Нарака

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Риджиша»)
Перейти к: навигация, поиск


На́рака — др.-инд. nбraka; санскр. niraya, naraka

В древнеиндийской мифологии ад или совокупность адов. О «подземном доме», в котором демоны терзают грешников, впервые говорится в «Атхарваведе»[1]. По более поздним представлениям, нарака разделён на 7, или на 21[2], или на 28, или на 50 кругов, расположенных друг за другом под подземным миром паталой. На верхней границе нараки находится столица царства Ямы — Ямапуpa, где определяется участь умершего. В соответствии с семичленным делением нараки:

  • первый круг (пут) отведён для бездетных;
  • второй (авичи) — для душ, ожидающих нового воплощения;
  • в третьем (самхате) и четвёртом (тамисре) наказывают за сравнительно незначительные проступки;
  • и только последние три круга, погружённые в вечную тьму, предназначены для злостных преступников:
  • в пятом круге (риджише) их непрерывно терзают змеи, ядовитые насекомые, дикие звери и птицы, как бы воплощающие в себе укоры совести;
  • через шестой круг (кудмалу) течёт подземная река Вайтарани, полная крови и нечистот, в которых грешники задыхаются;
  • ещё ниже лежит седьмой круг, бездонная какола, или собственно нарака.

В седьмом круге в кромешной тьме светится одна только пылающая яма, в ней горят и не могут сгореть до конца преступники; рядом демоны раздирают их на части раскалёнными щипцами, сбрасывают на остроконечные деревья, варят в масле и т. п. Пытки особенно мучительны из-за того, что все чувства грешников предельно обострены. И самое главное: в отличие от тех, кто пребывает в верхних шести кругах и кто по истечении определённого срока мучений получает новое рождение на земле, обитатели седьмого круга должны страдать до конца кальпы, то есть до тех пор, пока не погибнет вся вселенная[3].


В буддийской мифологии нарака — одна из шести сфер бытия в сансаре. Нарака — самое неблагоприятное место для перерождения, но все адские мучения не считаются вечными, так как после преодоления плодов неудачной кармы любое существо может возродиться в более высоких сферах и даже достичь нирваны. Более того, будды и бодхисатвы могут, побуждённые состраданием, сами отправиться в нараку, чтобы избавить тамошних обитателей от страданий и направить их в более высокие состояния вплоть до нирваны. Таким образом, несмотря на то что описания нараки напоминают описания христианского ада, в сотериологическом контексте он соответствует скорее католическому чистилищу. В нараке живые существа (в том числе и люди) попадают за тяжкие преступления: убийства (включая животных), обман, самоубийства, клевету на будд и бодхисатв и т. д. Категории мучений различаются в зависимости от вида нараки (разрезание, сжигание, раздавливание, замораживание и т. д.). Однако после смерти мучившиеся в нараке существа оживают и жизнь начинается сначала.

Общее описание нараки одинаково во всех основных школах буддизма. Главными нараками считают восемь жарких и восемь холодных. Кроме того, имеются ещё второстепенные, т. н. соседствующие и случайные нараки. Жаркие расположены под Джамбудвипой (мифологическое название Индии) один под другим, причём ужасающие свойства их нарастают в соответствии с удалённостью от поверхности земли (самым ужасным считается авичи). В четырёх сторонах от жарких нараков находятся соседствующие ады (напр., наполненная кипятком и пеплом река Вайтарани). Холодные нараки расположены на краях мира, случайные нараки могут находиться в любых местах (в горах, в реках, пустынях и т. п.). Продолжительность пребывания в нараке колеблется от относительно малого количества лет в случайных до целых кальп в авичи.

В народном буддизме нарака считаются реально существующими, но в философском буддизме (особенно в ваджраяне) их рассматривают как сотворение собственной психики.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология
Буддийская мифология
Ад
Чистилище

Яма
Ямапура
Патала
Сансара
Джамбудвипа
Вайтарани

Литература
[править]

  • Гринцер П. А., Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
  • Garn Po Rin Po Chhe, The Jewel ornament of liberation transi, from the Tibetian, L., 1969, p. 56-62 < MNME
  • Waddell L. A., The Buddhism of Tibet or lamaism, Camb., 1974 < MNME

Примечания
[править]

  1. АВ II 14; V 19
  2. «Законы Ману», IV 88-90
  3. Брахма-пур. 22; Вишну-пур. II 6 и др.

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: