Ревекка

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Реве́кка,Ривка
евр. Ribqa < возм. rbq — «откармливать» или от аккад. rabaku — «быть нежным»
 — греч. Рebbeka
————

По ветхозаветному преданию, жена Исаака, родившая ему близнецов Иакова и Исава, одна из четырёх прародительниц еврейского народа. Дочь Вафуила Арамеянина, племянника Авраама от его брата Нахора, сестра Лавана. Рождение её в арамейской семье города Харрана (одного из культурных центров Северной Месопотамии) указывает на родство евреев с арамейцами, их связь с цивилизацией Двуречья. Ревекка покидает языческий Харран, повторяя путь Авраама. Но, в отличие от Авраама, призванного в Ханаан непосредственно голосом свыше, Ревекка, как женщина, получает указание через Елеазара, домоправителя Авраама, посланного Авраамом на его родину за женой для сына его Исаака.

// Патриарх Авраам, желая найти жену для своего сына Исаака, послал слугу Елиезера отыскать подходящую невесту среди его собственной родни в Месопотамии, а не среди жителей Ханаана.

Сопровождаемый караваном верблюдов, везущих свадебные подарки, Елеазар останавливается у колодца и молится о ниспослании ему знамения — девица, предназначенная в жёны Исааку, должна начерпать воды для всего каравана.

// Достигнув города Нахора в Халдее, Елиезер взмолился, прося Господа, чтобы та, которая даст ему и его верблюдам воды у источника, была бы той самой «назначенной» Исааку.

Ею оказывается Ревекка, девица «прекрасная видом»[1]. Сопровождаемая пророческим благословением Лавана: «Сестра наша, да родятся от тебя тысячи тысяч!»[2], Ревекка отправляется в Ханаан и становится женой сорокалетнего Исаака.

Исаак, при наступлении вечера, «вышел в поле поразмыслить». Он увидел приближающихся верблюдов. Ревекка узнав, кто он, спустилась с верблюда, закрыв лицо покрывалом. Исаак ввел ее в шатер своей матери Сарры, и «она сделалась ему женою, и он возлюбил ее». Вначале Ревекка была неплодна, но после усиленных молитв Исаака зачала. К великому её удивлению, «сыновья в утробе стали биться» (согласно более поздней легенде, будущий праведник Иаков приходил в движение, когда Ревекка проходила мимо святых мест, а нечестивый Исав радовался, почувствовав близость идольских капищ[3]. По преданию[4], Исав родился первым потому, что ещё в утробе Ревекки пригрозил Иакову, что убьёт мать, если тот не уступит ему первородство. Впоследствии Ревекка, полюбившая Иакова за кротость, научила его хитростью возвратить утраченное первородство, а потом, опасаясь мести Исава, уговорила мужа отправить Иакова к своим родным в Харран.

В позднейших представлениях Ревекка выступает защитницей своих потомков перед небесным престолом, как некогда она защитила Иакова от Исава.

Наиболее популярен сюжет «Встреча (Ревекка) у колодца» — прообраз Благовещения Деве Марии.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Исаак и Ревекка или Еврейская невеста. Ок. 1666 г.

См. также:

Иудаистическая мифология

Исаак
Авраам
Иаков
Исав
Елиезер

Благовещенье
Ревекка у колодца

Литература
[править]

  • Щедровицкий Д. В. Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии
[править]

  1. Быт., 24, 16
  2. Быт., 24, 60
  3. «Берешит рабба», 63, 6
  4. Мидраш Га-Гадол к Быт. 25, 32

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: