Свастика

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


свастика < др.-инд. svastika << su — букв. «связанное с благом»
Слово происходит из Индии и означает «это хорошо».
от санскритских «su» («хорошо») и «asti» («бытие»).
крюкообразный крест
греческое название: «гамматион» — от четырех греческих букв «гамма»
тетраскелион : то есть «сломанная нога»
«хаккенкройц» (нем.) и «винкелькрейц» (австр. диалект)

описание графемы равноконечный крест с перпендикулярно загнутыми концами правильный равносторонний крест, концы которого «сломаны» под прямым углом создает иллюзию вращения.

Один из наиболее архаичных символов, встречающийся уже в изображениях верхнего палеолита, в орнаменте многих народов в разных частях света. Свастика — обозначение благоприятного, счастливого объекта, изображается в виде креста с загнутыми (под углом или овально; чаще — в направлении часовой стрелки) концами. Свастика с древнейших времён весьма распространена в индийской культуре, где традиционно толковалась как солярный символ, знак света и щедрости. Засвидетельствована в традиционной символике Китая, Древнего Египта, в раннем христианстве (т. н. «гаммированный крест») и т. д. В новейшее время использовалась немецкими фашистами в качестве эмблемы «арийского» начала, что придало свастике одиозный характер в современном восприятии.

Распространена очень широко, но не повсеместно:

  • за исключением некоторых частей Африки и Шумера

Совершенно не встречалась в Центральной Африке и Нижней Месопотамии, встречается в Азии и в доарийской цивилизации долины Инда. обнаруживается во многих культурах Старого и Нового Света широко используется в ареале индо-буддистком ареале (джайнизм, буддизм, вишнуизм) повсеместно встречается в доколумбовой Америке, как в Северной, так и в Южной; часто встречался у хеттов; обнаружен на керамике Кипра и Трои; довольно рано появился в Центральной, Западной и Северной Европе; в Исландии, Лапландии, Финляндии, дохристианской Ирландии и Шотландии; а также на Дальнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Месопотамии. на камнях в Микенах, а также у этрусков, у кельтов, у германцев; встречается она и в доколумбовой Америке, у индейцев, в частности, у навахов…

наносили и на священные объекты, и на предметы быта

Точное и единственно верное значение свастики как графического символа указать невозможно в силу многих причин:

  • значение этого символа в доисторический период просто неизвестно
  • под наименование «свастика» объединены схожие внешне, но совершенно разные по своему происхождению и смыслу знаки
  • значительно число изображений, включающих в себя мотив свастики, имеют сугубо декоративное значение

Другие полагают, что свастика была образована пересечением меандра

сложнейший символ зависит от геометрии конкретного изображения символизирует некий лабиринт, воду в движении, или, может быть, В зависимости от … знак, промежуточный между крестом и колесом, Преобладает восприятие свастики как солярного символа, особенно при его сочетании с другими солнечными символами (диск,) во многих культурах его связывали с богами солнца или неба, особенно в индоиранской традиции. Изображения свастики появляются как у богов, так и у богинь. Изображение свастики вместе с женскими символами привело к предположению, что она символизирует четыре фазы Луны, но, в основном, она ассоциируется с солнечными и плодородными символами, такими как лев, баран, олень, лошадь, птицы, лотос.

упирается в расщепление мирового порядка на два различных фактора: вращательное движение и неподвижность — или периметр колеса и его покоящийся центр, образ аристотелевского «неподвижного перводвигателя».
рассматривается некоторыми авторами как солнечный, а другими — как полярный знак. Генон склоняется к последней гипотезе (KERL — 28). : рассматривается некоторыми авторами как солнечный, а другими — как полярный знак. Генон склоняется к последней гипотезе (KERL — 28).
Крылатый диск на свастике был символом солнечной энергии в Египте и Вавилоне.

— «крест в круге» / системы круговой ориентации / колесо

— «крест в квадрате»

— «соединение ног/рук/ветвей» (3,4,5 …) — фигура вращения трискели, тетраскели[1]

— Условное изображение человека или птицы Предполагается также, что свастика олицетворяет условное изображение человека с двумя руками и двумя ногами

— «Соединение двух…»

с сильно загнутыми концами — серп бога смерти.

или соединение мужского и женского начал, динамическое и статичное, подвижное и неподвижное, гармонию и равновесие, две взаимодополняющие фазы движения, центробежное и центростремительное, вдох и выдох, уход от центра и возвращение к нему, начало и конец. изображение разветвленной молнии, являясь сочетанием двух 2-образных символов молнии, или двух горящих факелов и их кругового движения, или двух изогнутых палочек, которые носит ведическая королева Арани для добывания огня или удвоенного скандинавского Змея-Солнца.

Узлы: Пересекающиеся свастики, называемые иногда «узлами Соломона» символизируют божественную непостижимость и беспредельность.

лево- и правовращательная формы саувастикой

правосторонняя, с плечами, направленными по часовой стрелке: знак Солнца, весны. А также знак Белой магии; счастья;

Загнутые под прямым углом концы креста указывают направление движения по кругу. обратная свастика является женским символом < на изображениях на лонном треугольнике Артемиды и Астарты с концами, загнутыми вправо, в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар.

прямая и обратная формы свастики — мужское и женское, солнечное и лунное начало, движение по и против часовой стрелки, а также, по-видимому, два полушария, небесную и хтоническую силу, восходящее весеннее и заходящее осеннее Солнце.
в Европе известен в первую очередь как политический символ с праиндогерманским или специфически германским смыслом.

Основные значения:
[править]

  • вечные циклы, бесконечная смена времён года, непрерывное обновление, циклического возрождения
  • мистический Центр, зенит с четырьмя сторонами Света, Солнце с лучами.
  • идея вращения вокруг неподвижного центра,
  • проявление (воздействие на мир) Первичного начала, Создатель (?)
  • энергия (солнечная), движение
  • жизненных сил,
  • четыре стороны Света, движение, солнцеворот, рождение молний, языки святого огня; а также бесконечность, круговорот жизни, власть высших божеств; власть Солнца, дождя и ветра, непредсказуемость выражения божественных желаний, благословение божества, жизнь, четыре фаллоса; здоровье, благополучие, счастье, долгожитие, возрождение, силу, смену поколений, творческую силу, земледелие, приспособление для рождения огня методом трения, знание, вознесение, взлет; проникновение в суть вещей…
  • скорость, обороты вертушки для создания огня (Знак Прометея).
  • движение космоса и созидательной энергии
  • жизнь, движение, счастье, удачу — Индия.
  • четырех основных сил, сторон света, стихий

В любом случае, это символ доброй удачи, доброго предзнаменования, доброго пожелания, благословения, долгожительства, плодородия, здоровья и жизни. движение небесного свода, передающееся живой и неживой природе

вписанная в треугольник, — знак космической гармонии;

покорности и смирения, как и руки, скрещенные в знак покорности на груди. вращающееся Солнце, испускающий лучи круг полуденного Солнца, солнечная колесница, полюс и вращение звезд вокруг него, четыре стороны света, четыре фазы Луны, четыре ветра, четыре времени года, движение вихря, движение, вращающее мир, центр, созидательная сила в действии, порождение циклов, вращение колеса сансары,

00-03-568-000.jpg

См. также:

Графические символы


Древний Восток
[править]

Широко использовалась у хеттов.
в культе сирийской богини Агартатис (финикийская Астарта, греческая Афродита) — символ жизни.
Свидетельства, что обратная свастика является женским символом можно найти на изображениях Артемиды и Астарты, где она изображена на треугольнике вульвы

с концами, загнутыми вправо, в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар.

У семитов она сопровождает другие солнечные символы, но изображается как символ женской порождающей силы на лобке у Астарты.

Египет
[править]

Свастика не встречалась в Египте до последних веков перед Рождеством Христовым.

Античность
[править]

У греков в Средиземноморье крюки на крестах иногда свертывались на перекрестья или перегибались в виде меандра (орнамента). Он изображается также в виде учетверенной греческой буквы гамма (у).
атрибут Зевса как бога Неба и Гелиоса как солнечного бога; встречается также у Геры, Цереры и Артемиды.
У римлян символизирует Юпитера Тонанса и Плювия.
Зевса, Гелиоса, Геры и Артемиды;
Свидетельства, что обратная свастика является женским символом можно найти на изображениях Артемиды и Астарты, где она изображена на треугольнике вульвы

Северная традиция
[править]

Мьёлнар, молот бога Тора.
у бригантов в Англии, когда ассоциировался с языческой Бригитой или Невестой.
У кельтов
удача, появляется вместе с богами грома.
У скандинавов и тевтонов В северогерманской (скандинавской) культуре крюкообразный крест обозначает амулет-символ — «молот Тора». это боевой топор или молот Тора как бога воздуха, грома и молнии, удача.
Свастика встречается также в Исландии.

Европа
[править]

в Европе известен в первую очередь как политический символ с праиндогерманским или специфически германским смыслом.
Как эмблема «арийской» расовой чистоты свастика используется перед Первой мировой войной членами антисемитских социалистических группировок в Германии и Австрии. Гитлер, великолепно владевший искусством манипуляции массовым сознанием, использовал присущий этому символу динамизм для нужд своей партии и в августе 1920 г. поместил свастику на нацистских знаменах, присвоив тем самым ее призывную силу. «Эффект был как от разорвавшейся бомбы», — писал Гитлер позднее.

Балтия
[править]

В Литве свастика имеет свойства талисмана, приносящего удачу, и используется ее санскритское название.

Славяне
[править]

в российском православном обиходе получила название: вращающийся крест, Солнцеворот, Посолонь. Этот символ в России прослеживается с древнейших времен как орнамент в украшении одежды, предметов быта, оружия, культовых изображений и сооружений.
Посолонь (правая свастика) — присутствие и покровительство Бога в повседневной жизни, изобилие, счастье, благополучие.
Солнцеворот (левая свастика) — покровительство Бога в борьбе с врагами. Левая свастика изображалась на щитах воинов, на оружии, особенно часто — на колчанах для стрел.
С древнейших времен до начала XX века свастика считалась главным символом в орнаменте русского национального костюма. Размещалась на груди, по вороту и подолу как женского, так и мужского костюмов.

Тибет
[править]

в Тибете считается знаком счастья и талисманом.

Китай
[править]

в древнекитайских манускриптах … обозначении таких понятий, как «область», «страна»[2].
наблюдается уже ок. 2000 г. до н. э. в доарийской культуре Мохенджо-Даро (культуре Инда) и в Древнем Китае
Ок. 700 г. принимает в Китак значение числа 10000 («бесконечность»).
У китайцев: две свастики используются для изображения сил инь и ян.
«накопление счастливых символов Десяти Тысяч Сил». Это ранняя форма иероглифа «фан», означающего четыре предела космоса и земли. Будучи использована как рамка, изначает «вань цзы», Десять Тысяч Вещей или последовательностей, то есть не имеющую ни начала, ни конца последовательность, бесконечное обновление жизни, вечность. Она символизирует также совершенство, движение, соответствующее закону, долгожительство, благословение, доброе предзнаменование, добрые пожелания. Она также — Громовая Спираль. Голубая свастика означает беспредельное совершенство Неба, красная — беспредельное совершенство добродетели сердца Будды, желтая — бесконечное процветание, зеленая — беспредельное совершенство, содержащееся в земледелии. Ориентированная по часовой стрелке свастика — сила ян, против часовой стрелки — сила инь.
В Китае (Лей-Вен: свиток молний) некогда символизировала четыре стороны света, а затем приобрела значение десять тысяч, или число бесконечности. Еще позже ее стали называть печатью сердца Будды.

Япония
[править]

У японцев означает сердце Будды, удачу, добрые желания.

Мезоамерика
[править]

Реже попадается свастика в культурах доколумбовой Америки. удача, плодородие, дождь.

Северная Америка
[править]

В символике североамериканских индейцев свастика связана со священным числом четыре, четырьмя богами ветров, четырьмя временами года;

Иран
[править]

У зороастрийцев свастика не встречается.

Индуизм
[править]

наблюдается уже ок. 2000 г. до н. э. в доарийской культуре Мохенджо-Даро (культуре Инда) и в Древнем Китае
Индии — символ доброжелательности. Санскрит: свастика — творящие добро, от «свасти» — «успех», «удача»; и «асти» — «он есть», «он со мной». Популярнейший знак у индуистов, буддистов, синтоистов.
у индуистов: начало, открытие, весть; знак на убранстве богов; знак первой страницы жизненного счета; знак, который кладут на пороге и дверях дома, как оберег от пожара, злого глаза, атрибут бога Ганеси
у кришнаитов — «Благодетельница» (Супартва), аналог Тартанкарув-избавителей, которые помогают умершим найти брод через реку в Царство мертвых. Знак, который четырьмя своими плечами способен помочь душе в ее возрождении; в мире животных и растений, в аду, среди людей на земле, в мире духов.
в Индии — движение Солнца по небу; указание, как следует двигаться вокруг алтаря, святого места.
левосторонняя — осеннее солнце, тьма, черная магия, несчастье, разрушение, смерть. Так было у гитлеровцев, взявших этот мистический знак своим символом — «хаккенкройцем».
В Индии левосторонняя свастика — ночь, знак богини Кали, повелительницы гибели, уничтожения.
символом ведических и индуистских богов (Агни, Брахмы, Сурии, Вишну, Шивы, Ганеши)
В Индии служила символом Солнца, Огня и Света и часто изображалась вместе с солнечным колесом и молнией.
Символ ведического бога огня и божественного плотника Агни (палочки для добывания огня), «мистический двойной Арани», а также Дьяуса, древнего арийского бога Неба, а позднее Индры. Ассоциируется также с Брамой, Сурьей, Вишну, Шивой и с Ганешей как первопроходцем и богом перекрестков. Свастика используется иногда для опечатывания кувшинов со святой водой из Ганга.
Как древний символ ариев свастика считалась неиконическим изображением их высшего божества Солнца, и небесного бога Дьяуса.

Буддизм
[править]

У буддистов «Печать сердца Будды», эзотерическая доктрина Будды, колесо сансары. Один из Восьми Благоприятных Знаков на Отпечатках Ступней Будды.
«закрученная» концами влево, — буддийский символ бесконечного цикла существования,
неподвижная сердцевина Колеса Становления

Джайнизм
[править]

В джайнизме четыре согнутые в локте руки обозначают уровни бытия — божественный мир, человеческий мир, животный мир и преисподняя.
У последователей джайнизма это божественная сила, Создатель Неба и Земли. Четыре руки символизируют четыре ступени существования: протоплазматическая жизнь, растения и животные, человек, небесные существа.
Свастика с тремя кругами над ней означает Три Драгоценности правильной веры, правильного знания и правильного поведения; с полумесяцем над ней — состояние освобождения (нарастающая Луна всегда становится более полной); свастика с одним кругом над полумесяцем — это символ состояния полного знания, всеведения.

Гностицизм
[править]

крест манихеев.
была также секретным знаком гностиков и применялась вместо креста в христианской секте манихеев.
Гностические секты поздней античности использовали разновидность свастики, составленной из согнутых в коленях ног как тайный символ, сравнимый с трехосевым (трискешс) крестом.

Христианство
[править]

? эмблемой Христа в раннехристианских катакомбных церквах

У христиансвастика часто появлялась в катакомбах в качестве символа Христа как силы, правящей миром. В Средние века §аттас1юп («греческий крест») символизировал Христа как краеугольного камня, а также четырех евангелистов с Христом в центре. У гностиков свастика символ Ситалы, Седьмого воплощения, а также смирения.
В православной традиции свастика является важнейшим символом и означает присутствие Бога.
Изображения свастики видны на иконе Христа-Вседержителя в Новгородском Софийском соборе.
На явленной в 1917 году иконе Богоматери Державной, мы можем увидеть изображенную на голове Богородицы левую свастику.

Ислам
[править]

У мусульман Азии свастика означает четыре стороны света и контроль над четырьмя временами года со стороны ангелов: Запад — Ангел Записывающий, Юг — Ангел- Смерти, Север — Ангел Жизни, Восток — Ангел Возвещающий.

Магия
[править]

в средневековой Европе — амулет-оберег от дурного глаза.
играет важную роль в искусстве составления пантаклей; она приносит счастье. благоприятное воздействие оказывает, лишь когда «лапки» повернуты по часовой стрелки; в противном случае оказывает пагубное воздействие и называется саувастикой.

благоприятное воздействие оказывает, лишь когда «лапки» повернуты по часовой стрелки; в противном случае оказывает пагубное воздействие и называется саувастикой.

Масонство
[править]

В масонской традиции ее использовали в качестве символа, отводящего беду и зло.

Геральдика
[править]

а также являлась эмблемой, которую использовал Карл 1 Великий (742—771).

С 1935 до 1945 г. свастика под имперским орлом (на белом или черном фоне) была символом «третьего рейха».

Оккультизм
[править]

«… ставит предел основополагающим символам, воспринимая их основополагающий символизм».

связан с вращающимися фигурами, которые первоначально выражали собой идеи смешивания семенной субстанции в материнской чаше в Европе … символ с праиндогерманским или специфически германским смыслом. высказывалось предположение, что четырехликий Гор и другие четырехликие боги несли ее символизм, в то время как граф Гоблет д’Алвиелла предположил, что свастика, crux ansata и крылатый диск были изначально одним и тем же символом, и потому взаимоисключающим. Он разделил древний мир на две зоны символизма, при этом свастика преобладала «во всем арийском мире, за исключением Персии, а crux ansata и крылатый диск никогда не сменяли друг друга». крест как четыре угла квадрата, над которыми движется по кругу Солнце, превращая их в круг (то есть округляя квадрат и делая квадратом круг кабалистического Алефа, символа первобытного движения Великого Дыхания, закручивающего хаос в центре творения,

Психология
[править]

«Она действует на подсознательные эмоции наблюдателя. Свастика — не что иное, как изображение обвившихся друг вокруг друга людей, схематическое, но в то же время вполне узнаваемое. Одна линия означает половой акт в горизонтальном, другая — в вертикальном положении. Можно предположить, что этот символ будоражит скрытые от нас самих струны в организме, притом тем больше, чем меньше удовлетворен человек, чем более он похотлив. Если же приписать этому знаку дополнительно идею верности и чести, то он сумеет удовлетворить и моральные сомнения и будет тем более охотно принят».

Психоаналитик Вильгельм Райх в книге, вышедшей в 1933 г. < bdgs

Ad vocem
[править]

Ad notanda
[править]

левосторонняя свастика, вписанная в стилизованное изображение восьмиконечной звезды, символизирующей Россию, является знаком русских националистов — Русского Национального Единства (РНЕ).

Черновые материалы
[править]

С классом крестов связана и свастика. Свастика, называемая на Западе «гаммированным крестом» из-за схожести по форме с буквой греческого алфавита гамма, выступала символом жизни. Как и крест, вписанный в круг, свастика означает вращательное движение вокруг фиксированного центра, например солнца: действие Начала по отношению к миру. Рене Генон установил связь между этим символом и двойной спиралью, близкой к дальневосточной Тай-цзи. В христианском мире центр свастики воплощает Христа, а угловые «гаммы» — четырех евангелистов. В результате того, что, к несчастью, свастика была заимствована немецкими фашистами, этот символ претерпел деградацию — стал отвратительным символом нетерпимости и смерти. Последняя была эмблемой учрежденных в 1918 г. «Туле-общества» и «Бригады Эрхард», а в 1920 г. свастика, толкуемая Гитлером как знак «борьбы арийских народов», помещена на партийном знамени национал-социалистов.

Знак этот был связан с культом Солнца, и его начертание встречается уже в эпоху верхнего палеолита. Еще чаще свастика используется в эпоху неолита. Уже с VII—VI веков до н.э. она входит в буддийскую символику, означая тайную доктрину Будды. Свастика воспроизводится на древнейших монетах Индии и Ирана, проникнув оттуда в Китай). Племя майя в Центральной Америке использовало именно этот знак для указания на круговорот Солнца. В Европе распространение символа Солнца относится к бронзовому и железному векам. Проникнув в эпоху переселения народов через финно-угорские племена на север Европы, в Скандинавию и на Балтику, свастика становится одним из символов верховного скандинавского бога Одина, вобравшего в себя предшествующие солнечные культы. (?) C конца XIX в. разнообразные оккультисты и эзотерики начали связывать этот знак исключительно с арийской цивилизацией (в то время у семитских народов свастика еще не была обнаружена). Происхождение свастики стали выводить из "географии" мифической прародины ариев — Гипербореи: якобы она располагалась в районе северного полюса на четырех островах, разделённых проливами наподобие изгибающегося креста. В итоге, в начале ХХ века свастика становится символом антисемитских организаций. Многие знают, что немецкое оккультное общество "Туле" (от которого так много почерпнул Гитлер) одним из первых поместило свастику на свой герб. А в марте 1920 года во время Капповского путча свастика появляется на шлемах так называемой "бригады Экхарда".

Литература
[править]

  • Одноимённая статья в MNME
  • Wilson Т., The swastika, the earliest known symbol and its migrations, Wash., 1896 < MNME

Иллюстрации

Иллюстрации
[править]

  • Свастика в виде орнамента меандра-лабиринта. Мозаичный пол римской виллы в Спарте
  • Свастика, образованная четырьмя женщинами и их волосами, символизирует женскую порождающую силу. (Шумерская Керамика, V тысячелетие до н. э.)
  • Свастика па груди Будды как символ Его сердца и колеса сансары. (Япония, XIII век.)
  • Свастика индейцев Северной Америки доисторических времен

00-03-582-000.jpg 00-03-563-000.jpg 00-03-564-000.jpg 00-03-565-000.jpg 00-03-566-000.jpg 00-03-567-000.jpg 00-03-569-000.jpg 00-03-570-000.jpg 00-04-149-000.jpg

Примечания и комментарии
[править]

  1. Орнаменты, состоящие соответственно из трех или четырех изображений, изогнутых в одном направлении сходящихся к центру
  2. I. Schwartz-Winklhofer

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: