Реком

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Ре́ком

В осетинской мифологии божество плодородия, покровитель древнего рода Царазоновых (XIII в.) в Алагирском ущелье Северной Осетии. Позднее божество иронской и туальской этнических групп осетин.

Считалось, что храм Рекома (в Цейской котловине, близ селения Цей) построен им самим из брёвен, не поддающихся гниению, которые погружались сами собой в арбы, и волы везли их без проводника по назначенной дороге. В честь Рекома в определённый день в году приносили в жертву баранов, быков, варили пиво и другие напитки и устраивали пир, на котором имели право присутствовать только мужчины. Однажды в день праздника к храму Рекома шла женщина, которая несла на руках ребёнка и гнала перед собой барана, предназначенного в жертву богу. Когда она приблизилась к храму, вдруг задул сильный ветер, превративший её, ребёнка и барана в каменные изваяния.

В храме хранилась зрительная труба Рекома, его шлем, стрелы и другие предметы, обладавшие чудотворной силой. Реком приносит изобилие, урожай, охраняет скот, луга, отгоняет чертей и разные болезни. Однако он. требовал, чтобы каждый охотник, убивший тура, оставлял его рога в храме, а из мяса животного приготовлял шашлык, иначе охотник больше не сможет убить даже дичи.

В нартском эпосе Реком возник одновременно с Мыкалгабырта и Таранджелозом из трёх слезинок бога, пролитых им по поводу гибели нарта Батрадза.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Осетинская мифология

Тур
Мыкалгабырта
Таранджелоз
Батрадз
Нарты

Слёзы

Литература
[править]

  • Калоев Б. А. Одноимённая статья в MNME

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: