Рябина

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


alisier, alizier sorb apple tree, service tree. Sorbus domesticus, in the same family as the whitebeam, and is often confused with the rowan, sorbus aucuparia. The alisier and the cormier, a regional var., are species of sorbus, which has become the service tree by a process of folk etymology in English. It produces a bland edible fruit, and the wood is used for making the handles of tools.

[FRENCHGLOSSAR]

Corme Sorbier. 1679 Fruit que l'on trouve en armes. 1905 Fruit du sorbier ou sorbier domestique.

cormier Service tree; syn. with alisier (qv.), and sorbier. [FRENCHGLOSSAR]

Cormier Ou Sorbier. Grand arbre fruitier qui porte des cormes. 1679 Arbre que l'on trouve en armes. 1905 Nom vulgaire du sorbier.

[ghhe]


рябина Alisier Arbre à feuilles lobées et à fleurs blanches.

Alize Alisier ou fruit rouge de l'alisier.

Мудрость, защита от фей, магии и колдовства. Древо Жизни у галлов. Посвящена Тору (Донар).


— дерево, используемое в магии и народной медицине, главным образом в качестве оберега. В Новгородской губ., вернувшись с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья, чтобы покойник не возвратился домой. В Воронежской губ. сваха сыпала жениху за голенище сапога рябиновые коренья, чтобы на него не навели порчу на свадьбе. В 1630 г. некий сын боярский, обвинявшийся в колдовстве, рассказал на следствии, что, идя на свадьбу к своему брату, он сломил по дороге ветку гнилой Р. и сказал: «Как хто пойдет на свадьбу или куды-нибудь и сломит... ветку рябины, и того де человека притка (болезнь) никакая не возьмет». При различных болезнях человек трижды пролезал сквозь Р., расколотую надвое и связанную по краям, или сквозь рябиновый куст. В Житии Адриана Пошехонского рассказывается, что после мученической смерти святого (1550г.) его тело закопали на пустоши, где росла Р.; на это место один раз в году, в Ильинскую пятницу, съезжались из разных городов люди и устраивали ярмарку; сюда же приходили больные — взрослые и дети, которые пролезали сквозь ветки Р. в надежде обрести исцеление (см. Про-лезание). На Русском Севере пастух отправлялся в лес и вырывал с корнями три деревца — Р., ель и сосну, расщеплял их до вершины, клал в воротах и по ним первый раз весной выгонял скот на пастбище. Р. использовалась в общении с нечистой силой. Чтобы выведать у лешего причину болезни человека, олонецкий знахарь отправлялся в лес, находил там рябину, расщеплял ее ствол пополам, пролезал через отверстие, а затем оставлял в этом расщепленном стволе письмо для лешего с вопросами. Вместе с тем Р. помогала и защититься от нечистой силы. Так, лешего можно было отогнать кнутом, рукоятка которого сделана из Р. По связи с Р. на Русском Севере лешего иногда даже называли рябинник. Многие заговоры произносили возле Р., стоящей на муравейнике; можно было также сделать посох из Р., погрызть его и оставить щепочку во рту за щекой, чтобы не бояться в дороге никакого колдовства. Заговор от лихорадки произносили у корня Р., а потом, вырыв его из земли, клали на постель возле больного человека. В России и Белоруссии существовал запрет рубить, ломать кусты Р., использовать Р. на дрова и даже обрывать ягоды Р. Белорусы Гродненской губ. считали Р. мстительным деревом: кто ее поломает или срубит, тот вскоре умрет сам или же умрет кто-нибудь из его дома. Р. нельзя было рубить и потому, что знахари «переносили» болезнь с человека на Р.: кто срубит такое дерево, сам заболеет и умрет. Согласно восточнославянским поверьям, у того, кто причинит Р. вред, будут болеть зубы. При зубной боли тайно на утренней заре вставали перед Р. на колени, обнимали и целовали ее и произносили заговор: «Рябина, рябина, возьми мою болезнь, отныне и до веку тебя не буду есть», а потом возвращались домой, не оглядываясь и стараясь ни с кем не встретиться. У южных славян некоторые сходные значения и функции приписывались близкому к Р. ботаническому виду брескин>а. Она считалась опасным деревом: если попытаться ее срубить, то у человека окоченеет рука или нога. О ней говорили, что «брескиня» произошла из девушки и потому ее грех срубать. Так и у восточных славян запрет срубать Р. объясняли тем, что Р. — проклятая кем-то женщина. В народных песнях, преимущественно лирических, Р. символически сопоставляется с тоскующей женщиной, а горечь ее ягод ассоциируется с безрадостной жизнью. Лит.: ТульцеваЛ.А. Рябина в народных поверьях // Советская этнография. 1976. № 5. Т.А. Агапкина < SMES


Рябина издавна пользовалась почетом на Руси, о ней много сложено песен. Ветка pябины с pубиновыми ягодами воспpинималась как символ Пеpуновой палицы, способной защитить человека от всех бед. Кто pябину сломит или сpубит — скоpо сам умpет, — считали белоpусы.


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: