принявшие мученической кончины в о славу Христа. Будучи семейными, удостоились святости за особенно благочестивый и угодный Богу образ жизни. К праведным относится Иоанн Кронштадский — представитель белого духовенства.

Праведные изображаются в одеждах своей эпохи. Атрибуты их неспецифичны: нимб, именование святого, свиток. Фоном часто служит вид местности, где жил святой.

Благоверные
[править]

Святые миряне (князья или правители), которые пользуясь своим положением, защищали и отстаивали Православную веру и чвляли личным примером образец смирения, незлобивости и кротости нрава. Изображаются в царском облачении или воинских доспехах. Благоверные, прославленные строительством храмов или обителей, в руках могут держать подобие церкви.

Бессеребренники
[править]

Целители, лечившие людейво славу Божию безвозмездно. Характерный атрибут — ящичек с лекарственными снадобьями.




Пятеро святых

Ссылки:
[править]

Христианские символы
————
Бессеребреники
Проповедник
Отцы Церкви
Столпник
Святитель

Отдельные святые:
[править]

А
[править]

Августин Гиппонский, Св.
Агата Сицилийская, Св.
Агнесса, Св.
Альберт Великий, Св.
Амвросий, Св.
Амфиан, Св.
Анастасия, Св.
Андрей, Св. апостол
Андрей Корсини, Св.
Анна, Св.
Ансан, Св.
Антоний Великий, Св.
Антоний Падуанский, Св.
Аполлония, Св.
Арсений Великий, Св.
Артемий, Св.
Афанасий Афонский, Св.

Б
[править]

Бавон, Св.
Бенедикт, Св.
Бернард Клервосский, Св.
Бернардин Сиенский, Св.
Блейз, Св.
Бонавентура, Св.
Бонифаций, Св.
Борис и Глеб, Свв.
Бригитта Шведская, Св.
Бруно, Св.

В
[править]

Варвара, Св.
Варфоломей, Св. апостол
Василий Великий, Св.
Вероника, Св.
Винсент, Св.
Викентий Сарагосский, Св.
Власий, Св.

Г
[править]

Геласий, Св.
Геминиан, Св.
Георгий Каппадокийский, Св.
Герольд, Св.
Григорий, Св.
Григорий Декаполит
Григорий Палама, Св.
Губерт, Св.

Д
[править]

Дени Парижский, Св.
Димитрий, Св.
Димитрий Палеолог
Дионисий Ареопагит, Св.
Дмитрий Солунский, Св.
Доминик, Св.
Донат Ареццкий, Св.
Доротея Каппадокийская, Св.

Е
[править]

Евстахий, Св.
Евстафий Плакида, Св.
Евфимий, Св.
Евфимия, Св.
Екатерина Александрийская, Св.
Екатерина Сиенская, Св.
Елена, Св.
Елизавета, Св.
Елизавета Венгерская, Св.
Елпифидор, Св.

Ж
[править]

Жиль, Св.

З
[править]

Зиновий, Св.
Зенон, Св.
Зосима, Св.

И
[править]

Иаков Младший, Св.
Иаков Перский, Св.
Иаков Старший, Св.
Ианнуарий, Св.
Иероним, Св.
Иерофей, Св.
Ильдефонс, Св.
Иоаким, Св.
Иоанн, Св.
Иоанн Гуальберто, Св.
Иоанн Дамаскин, Св.
Иоанн Креститель, Св.
Иоанн Лествичник, Св.
Иоанн Непомукский, Св.
Иосиф Обручник, Св.
Ипполит, Св.
Ирина, Св.
Исавр, Св.
Иуда Фаддей, Св.
Иустина Антиохийская, Св.
Иустина Падуанская, Св.

К
[править]

Карло Борромео, Св.
Кассиан Римлянин, преп.
Кирилл Александрийский, Св.
Клара Ассизская, Св.
Климент Александрийский, Св.
Климент Орхидский, Св.
Климент Римский, Св.
Козьма и Дамиан, Свв.
Кристина, Св.

Л
[править]

Лаврентий, Св.
Лев I Великий, Св.
Леонард, Св.
Либерал, Св.
Лонгин, Св.
Людовик Тулузский, Св.
Лука, Св.
Лукия, Св.
Луп, Св.
Людовик Французский, Св. — король Франции

М
[править]

Маргарита Антиохийская, Св.
Марина, Св.
Мария Египетская, Св.
Мария Магдалина, Св.
Марк, Св.
Мартин Турский, Св.
Мартирий, Св.
Марфа, Св.
Матфей, Св.
Меркурий, Св.
Моника, Св.

Н
[править]

Нектарий, Св. преподобный
Непомук, Св.
Нери, Св. Филипп
Никита, Св.
Николай Мирликийский, Св.
Николай Толлентийский, Св.
Норберт, Св.

О
[править]

Омобуоно, Св.
Онуфрий, Св.
Орест, Св.
Осия, Св.

П
[править]

Павел, Св. апостол
Павел Ксиропотамский, Св.
Павел Отшельник, Св.
Панкратий, Св.
Пётр, Св.
Пётр и Наталья, Свв.
Пётр Мученик, Св.
Петроний, Св.
Потапий, Св.
Прохор

Р
[править]

Ремигий, Св. (Реми)
Репарата, Св.
Ромуальд, Св.
Рох, Св.

С
[править]

Самон, Св.
Себастьян, Св. (Севастьян)
Сергий, Св.
Сильвестр, Св.
Симеон Столпник, Св.
Симеон Столпник Дивногорец, Св.
Симон Зилот, Св.
Спиридон, Св.
Стефан, Св.
Схоластика, Св.

У
[править]

Ульяна, Св.
Урсула, Св.

Ф
[править]

Фаина, Св.
Феликс Канталисский, Св.
Фелицата, Св.
Феодор, Св.
Фёкла, Св.
Филипп, Св.
Филипп Бенотий, Св.
Филипп Нери, Св.
Флориан, Св.
Фома, Св. апостол
Фома Аквинский, Св.
Фома Бекет, Св.
Фома Виллановский, Св.
Франциск Ассизский, Св.
Франциск Ксаверий, Св.
Франциска Римская, Св.

Х
[править]

Христофор, Св.
Хильдегарда Бингенская

Ц
[править]

Цецилия, Св.

Э
[править]

Элигий, Св.
Эразм, Св.

Ю
[править]

Юлиана, Св.
Юлиан Госпиталит, Св.
Юстина Падуанская, Св.


Славяне
[править]

Святые — персонажи христианской литературы и культа, усвоенные устной народной традицией. События и деяния, явившиеся основой почитания и канонизации святых, продолжают жить в книжных текстах и близких к ним фольклорных жанрах (духовные стихи, легенды). В обрядовом фольклоре (колядках, щедровках, жнивных песнях и т. п.) и верованиях славян образы Христа, Богородицы, ангелов, святых претерпели существенную трансформацию и приблизились к персонажам низшей мифологии и духам. Многие христианские святые заменили в народном сознании языческих богов, восприняв их функции и заняв их место: пророк Илья заместил громовержца Перуна, св. Николай и др. — «скотьего бога» Белеса (Волоса), св. Параскева Пятница — богиню Мокошь и т. д. Соответственно языческой схеме за каждым святым закреплялись определенные сферы природы и человеческой деятельности. Св. Георгий (Егорий, Юрий) почитался как покровитель скота. До сих пор на Русском Севере совершаются егорьевские обходы скотины со словами: «Святый Ягорья, попаси моих коровок!», «Снятый Ягорья! Нам помогай, коровок спасай от лютого зверя, от злого человека, кто от моей коровы молоко отнимает…» Св. Илья заведует громом и дождем, во время грозы он разъезжает по небу на огненной колеснице и мечет оттуда стрелы-молнии и камни, поражая нечистую силу и грешников. На Руси были храмы Ильи Сухого и Ильи Мокрого, в которых совершались моления о дожде и о ясной погоде. Илье приписывалась и власть над урожаем. В белорусских колядках поется: «Ходит Илья на Василья, где пугой махнет — там жито растет». Св. Илья начинал жатву — «зажинал золотым серпом, правой ручкой».

У сербов св. Савва считался покровителем и защитником волков. В «свой» день (14.1) он, по народным верованиям, залезает на грушу, созывает волков, угощает их и распределяет, чей скот станет их жертвой в течение года. Св. Савву считали также хозяином градовых туч. Когда они надвигались, к святому обращались с просьбой «отвести своих говяд от села». Св. Стеван признавался у сербов патроном ветра, и в его день (2. VIII) не работали, чтобы ветер не принес с собой болезни. Богородица у всех славян почиталась защитницей беременных и рожениц. Параскева Пятница следила за соблюдением норм и запретов, касающихся прядения и тканья, пряла по ночам на оставленной прялке, путала пряжу и нитки, ломала инструмент, наказывая женщин, занимавшихся прядением и тканьем в неурочное время, например в пятницу или в праздник. См. также Андрей, Власий и др.

К святым обращались за помощью во всех случаях жизни с молитвой, им давали обеты, приносили жертвы и подарки, на них обижались за неисполнение просьб и даже наказывали: отворачивали икону с изображением святого к стене, разбивали ее, бросали в воду и т. п. Формы обращения со святыми в повседневной жизни мало чем отличались от способов обращения с домовым, лешим, водяным или русалкой. В заговорах их имена соседствуют с именами мифических персонажей, в «заветных тетрадях» обращенные к ним молитвы могут перемежаться рецептами черной магии и т. п. В Рождественский сочельник Бога, Богородицу, святых, ангелов приглашали на ужин вместе с морозом, ветром, волками, птицами, демонами туч, нечистой силой (см. Приглашения). У кашубов под именем Николая был известен злой дух, который загадывал загадки заблудившимся в лесу; если человек отгадывал, Николай выводил его из леса, а если нет, то человек попадал во власть нечистой силы, продавал душу дьяволу.

Часто люди заключали со святыми договор об обмене благами. Окончив жатву, на поле оставляли несжатым пучок колосьев — «на бороду» Христу (или Волосу, Николе, Илье, Кузьме и Демьяну; см. Борода). Приносили в жертву святым кур, свиней, баранов и др. животных во время семейных и сельских календарных праздников.

Вместе с тем святых почитали из страха перед ними, из боязни навлечь на себя их гнев. Так, в Полесье говорят: «Мы празднуем Михаилу, чтоб гром не побил хату. В этот день не рубим дров, не стираем, ножом ничего не режем, кросен не ткем. Чтоб не обиделся Михаила».

Культ святых лежит в основе народного календаря. Имена святых (часто в трансформированном виде) служат названиями праздников, а сами святые воспринимаются как персонифицированные праздники.

В любом сборнике заговоров можно найти обращения к святым с просьбой об исцелении. Фигура святого может выступать в заговорах и в роли чудесного помощника из волшебной сказки и защитника от злых сил. В архангельском заговоре от лихорадки свв. Кузьма и Демьян и отец Симеон, встретив 12 «косматых, волосатых и беспоясных» дев, «вынимают сабли вострые и ладят сказить им головы».

В духовных стихах, основанных на сюжетах и мотивах канонических, житийных и апокрифических христианских текстов, образы святых, хотя и обогащаются фольклорными чертами, сохраняют свой сакральный ореол. В них повествуется главным образом о земных подвигах святых, из коих наиболее популярны у восточных славян Николай, Егорий, Димитрий Солунский, Федор Тирон, Михаил-архангел, Кузьма-Демьян, а также Алексей — человек Божий, Иосаф-царевич, Борис и Глеб, почитаемые не столько за их чудотворную мощь, сколько за горькую судьбу.

В сказкахлегендах к излюбленным героям относятся святые Петр, Николай и Кузьма и Демьян, оказывающие помощь нуждающимся и наказывающие обидчиков и грешников; нередко, однако, им приписываются действия и поступки, весьма далекие от благочестия.

Библиография
[править]

 — SMES — Толстая С. М. , Святые // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002

Примечания и комментарии
[править]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: