Сасрыква

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Сасрыква
Соответствует осетинскому Сослану и адыгскому Сосруко.

Главный герой абхазской версии нартского эпоса, наделённый чертами культурного героя. Сасрыква рождается чудесным образом: пленившийся красотой Сатаней-Гуаши нартский пастух[1], не смогший перебраться к ней через разделявшую их реку, пустил в Сатаней-Гуашу со своего берега стрелу (семя). Вонзившись в прибрежный камень (скалу), она оплодотворила его — на камне обозначился человеческий образ. Этот зародыш мальчика по поручению Сатаней-Гуаши был кузнецом высечен из камня. Приложенный к телу Сатаней-Гуаши, через некоторое время он превратился в человека и был назван Сасрыква. Был закалён в горниле кузницы нартским кузнецом Айнар-ижьи.

Первым подвигом Сасрыквы было укрощение коня (араша) Бзоу, появившегося на свет[2]. в день рождения Сасрыквы и ставшего его чудесным помощником[3]. В древнейших циклах героя неизменно и ревностно оберегает от всевозможных опасностей, прежде всего от козней других сыновей, не признающих Сасрыкву своим родным братом, Сатаней-Гуаша. Подвиги и победы Сасрыквы, как правило, обусловливались постоянной поддержкой матери-чародейки. Многие его подвиги направлены на спасение братьев от неминуемой гибели, тем не менее они испытывают к нему ненависть из-за того, что своей славой он их затмевает.

  • Сасрыква согревает коченеющих от холода братьев, по заклятию Сатаней-Гуаши настигнутых в горах страшным бураном, сбив с неба звезду;
  • затем ради них же совершает свой главный подвиг — похищает огонь у адау;
  • с помощью Бзоу и Худыша вызволяет всех своих 99 братьев, проглоченных страшной лесной женщиной.
  • Когда неблагодарные братья, стремящиеся избавиться от Сасрыквы, сталкивают его в бездонную пропасть, он попадает в подземный мир, где уничтожает агулшапа (дракона), завладевшего водными источниками.

Признательные жители подземного мира с помощью орлицы доставляют Сасрыкву на поверхность земли. Сасрыква женится на дочери божества Аирга (Аерг), обладающей божественным даром — излучать солнечный свет мизинцем.

В конце концов братья с помощью злой ведьмы-старухи выведывают уязвимое место Сасрыквы — оставшееся незакалённым колено правой ноги, за которое держал щипцами нартский кузнец, когда закалял в горниле тело героя. Сбросив на Сасрыкву огромный валун с высокой горы и предложив ему отразить камень именно правой ногой, нарты губят своего младшего брата. К умирающему Сасрыкве стекаются разные звери, птицы (волк, ворон, голубь и др.), одних из которых он благословляет, других проклинает; его заклинаниями и объясняются повадки и внешние приметы многих животных и птиц (крепкая шея у волка, красные ноги голубя, карканье ворон и т. д.).

В более поздних слоях нартского эпоса героем, соперничающим с Сасрыквой, выступает Цвицв, которому Сасрыква оказывается обязанным многими своими победами.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Кавказско-иберийских народов мифология
Нарты
Сослан
Сосруко

Сатаней-Гуаша
Айнар-ижьи
Араш
Бзоу
Худыш
Адау
Агулшап
Аирг
Аерг
Цвицв

Стрела
Камень
Кузнец
Горн
Колено

Литература
[править]

  • Салакая Ш. X. Одноимённая статья в MNME
  • Приключения Нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев, [пер. с абх.], М., 1962 < MNME
  • Инал-Ипа Ш. Д., Памятники абхазского фольклора, Сухуми, 1977 < MNME
  • Салакая Ш. X., Абхазский нартский эпос, Тб., 1976 < MNME
  • Аншба А. А., Вопросы поэтики абхазского нартского эпоса, Тб., 1970 < MNME

Примечания
[править]

  1. Вариант: Сатаней-Гуаша воспылала сама к нему страстью.
  2. Как и пёс Сасрыквы Худыш.
  3. Гибель Бзоу во многом предопределила и гибель Сасрыквы.

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: