Рога

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск

Александр Великий с бараньими рогами. Монета чеканки Лисимаха Сальвадор Дали. Девственница насилующая себя рогом собственной девственности Статуэтка Исиды с Гором-младенцем Бубновый король

→→ Рог Изобилия / Единорог

Серп

Месяц, лучи светила, молния, солнечные и лунные лучей, богов урожайности;

Избавления, спасения, святости, смерти, бессмертия; дьявола;

Милости, алтаря, священничества, защиты;

Острые, колющие, но полые — символ фаллический, мужественный, но и женственный, восприимчивый.

■ Мужской сексуальный символ: потенция, гордость, фаллос, плодовитость, ревнивый муж (любовник).

Считалось, что рого способствовал плодородию.

Авторитета, силы, духовного порыва, нападения и защиты;

Деспотизма, монархии, заносчивости, славы, агрессивности, победы, мятежа, бунта;

Изобилия, упорства, красоты, счастья, интеллигентности,

Вызова к бою, зова к молитве, призыва к освящению триумфа;

Сила, могущество, мужественность, плодовитость, верховная власть.

Мощный символ первобытных богов, правителей, героев и воинов.

Для древних рога быков, коров, баранов, козлов и бизонов были символом мужского боевого духа, фаллической силы, и символом плодородия, процветания, мужской плодовитости. Отсюда популярность и высокий статус рогатых божеств, особенно в обществах, основанных на скотоводстве и охоте.

Изображения рогатых фигур в наскальной живописи — вероятно, запись шаманских заклинаний для успешной охоты.

Рога быка образующие полумесяц, частый символ богинь-матерей (Великая Мать, Прамать) и плодовитости.

Рога барана, напротив, часто имели солнечный характер.

У простого народа считаются выражением чего-то страшного, охватывающего все сверхъестественное.

Охоты в поле…

Находка в 1897 г. резного изображение древнеиберийской богини IV—III вв. до н. э. с бараньими рогами (сейчас Музей Прадо, Мадрид).

Рога жертвенных животных считались священными, украшали храм, часто вместе с (бычьей) головой.

Рог единорога, носорога (порошок, настойки, и т. д.) добывали в Южной Азии, в Африке. Считался приворотным зельем, и лекарством от импотенции.

Самые ??? древние музыкальные инструменты — разного рода роги —

«Песне о Роланде», со своей дружиной задержиает сарацинов в Ронсевальском ущелье, его друг Ольвье уговаривает затрубить в рог Олифант, чтобы вызвать подмогу от короля Карла Великого. Но Роланд горд — когд он, наконец, решает затрубить в рог, уже поздно.

Рог современный — валторна, чей звук напоминает звучание буйволиного или бизоньего рога.

Эмблема женской верности. В одной легенде «артурового» цикла, Моргана послала Гиневре волшебный рог, из которого не могла напиться ни одна неверная жена, — он разливал питье. Королеве это не угрожало.

Лат. Argumentum cornitum, — «рогатый довод») схоластическая позиция, в которой каждый из возможных двух (чаще всего) ответов сам по себе неправилен — «надевает на рог».

Золотые рога — серп Месяца; отвага, смелость.

Искусство эпохи палеолита изображает священников, носящих рогатые маски в виде голов животных. Это связано, вероятно, с обрядами, назначением которых было способствовать успеху охоты и добычи пропитания.

Означают сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из головы. Таким образом, рога на шлемах или головных уборах обладают двойной силой, силой и достоинством божества, проявлением духа, королевским происхождением, силой, победой, защитой, мужественностью, изобилием скота и продуктов сельского хозяйства.

Рога являются символом как солярным, так и лунным и имеются в атрибутике и богов Солнца и богов Луны. Лунные животные без рогов олицетворяют последнюю фазу убывающей луны. Рога являются атрибутами всех Богинь-Матерей, Цариц Небес. Луна в форме коровьих рогов часто появляется вместе с солнечным диском, особенно в египетском искусстве.

Рогатые боги символизируют воинов, плодовитость как для людей, так и для животных и являются владыками животных. Они имеют в качестве атрибутов рога быков или коров, означающих честь, достоинство и силу, и рога баранов или козлов, как знак производящей силы и плодовитости.

Оленьи рога часто сопровождаются образом змеи или змеи с бараньей головой.

Сила рогов может быть благодетельнои или вредоносной, смотря по обстоятельствам.

Характерные признаки богов, представляемых в виде животных, в особенности быков, иногда и в виде человека, а также изображаемых изолированно от какого-либо потенциального носителя (к примеру, культовые рога на древнем Крите, среди которых помещался двойной топор, вследствие чего они являлись символами в узком смысле).

Как оружие

Как оружие самцов (быков, домашнего скота, овец, коз, зубров, буйволов, антилоп) — символ силы и агрессивности, готовности защищать своё достоинство; авторитет, проявление деспотизма.

Часто представляют власть рогатых божеств, например, когда она увязывается с мощью животного (дикий буйвол). В послеледниковых изображениях (Сев. Африка), между его рогами размещен солнечный диск.

Как сосуд

Бокал для вина, сосуд для хранения масла. Приобрели и женский символизм, сохранив основной символизм власти.

В Библии пророк Самуил умастил Давида оливковым маслом, взяв его из рога.

В XVIII—XIX вв. в таких рогах держали порох, табак.

В Грузии пьют вино из рогов: этот «бокал» нельзя поставить, пока не осушишь.

Считалось, что ритуальное питье из рога медовухи или вина сохраняет потенцию.

Рогатый муж

В средневековой Англии рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа.

Возможно, по христианской ассоции Рогатого Бога с дьяволом и силой зла.

Вариант: по ассоциации с самцом оленя, у которого уводит самку более сильный соперник.

Индуизм

Четыре рога Ригведы — четыре основных точки.

Ислам

Сила. «Возносить рог» — победа, успех.

Народные представления

Амулет, оберег от «дурного глаза», остался от древнего культа быка.

И сегодня можно увидеть в Италии у входов в крестьянские жилища, прибитые рога — большие воловьи и маленькие телячьи.

Пользуются популярностью брелоки к часам — в виде крохотных рожек.

Многочисленные преданий о спящих королях, ожидающих в горных пещерах, когда затрубят рога, призывая их на помощь. Карл Великий, Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен, Болеславы — Храбрый и Смелый, сербский королевич Марко, моравский князь Святополк, и мн. др.

Египет

В соединении с короной рога служат головным убором многим богам.

Рога быка солярны, а коровьи, поддерживающие солнечный диск, имеют и солярную и лунную символику.

Носителями солнца обычно считались бык и корова: бык сам символ солнца, а корова (как символ ночи и луны) позволяет выходить из себя дневному светилу.

Коровьи

Хатор как Великую Мать изображали с головой коровы или с рогатой человеческой головой, несущую между рогов солнечный диск. В мифе рассказывается, как Хатор подняла в небо на рогах юного сына Солнца.

В виде месяца у Изиды и Нут, владычицы небес.

Бараньи

В иероглифах голова барана считается выражением почета и власти.

Бог-баран Хнум изображается обычно с горизонтально расходящимися рогами.

Особый символ солнца, — образ Амона (в древности почитался в оазисе Сива, позднее — верховный бог Египта), его бараньи рога загнуты вниз (хотя имеется много изображений Амона с горизонтальными рогами).

Из сходства с завивающимися рогами барана окаменелые моллюски получили название аммонитов.


У Сета (Сутека) на рогах имеется длинная лента, спадающая с них, — знак бога бури.


Мавританские и алжирские наскальные рисунки показывают барана или буйвола, несущих между рогами солнечный диск; имеются изображения Амона в облике человека, несущего на голове солнечный диск или урея.

Загнутые рога быка или коровы, в которых качается солнечный диск (представленный в Мали тыквой), — изображение лунной и солнечной энергии.

Широко распространенное в передней Азии микро- и макрокосмическое соответствие коровьих рогов серпу луны. Изида — лунная богиня, мать солнечного бога Гора (Плутарх); ее голова часто увенчана коровьими рогами с солнечным диском.

Александр Великий

После посещения египетских святилищ как сын Зевса-Амона изображался с этим украшением на голове.

Изогнутые рога Александр Македонский, «Сын Амона», взял в качестве символа императорской власти.

Профиль Александра Македонского на монетах с бараньими рогами как сына бога Амона-Барана. В Средней Азии фигурировал, как «Искандер Зулькарнайн» — «Двурогий». В Египте: «Двурогий повелитель». Это прозвище «перехватил» один из полководцев Александра — Селевкос, ставший царем Македонии под именем Деметриоса Полиокретеса.

Шумер / Вавилон

В шумеро-семитской — божество, высший принцип, сила, как солярная, так и лунная. Рогатые головные уборы носят Ашшур, Ану и Бел. Адад, бог бури, имеет рога с длинной лентой, которая спадает с его короны.

Вавилонских царей изображали с рогами.

Библия / Иудаизм

У евреев рога символизируют силу; «поднятие рогов» знаменует победу; «обломать рога» — означает поражение. Иногда Моисея изображают с рогами, знаменующими власть.

библейские «шофар» (бараньи), звучали во время религиозных обрядов, на свадьбах… Делались инструменты из рогов тура, зубра, буйвола.

От синхронного рыка жреческих рогов рухнули стены Иерихона.

В Библии упоминаются алтари, украшенные по углам инкрустированными металлом рогами, которые следовало окроплять кровью жертвенных животных. Обвиняемые в преступлении могли получить убежище в храме, если они сумели проникнуть в него и коснуться этих рогов.

Когда Яхве в гневе отсечет рога алтарей и падут они на землю (Ам 3:14), это будет означать страшное взыскание Божье с Израиля за преступления его.

Спорным является то место в Библии (Исх 34:29), где рассказывается, как Моисей спускается «с горы Синай», снабженный рогами, как это представлено в ряде западных переводов Библии. Востоковед А. Иирку ссылается на то, что-де в Палестине были известны лицевые маски из частей черепа крупного рогатого скота, что и имеется в виду в латинском переводе Библии (Вульгате). Соответственно статуя Моисея, изваянная Микеланджело, изображает патриарха рогатым. В новейших переводах Библии (в том числе каноническом переводе ее на русский язык. — Ред.) говорится не о «рогах», а о «лучах света».

В иудейском Храме по четырем сторонам алтаря стояли священные рога, по которым стекала жертвенная кровь. Они символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы.

Слово «shofar» (на иврите — «рога барана») использовалось древними израильтянами для подачи сигнала тревоги и было еще одним символом защиты.

В Библии «рога» — символ силы или, в Новом Завете, — спасения.

Рога в Библии — сила, власть, богатство, удача, везение, спасение, боевая слава, солнечные лучи; деспотизм, гордость, бунт.

«Не поднимайте высоко рога вашего, не говорите жестоковыйно» // Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника" (Псалом 74: 6—11).

Лицо Моисея, спускавшегося с горы Синай, вобравшее в себя величие Яхве, лучилось (Исход 34: 29—35). На иврите написано: «karan», то есть /лицо/ было рогато". Отсюда рога на лбу Моисея (Микеланджело) справа от входа в собор святого Петра (Рим), а также на ряде других изображений.

В «Песне Давида»: «Бог // щит мой, рог спасения моего» (Вторая книга Царств 22: 3).

Мощь Агнца выражена в его семи рогах (5: 6), а мощь багряного дракона и зверя морского — в десяти рогах (12: 3; 13: 1).

Рога отличительная примета дьявола в искусстве.

Рога алтарные. Алтарь иерусалимского храма в первоначальном виде имел на четырех своих углах торчащие рога, окованные железом, — символ мощи и покровительства Бога. Рога были святейшей частью алтаря, — взявшийся за них становился неприкосновенным для светской власти. Какой-либо вред для них, грозил потерей покровительства Господа. «Говорит Господь Бог, //: когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря и падут на землю» (Амос 3: 13-14).

Шаманизм

Десять рогов на голове шаманов Сибири и Центральной Азии — эмблема их сверхъестественных возможностей.

Заставляют задуматься сообщения о том, что в шаманистских обрядах сибирских якутов в древние времена впадавший в транс шаман «ревел как бык и вырастали у него на голове чистые, прозрачные рога» (по Ксенофонтову, это могло свидетельствовать о галлюцинациях зрителей).

Христианство

У христиан два рога — это Ветхий и Новый Завет, при помощи которых можно победить противника. Семь рогов Апокалипсиса — это Семь Духов Божьих, всезнание и сила. Позднее было-принято, что рога — символ дьявола.

Связь рогов с языческой религией делала их естественным атрибутом Сатаны.

Рог святого Губерта —один раз нужно было подуть в него, чтобы на помощь пришли десять воинов.

Рог как символ крепости Божьей (Лк 1:69): Бог «воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего».

В Откровении Иоанна Богослова «Агнец» имеет на себе семь рогов, семь очей, «которые суть семь духов Божиих» (Откр 5:6), а сатанинский дракон (12:3) — десять рогов в качестве символа своей адской власти.

В христианской иконографии дьявол также изображается с козлиными рогами.

Ритуальные и пиршественные сосуды из рогов находили широкое распространение в культовых сферах.

Св. Губерт, Освальд и Евстахий в качестве атрибута имели охотничьи рога, так же как и св. Корнелий вследствие сходства его имени с лат. cornu (рог).

Христианство скоро обратилось против языческого поклонения рогам, которые стали в средневековом искусстве знаком сатаны и его рогатых последователей.

Охотничий рог — атрибут Губерта. Самуил помазывает Давида (1) маслом из рога. Иногда с рогами изображается Моисей.

Северная Америка

У американских индейцев голова вооружена рогами «с тем, чтобы казаться ужасней».

Убранство из перьев индейцев прерий Северной Америки часто включало пару тонко выделанных, отполированных (буйволиных) рогов, размещенных по обе стороны головы, что свидетельствовало об особой значительности носителя этого убранства.

«Этот головной убор с рогами можно было носить только в особых, строго определенных обстоятельствах… и только тем, чье мужество и авторитет снискали признание всего племени и чей голос в совете имел такой же вес, как и у старейшины высшего ранга… Это украшение на голове заключает в себе бросающееся в глаза сходство с иудейским убранством, прежде всего наличие рогов, которые, как знак власти и силы, абиссинские старейшины и иудеи носили в час великого подъема и победного торжества» (Джордж Кэтлин, 1796—1872).

Прославленный живописатель индейцев ссылается при этом на место в Библии (3 Цар 22:11), где говорится: «И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их» (??? имеет аллегорический смысл).

Головные уборы, украшенные рогами у индейцев Северной Америки знак отличия для отважных вождей.

Астрология

Рога — начало. Небесный зверинец (Зодиак), открывают рогатые Баран и Бык.

Античность

Рог как музыкальный инструмент является, благодаря своему скорбному звучанию, атрибутом Мельпомены (Музы трагедии).

В Минойской культуре рога находят в связи с символами дерева, алтаря и двойного топора как символами власти и божества. Рога являются неиконическим изображением обитающего внутри божества.

В греко-римской традиции с рогами часто изображается Дионис. Пан является рогатым богом природы, его сатиры также рогаты, что означает мужественность и мужскую производительную силу. Плутон, будучи богом богатства, имеет рог, и этот рог, «Рог Амальтеи» — податель богатства и изобилия.

Рога, вместе с другими характерными козлиными особенностями, — атрибут Пана и Сатира.

В роги трубили тритоны, встречая и приветствуя Посейдона с Амфитридой.

Лук из рога дал Аполлон Оресту, метереубийце для защиты от эриний.

«Букранион», — «голова быка» — широко распространенный орнаментальный мотив греко-римской архитектуры с III в. до н. э., и почти до эпохи Возрождения. Бычьи рога говорили о богатстве; рога туров, лосей, оленей — символ неуступчивости перед Злом, защищата от демонов…

В древнеримской армии рогатое украшение вручалось за выдающуюся храбрость.

Непременный атрибут многих богов:

— солнечных (рога-лучи): Зевс, Гелиос, Аполлон (властитель и стад скота);
— Посейдона, Афродиты;
— богинь Луны (рогатый серп).

А также — Диониса, Загреуса, Пана, Фавна, силенов и сатиров (козлиные).

Согласно учению гностиков, рога являются основой для создания красоты и самоутверждения.

Ad Vocem

Гордость, самоуверенность, надменность (речевые метафоры):

«рогатая душа» — человек горделивый, неуступчивый, нетерпеливый;
«рога показывать» — принимать агрессивный тон;
«спрятать рога» — сбавить тон;
«обломать рога» — утихомирить кого-либо.

В басне Эзопа верблюд позавидовал другим животным и возвратился к Зевсу, прося дать ему рога; бог же и рогов ему не дал, а за проявление зависти и уши укоротил…

«Взять быка за рога» — перейти сразу к делу.

Присловье: «чем козел старше, тем у него рог тверже» (аллюзия фаллическая).

Присловье: «Темный, как табак в роге».

«Носить рога» — быть обманутым мужем, «рогачом», «рогоносцем».

«Наставить рога своему мужу» — изменить ему с другим мужчиной…

Скандинавия / Кельты

В скандинавской мифологии это сила, мужские качества, знак воина.

У кельтов рога означают плодовитость, Рогатый Бог — это Владыка животных. Цернунн-«Рогач», бог олень, постоянно появляется вместе со змеей, имеющей голову барана или оленя.

Рог Оберона взывал к чародейским силам, прося о защите.

Рогатые боги (Цернунн) — символ богатого урожая.

С древности и до Средневековья друзы, галлы и германцы увенчивали боевые шлемы бычьими рогами —знаком их воинственности и упорства в сражениях.

От звуков рога Гьяллархорн скандинавского Хеймдалля, все остальные боги могут забыть, как их зовут, и вообще все на свете, и тогда весь мир рухнет и наступит «Гибель богов».

Скандинавские, тевтонские и галльские воины носили рогатые шлемы, чтобы вдохновляться свирепостью животных и наводить ужас на врагов.

Психология

В психологии рога могут быть связаны с дивергенцией («рога дилеммы»).

Иудаизм

Иллюстрации

Изображение персидского царя сасанидского времени.

Воин-глашатай в рогатом шлеме. Сардиния, ок. 1000 до н. э.


В Исходе сказано, что, когда Моисей спустился с горы, его голову украшали рога, ибо он возвысился до власти и господства. В древности изображения правителей также украшались рогами.


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: