Пёс

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Древнейшее домашнее животное, известное человечеству свыше 10 000 лет. Сообразительные, хорошо поддающиеся дрессировке (обучению) и селекции собаки играют огромную роль в самых разных культурах как защитник жизни и имущества человека. В сущности из охранительных функций собаки и её взаимодействие с человеком берёт начало представление о её верности хозяину. Не менее значима, хотя и менее распространена роль собаки как охотничьего, боевого и ездового животного.

К наиболее древним символическим представлениям относятся:

  • ассоциация собаки с загробным миром и божествами смерти;
  • её роль психопомпа, проводника, охранника и защитника душ (Древней Мексике и
  • функция стража (перехода) на границе миров.

В некоторых легендах утверждается, что из-за оплошности собаки человек потерял дар бессмертия.

Во многих традициях собака связана с женским началом и вегетативными функциями, ассоциируясь с землёй, водой, сексуальностью и подсознанием. Мать-Богиня часто называется «сукой» и изображается как щенящаяся Чёрная собака. Обычно собака считается лунным животным (наряду с зайцем и ящерицей), хотя в Древнем Египте и Шумере она солярна.

Как посредник между мирами собака — спутник всех посланников богов, охотниц и Богинь-Матерей, лунных божеств и богов разрушения. Очень часто она — спутник божественных целителей. В ряде традиций собаки напрямую соотносятся с богами. Иногда собака сопровождает также Доброго Пастыря. Рудимент этих представлений — кошки и собаки как приближённые слуги ведьм, представляющие их в качестве насылателей дождя.

Во многих культурах собака выступает культурным героем, трикстером или мифическим предком, связанным с получением огня [1], изобретением многих художественных промыслов и благ цивилизации. В связи с огнём собака обнаруживает также сексуальный символизм.

Преданность, защита, бдительность — относительно поздний пласт символики собаки, источник которого лежит в основном в кельтской и христианской традициях. Плиний старший в своей «Натуральной Истории» приводит немало случаев, свидетельствующих о собачьей верности; много их оставило и Средневековье. Поскольку собаки считаются «духовидцами», они служат животными, предупреждающими человека о незримых для него опасностях и отпугивающими демонов и вредоносных духов. В древности вместо пса на пороге дома помещали его изображение, наделяемое магическим значеним как оберег отвращающий от дома зло.

Собаки в образе ветров могут прогнать вепря-зиму или засуху.

Существо с собачьей головой убивает или заключает в темницу врагов света.

На Востоке считается нечистым и воровским животным.

Основные значения:
[править]

  • верность, преданность, дружба;
  • бдительность, настороженность, чуткость, страж порога (границы), охрана, защита
  • знатность — собаки и соколы как признак знати;
  • храбрость, отвага;
  • вера;
  • выздоровление, плодовитость;
  • подземные и лунные божества, Луна, загробный мир;
  • сексуальность, плодовитость, бесстыдство;
  • интеллектуальность, ума, интереса к чему-либо;
  • колдовство, демонические (дьявольские) силы, порча, проклятие, смерть;
  • льстивость, эгоизм, цинизм, зависть, никчёмность;
  • грабительство, жестокость, бешенство, агрессия;
  • охота, война;
  • язычество.

00-04-424-000.jpg

См. также:
[править]

Животные

Кошка
Волк
Медведь
Ласка
Ведьмы
Коровья Смерть
Домовой
Хашхавило

Гончая

Африка
[править]

Часто напрямую ассоциируется с богами.

У многих племён собака — культурный герой, изобретатель огня, и тот, кто приносит его людям.

Древний Восток
[править]

Древневавилонские изображения сохранили датируемые 2200 г. до н. э. образы напоминавших мастифов собак рядом с воинами.

Собака является составной частью символики Богини-Матери. Собаки воспринимались в тесном контакте с душами умерших: в древности в Центральной Азии и Персии тела умерших скармливали собакам. Этот обычай породил доминирующие у семитов и мусульман представление о собаке как о нечистом, подлом, жадном животном.

В шумеро-семитской мифологии ассоциируется несущими зло (злобными, демоническими) существами, скорпионом, змеёй и рептилиями.

Атрибут (спутник):

  • Астарты;
  • Ормузда;
  • Гала — финикийский великий целитель;
  • аккадский Белитили — его трон держится на собаках, либо собака сидит у трона.

Египет
[править]

Шакалообразная дикая собака является формой проявления бога мёртвых Анубиса; выступает также проводником душ в потустороннем мире. Собакоголовыми, кроме Анубиса, нередко изображаются Птах и Тот.

Атрибут Великой Матери, Аменти.

На египетских фресках часто изображались собакоголовые люди — обычно в сценах, где они убивали врагов, или ведут связанных пленных.

Античность
[править]

Античные авторы двойственно характеризуют собак, упоминая

  • с одной стороны, о «пёсьей угодливости и бесстыдстве», наглости, лести — само наименование собаки носит презрительный оттенок;
  • с другой — о преданности в охране дома (Филакс) и незаменимости в охране стад.

Согласно Гомеру, собака бесстыдна, но является психопомпом. Для Плиния Старшего собака, наряду с лошадью, — наиболее преданное человеку животное[2].

Согласно Плутарху, собаки символизируют «консервативное, бдительное, философское начало в жизни».

Апулей говорит: «Собака, подымающая свою грубую шею, с мордой поочерёдно то чёрной, то золотой,- означает посланника, снующего туда-сюда между высшими и подземными силами».

Двойственность собаки проявляется в её причастности одновременно к жизни и к смерти:

  • чудовищный пёс Цербер стережёт вход в подземный мир;
  • собак приносят в жертву как Гекате (на перекрёстках), так и Эйлейфии4
  • будучи связаной с Эскулапом, собака может исцелять (давать рождение в жизнь новую).

Превыше всех прочих достоинств греки ценили в собаке верность. Гомер в «Одиссее» описывает, как Аргус, некогда красивый и разумный пёс, один-единственный раз не узнал своего хозяина, сразу же вернувшегося с войны, а когда узнал-таки, то умер от радости.

Собаками (греч. κύων) оскорбительно называли последователей философа Диогена, намекая на их агрессивную грубость. Впоследствии наименование киники (κῠνικοί) стало более актуальным как подходящее обозначение для их роли стражей морали.

Атрибут (посвящены, сопровождают, спутники):

  • Гермеса (Меркурия) — как посланника;
  • пастуха Ориона — пёс Сириус, «всевидящий страж»;
  • Асклепя (Эскулапа) — заметил, что рана у человека, зализанная собакой, заживает быстрее;
  • Гадеса — его собаки олицетворяют предрассветные и сумерки, пору опасного и демонического времени, когда бродят враждебные силы;
  • Гекаты — её сопровождает свора воинственных (трёхголовых) псов;
  • Гераклу (Геркулесу);
  • Диане (Артемиде) — как богине охоты и Луны;
  • Авроре;
  • Пану;
  • Гефест;
  • финикийскому Мелькарту.

Майра — собака Икара, помогала другу последнего Эригону в поисках его отца. Хотя поиски и оказались тщетными (собака привела сына к могиле отца), боги наградили пса верность бессмертием — он стал Проционом (альфа в созвездии Малого Пса).

В мифе об Актеоне псы Артемиды разорвали его за случайное лицезрение нагой богини в купальне с нимфами; согласно «дополненью» к мифу, именно с тех пор собаки воют на луну.

Откуда эта информация ??? — Киноссема считается могилой Гекубы, превращённой в собаку.

В историю вошёл пёс Ксантиппа, принадлежавший отцу Перикла. Когда афинский флот под командованием Перикла плыл к мысу Саламин, чтобы дать сражение персами, пёс бросился в воду и вплавь добрался (через всё Эгейское море ?) до кораблей. Ксантиппа уцелел в бою и возвратился в Афины на одной из галер. В последствии пёс был похоронен на почётном месте, с того времени известного как «Cynossema» — то есть захоронение собаки.

РИМ

В Древнем Риме прежде всего ценились собаки крупные и сильные, которых привозили из Локонии и из Молоссов.

Собаки посвящены домашним богам-ларам, а также Юпитеру-Вседержителю, как охранители семейного покоя.

В сохранившихся римских домах и виллах перед входами в атриумы (прихожие) часто выложенны (мозаичные, из майолики или камешков) слова «cave canem» — лат. «берегись собаки».

Северная традиция
[править]

Вместе со стервятниками и гиенами псы — пожиратели мёртвых тел: ср. присловье «Только и осталось, что накормить своими телами псов да воронов!» Вход в царство мёртвых (хель, хэлл) охраняет пёс Гарм (Гармр) — «пожиратель»[3] -->. В конце мира он убивает Тюра и сам гибнет от его руки.

В кельтском искусстве собаки символизируют милосердие и ассоциируются с целительными водами. Они — спутники многих божеств, покровительствующих охоте и врачеванию, а также воинов и героев. Охотничьи и боевые собаки, будучи в большом почёте, служат своеобразной эмблемой рыцарства, а слово «собака» считается похвалой. «Пёс Куллана» — имя главного персонажа из преданий т. н. «ольстерского цикла» (вариант: «Цу Хуланн» — кельт. «пёс из Хуланна»).

Собаки сопровождают:

  • Одина (Водана) — две собаки и два ворона в качестве советчиков;
  • Тора;
  • Эпону — богиня охоты и лошадей;
  • Нуаду (Ноденса) — бог целительства;
  • Суцелла (Суцеллоса).

Европа
[править]

В народной традиции собака выступает в роли защитника женщин и детей.

Возможный прообраз «собаки Баскервилей» — призрачный пёс с огромными когтями в древних поверьях Северной Англии. Этот чудовищный пёс появляется только ночью, и увидеть его — к смерти.

Славяне
[править]

Собака — животное, наделяемое в народных представлениях двойственной символикой и различными демоническими функциями и часто выступающее в паре с кошкой.

Собака и кошка как домашние животные метафорически соотносятся с парой диких зверей — волком и медведем. Собака выступает символическим соответствием волку. Волка считают собакой лешего, Св. Георгия или Св. Саввы. Соотнесённость собаки и волка проявляется в сербской легенде о сотворении собаки Богом, а волка — дьяволом. Наряду с известными быличками о заклятии колдуном человека на определённый срок в волка существуют аналогичные рассказы и о заклятии человека в собаку. Сходство обнаруживается и в оберегах от волка и от собаки при встрече с ними.

Пара собака и кошка фигурирует во многих словесных формулах, в поверьях, легендах и т. п. Например, для отвращения от себя сглаза и порчи произносят заклинание:

  • «На пса уроки — на кота по-мысл» — у русских,
  • «На пса сглаз, на кота чахотка» — у поляков.

Собака и кошка сопоставляются по принципу мужской — женский, например в русской поговорке: «Кошка да баба в избе, мужик да собака на дворе». В белорусской корильной песне с бесхвостым псом сравнивают холостого мужчину, а по русскому поверью, тот, кто любит кошку, будет жену любить. Русские говорят:

  • «Собака обжора, а кошка сластёна»;
  • «Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку — наоборот».


Собака и кошка часто объединяются или, наоборот, противопоставляются друг другу в представлениях о чистоте или нечистоте этих животных. Русские, например, считают: «Собака не то, что кот, животное нечистое». При этом распространён взгляд на собаку как на друга человека. У болгар собака благословенное животное, а кошка — проклятое:

  • собака плачет, а кошка радуется смерти хозяина;
  • собака заливает водой огонь, который кошка в аду раздувает под его котлом.

Символическая амбивалентность собаки и кошки и двойственность отношения к ним проявляется в наделении их как божественными, так и дьявольскими чертами. Характерна в этом отношении роль собаки в русских легендах: по одной, она создана Богом из грязи, которой дьявол обмазал сотворённого Богом человека, чтобы охранять человека от дьявола; по другой — была стражем на границе ада и рая. Происхождение как собаки, так и кошки связывается с божественной рукавицей. В болгарской легенде собакой стала рукавица, брошенная Богом. По мнению украинцев, собаке и кошке нельзя есть освящённого в церкви, иначе они сдохнут, ослепнут или уйдут из дома и одичают. Однако у поляков на Пасху им дают освящённого хлеба. Распространены поверья об обращении ведьмы в собаку и кошку, о появлении чёрта и вампира в собачьем и кошачьем обликах. У некоторых восточных славян в образе собаки или кошки, особенно чёрных, персонифицировалась Коровья Смерть или холера. Кроме того, облик собаки может принимать водяной, полевой, банник и др. При этом собака — обычная или отмеченная особыми признаками (первородная, родившаяся в субботу, чёрная, «четырёхглазая», то есть с пятнами над глазами) — обладает способностью видеть нечистую силу и отпугивать её.

Собака и кошка имеют отношение к грому. Русские верят, что чёрные собака и кошка оберегают дом от молнии, но и считают опасным присутствие их в доме во время грозы. Поляки и македонцы выгоняют собаку и кошку из дома во время грозы, полагая, что они притягивают молнию и что они тем опаснее, чем длиннее у них хвосты. Подобные воззрения обусловлены способностью чёрта обращаться в этих животных.

Собаку и кошку роднят и черты домашнего покровителя, сближающие их с лаской. Украинцы отождествляют с лаской последнего, тринадцатого щенка в помёте, который после того, как женщина целый год держала его у себя за пазухой, становится злым и способным защищать от ведьмы. По польскому поверью, чёрные собака, кошка и петух, живущие мирно друг с другом, оберегают дом от нечистой силы, по русскому — от грозы и вора. Украинцы верят, что счастье в дом приносит приблудная собака. У восточных славян нередки рассказы об обращении домового в собаку. В таком виде его можно увидеть в углу двора на Пасху. Выбор масти скота, определяемый чаще всего домовым или окраской ласки, диктуется иногда и цветом шерсти собаки или кошки: какой масти собаку или кота встретит хозяин во время обхода своей усадьбы в Чистый четверг, такой масти следует держать скот (у украинцев). Под основание дома закапывают живых собаку и кошку той масти, какой желают иметь скотину (у русских). Домовой в виде большой собаки, увиденный на чердаке после пасхальной заутрени, сам говорит, какой масти скотину нужно держать (у украинцев).

Вытьё собаки в приметах предвещает смерть, мор, болезнь, голод, войну, пожар, кражу, нищету.

Сибирь
[править]

В легендах собака выступает культурным героем (трикстером), наделённым острым умом и склонным к проказам; изобретатель (похититель) огня. В шаманизме — посланник духов леса.

Юго-Восточная Азия
[править]

Символ защиты.

Могут:

  • иметь репутацию демонических созданий (особенно в космическом символизме затмения и других пугающих явлений природы);
  • быть символом солнца;
  • ~ ~ ветра.

Китай
[править]

Собака (гу) — одиннадцатый знак китайского зодиака. Наделяет родившегося в её год честностью, верностью и чувством справедливости. Год, которым правит Собака, сулит процветание, стабильность и гармонию домашнего очага, хотя и отмечен «значительными конфронтациями на мировой арене».

Обычно собака символизирует верность и неколебимую преданность. В ряде регионов (Южный и Западный Китай) собака считается подателем средств пропитания (риса или проса)[4].

У представителей народности яо (Южный Китай) собака выступает прародителем народа.

Более всего собаки известны как существа изгоняющие демонов.

Красная Небесная Собака Тьен-ку относится к принципу ян и помогает Эрлангу отгонять злых духов. Однако, будучи стражем ночных часов, собака становится инь, связанной с метеорами и затмениями [5], символизирует разрушение, катастрофу.

В китайском искусстве также часто изображается Львиная Собака (Будды).

Известны также многочисленные сказания о народах-псеглавцах.

Япония
[править]

«Корейские псы» в качестве стражей (защиты) присутствуют во многих святилищах.

Мезоамерика
[править]

Собака (ацтекс. — итцкуинтли; майя — оц) связана с загробным миром, как психопомп она сопровождает умершего и помогает преодолеть «девятикратное русло» реки Смерти (мифы майя). Поэтому собаки — обычная жертва у гробницы и часто обнаруживаются в захоронениях вместе с умершими.

Собака — форма проявления ацтекского Шолотля (Ксол(о)тля), бога Смерти и Заходящего Солнца. Когда Солнце спускается на западе в земную пасть, бог-собака проводит его через тьму подземного мира к месту восхода (возрождения), а затем умирает сам и вновь оживает в качестве проводника. Шолотль изображается с собачьей головой и является покровителем собак. С этим богом связан также символизм несущей факел собаки как олицетворения молнии у майя.

В древнем 20-дневном календаре собака служит символом 10-го дня. Считается, что рождённые в день собаки предопределены к властвованию и раздаче богатых даров.

«Последним знаком мексиканского зодиака, представляющим период хаоса, когда не было времени, была собака, символизирующая смерть и, одновременно, воскресение».

Северная Америка
[править]

Символически взаимозаменяема с койотом как:

  • животное грома, приносящее дождь;
  • трикстер, культурный герой и изобретатель огня;
  • мифический предок;
  • посредник (заступник, посыльный) в общении с богами.

Собака часто служит жертвенным животным при погребении или обращении к «иному миру». Известен обычай ирокезов совершать под Новый Год жертвоприношение белой собаки.

Австралия и Океания
[править]

У народов Океании (в Меланезии) собака — культурный герой, изобретатель (похититель) огня, принёсший его людям, трикстер.

Иран
[править]

В зороастризме собака и выдра специально отмечены как «чистые животные», их убийство считается грехом.

В митраизме — психопомп, связанный с жертвой быка (в этом случае изображается со змеёй и скорпионом).

У парсов известна Саг-Диг, белая собака с жёлтыми (вариант, с четырьмя) глазами, вероятно, выполняющая роль психопомпа. Собаку подводят к ложу умершего, и она сопровождает погребальную процессию. Если женщина умирает в родах, требуется две собаки для двух душ.

Индуизм
[править]

Спутники богов:

  • Индры — собака Сарана (охотничий пёс), помогающая заблудившимся (в лесу, в пещере, во тьме) отыскать верную дорогу;
  • бога мёртвых Ямы — пёс с четырьмя головами.

Буддизм
[править]

Согласно словам Будды, те, кто живёт как собака, после смерти и превратятся в собаку.

В иконографии Львиные Собаки (львы Будды) выступают стражами Закона. Послушный пёс — символ верности Закону, недвижимого подчинения, подавления страстей через Закон.

Библия / Ветхий Завет
[править]

В Библии собака упоминается редко и как вместилище презираемых качеств: трусости (малодушия, низости, подлости), низкопоклонства, обжорства, воровства, бесстыдства. Само наименование «собака» — тяжкое ругательство, обыкновение, отразившийся и в Новозаветных текстах.

«Как пёс, который возвращается на блевотину свою, так глупец повторяет глупости свои».
Притчи 26: 11
«И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные; все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего — на свою корысть».
Исайя 56: 11
«А вне [ворот нового Иерусалима] — псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду»/
Откровение 22: 15

Иудаизм
[править]

Означает нечистоту.

Христианство
[править]

С раннехристианского искусства собака выступает образом священнослужителя (проповедника), проповедника и духовенства. Как охранитель стада собака олицетворяет Доброго Пастыря и служит символом понтификов (прелата, епископа, архиерея).

Одновременно с этим собака воплощает добродетели бдительности, повиновения и верности. В пластических искусствах собака символизирует веру (безоглядную готовность к вере, набожность), например, сцена Распятия часто изображается с собакой, означающей верность Божьим заповедям, у подножия креста. Как образом вассальной и супружеской верности собака особенно часто выступает в Средние века. Знаком преданности супругу служит изображение собаки у ног или на коленях женщины (могильные памятники; Ван Эйк «Портрет семейства Арнольфини», 1434 г.).

Примерами самой собачьей преданности обычно выступают сюжеты с собаками Товии и Св. Роха.

Негативная символика пса в искусстве Средневековья — искушение злом или завистью, (неукротимый) гнев, язычество, ересь и т. д.; как правило, соотносится с окрасом собаки:

  • белый пёс обычно представляет Добро,
  • чёрный — спутник дьявола, ведьм, магов и чернокнижников (Фауст, Агриппа Неттесгеймский);
  • жёлтый — пёс Мефистофеля.

Как инверсия собак Доброго Пастыря используется образ адского стража Цербера (например, в «Божественной комедии» под его надзором находятся грешники, наказанные за обжорство).

Атрибут:

  • Св. Христофора — собакоголовый святой средневековой легенды «Христофорус кинокефалус»;
  • Св. Доминика — с горящим светильником (факелом) в пасти;
  • Маргариты Кротонской — обычно спаниель;
  • Св. Роха — пилигрим, которому она в пустыне приносит хлеб, зализывает язвы;
  • Иуды Искариота — лежит рядом с ним на Тайной вечери;
  • Св. Бернарда;
  • Св. Сайи (?);
  • Св. (Тобиаса) Венделина;
  • Сатаны — адские псы как свора охотника за душами.

Самоназвание монахов доминиканцев «Псы господа» (лат. Domini canes) — каламбур к названию ордена. Их чёрно-белые рясы имеют своим символическим парафразом чёрно-белую собаку, которая также указывает миссию охраны христианских догм — значение весьма актуальное с учётом того обстоятельства, монахи ордена доминиканцев стали первыми инквизиторами.

Ислам
[править]

Собака считается существом нечистым и презренным, но признаётся её ценность как сторожа. Исключение составляют гончие собаки, имеющие более высокий «статус».

Знаменит пёс Кетмир (Аль-Рахим), помещённый на небе за то, что 309 лет без сна и еды охранял Семерых Спящих Отроков.

Астрономия/логия
[править]

Созвездия: Пёс Малый, Пёс Большой, Созвездие Гончих Псов.

Самая яркая звезда — Сириус в созвездии Большого Пса.

Алхимия
[править]

Собака с волком олицетворяют дуальную природу Меркурия, философской ртути, ноуса.

Пёс, загрызенный волком, означает очищение золота с помощью антиномии (т. н. «фаза предпоследнего дела»).

Магия
[править]

В некоторых ритуалах чёрной магии, собака рассматривается как враг Бога.

Гадания
[править]

Собака снится:

  • к большой любви, или дружбе (ожидаемой);
  • к приятной вести;
  • к несчастью — чёрная или серая;
  • к плохой новости — воющая.

Геральдика
[править]

Обычны для гербов фигуры, представляющие борзых, гончих, цепных (реже) псов.

Псы в геральдике

Эмблематика
[править]

Атрибут:

  • персонифицированной Зависти;
  • ~ Меланхолии (темпераменты);
  • ~ Обоняния (чувства).

Собака, лающая на звёзды.

Символ завистливых людей, которые попусту злословят, не привлекая внимания окружающих.
СЭ-II, таб.51-8, с.322

Собака на цепи.

  • Я привязана только для того, чтобы при необходимости меня выпустили на врага.
Символ гнева Всемогущего, который умеряется лишь на короткий период с тем, чтобы при необходимости обрушиться на грешников. У Шекспира этот символ означает власть предержащую.
«Ты не видел разве крестьянских собак, которые лают на нищего, и как иногда тому приходится убегать от злых собак со двора? Вот, глядя на них, ты можешь получить самое лучшее представление о властях. Собаке, когда она на службе, следует подчиняться».
СЭ-II, таб.36-14, с.258

Собака под сияющим солнцем.

  • Нет ничего более страстного и более верного.
Символ олицетворяет страстное желание служить и помогать, верность и преданность.
СЭ-II, таб.52-9, с.326

Собака, лающая на луну.

символ злословия
Эмблемата-2; табл.6-11, с.130
Ср пословицу — «собаки лают — караван идёт».

Собака, лающая на луну.

  • Она понапрасну тратит силы.
Символ того, что истинное достоинство выше нападок.
Эмблемата-2; табл.7-7, с.134

Собака, подминающая лапами зайца.

  • Ради славы, а не ради добычи.
Символ великих деяний «одно завершение которых должно принести желаемый эффект, независимо от личной заинтересованности. Таким образом, играющие собаки не слишком хотят вкусить костей того, кого они так жадно выслеживали».
Эмблемата-2; табл.6-12, с.131

Собака, скребущая лапой по могиле своего хозяина.

  • Она не покинет его даже в могиле.
Символ человека, хранящего любовь и подлинную верность, подобно любящей собаке, -самому верному из всех сотворённых Богом существ. Такой человек находится рядом со своим возлюбленным не только во всех превратностях своей судьбы, но и после смерти. Когда милый друг лежит уже в могиле, собака ещё долго сохраняет чувство благодарности к любимому хозяину.
СЭ-II, таб.44-4, с.293

Собака, грызущая кость.

  • Вот это подмога.
Символ заботы божественного Провидения, которое всегда готово оказать нам определённую помощь и поддержку в тот момент, когда мы находимся в большой нужде.
СЭ-II, таб.43-14, с.291

Собака, бегущая по дороге.

  • Я ищу своего хозяина. символ любви и верности.
СЭ-II, таб.58-14, с.351

Собачий ошейник, снабжённый остриями.

СЭ-II, таб.58-3, с.349

Собачий ошейник с острыми шинами.

  • Это защищает меня, нанося раны моим врагам.
Символ напоминает о том, что "в борьбе против упрямых и закоренелых наших врагов мы должны уметь наступать так лее хорошо, как и защищаться, и для того, чтобы побеждать их, нужнее наносить им раны Для нас самыми упрямыми и закоренелыми врагами являются наши греховные вожделения и страсти, которые просто гак нас иногда не оставят, если мы не будем им оказывать активное сопротивление.

Просто поранить их недостаточно — их нужно победить окончательно.

СЭ-II, таб.34-3, с.246

Собака, удаляющая солому, перед тем как ей лечь.

Символ заботы и осмотрительности.
Эмблемата-2; табл.8-4, с.137

Собака, хватающая зайца.

  • В ней нет жестокости — ибо такова её природа.
Символ, который учит тому, что действия, которым, на первый взгляд, нет оправдания, проистекают из инстинктивных побуждений.
СЭ-II, таб.23-5, с.199

Собака, присматривающая за стадом овец.

  • Стадо спит, пока я на страже.
  • Символ олицетворяет бдительность, верность и надёжность, на которые вполне можно положиться.
СЭ-II, таб.50-15, с.319 (См. рис. 15 в табл.62)

Собака, умершая у надгробия хозяина.

Символ преданности.
Эмблемата-2; табл.14-5, с.161

Психология
[править]

Собака воплощает низменные, опасные инстинкты, анимус сферы бессознательного, свободно проявляющего себя: свирепые собаки Артемиды, лающая свора грозной и зловредной Гекаты, посланницы злых духов, символа властной и авторитарной матери.

Собака символизирует также материнское чрево (некоторые исчезнувшие племена отдавали своих мертвецов на съедение собакам, чьё брюхо воплощало материнское чрево, где покойник ждал наступления своего воскрешения) и материнство, которое «сжимает в объятиях» и тем самым «удушает».

Собака выступает архетипом индивидуации, воплощает первую стадию психического развития: Цербер, трёхглавый пёс с ядовитыми зубами, охраняет вход в царство Аида — символ границы, разделяющей сферу сознательного от подсознания, оборонительного потенциала бессознательного, первой стадии эволюции.

В снах собака является дружественным животным, символом приручённого животного начала. Но если собака брошена или замучена,— это указывает на то, что наши инстинктивные силы были проигнорированы или же плохо использованы.

Искусство
[править]

  • как воплощение добродетели преданности (верности) — в средневековом искусстве и более поздних аллегорических сюжетах;
  • в портретной живописи (в том числе в парных супружеских портретах) собака у ног женщины или на её коленях — знак супружеской верности или верности памяти мужа в случае с изображениями вдов;
  • как спутник охотника, например, в античных сюжетах — Диана охотница, Адонис, Кефал и Прокрида, Аврора и т. д.;
  • в доминиканской[6] живописи собаки могут изображаться отводящими волны ересей от корабля веры;
  • в библейских сценах сопровождает:
 — Товию и ангела;
 — нищего Лазаря у калитки богача;
 — хананеянку, склонившуюся на колени перед Христом — Исцеление дочери хананеянки;
 — Апостола Андрея, изгоняющего семь псов, одержимых демонами.

Собаки, кидающиеся на своего хозяина — Актеон.

Служит частью трёхглавого монстра, символизирующего Благоразумие. Многоголовый (трёхглавый) пёс — Цербер.



…Чем меньше собачка, тем более она привлекательна. Женщины могут носить их на груди, класть с собой в постель и держать их на руках при поездках в каретах. …Ах, это так трогательно - появиться в гостиной с этакой малышкой на руках! Действует безотказно. К тому же, собачка совершенно незаменима, если в разговоре вдруг возникает пауза. Ну, знаете, эти мерзкие паузы, когда все вдруг понимают, что говорить-то им, в сущности, не о чем и впадают в хандру. Теперь эта проблема решена - вы просто начинаете ласково болтать с собачкой, играть с ней, спрашивать у всех: "Ну разве не прелесть?" и все такое прочее. Гости умиляются, улыбаются, ваш вечер спасен... Осталось только решить, собака какой породы подойдет для данных целей:

Мальтезе Мальтийскую болонку (Мальтезе) по праву считают одной из самых древних пород собак. Еще 2500 лет назад в южных провинциях Древнего Рима были известны маленькие, коротконогие собачки, с высоко закинутым на спину хвостом и очень длинной, белой шерстью. Одно из первых описаний этих маленьких собачек (2-4 кг) принадлежит греческому философу Тимону Афинскому (5 век до н.э.). Мальтийская болонка была в древности известна и в Китае. Скорее всего, в Китай ее доставили предприимчивые купцы. Да и завоевывала мир мальтийская болонка с Запада на Восток, а не наоборот. Их родиной считается остров Мелита (современная Мальта). Мальтийские собачки в течение многих веков были необычайно популярны и любимы. Наличие Мальтийских болонок обычно свидетельствовало о богатом и высоком положении их хозяев. Во времена крестовых походов мальтийские собачки с рыцарями попали во многие страны Европы. Рыцари везли своим дамам белые, шелковистые подарки. Этих собачек можно было увидеть у испанского короля Филиппа II, французского короля Людовика IX, у Марии Стюарт и королевы Елизаветы… -- Лукас Кранах-старший «Портрет герцогини Екатерины Мекленбургской», 1514 Франсиско Гойя «Портрет Марии Терезы Кайетана де Сильва, герцогиня Альба», 1795


Кариани Джованни «Пейзаж с отдыхающей женщиной и белой болонкой»


Рейнолдс сэр Джошуа «Портрет Нелли О.Брайен»

Папильоны Папильон – потомок континентального спаниеля. Эта порода возникла в 14 веке. Родиной папильнов считается Франция, отсюда и название – «папильон», что в переводе с французского - «бабочка». Отличительная особенность породы – красивые, похожие на крылья бабочки уши. История породы тесно связана с историей Франции. Король Генрих Третий был большим почитателем этой маленькой собачки. Его любимую «бабочку» звали Лилин. Она сопровождала его повсюду. Папильонами также владели Генрих Четвертый, Людовик Тринадцатый, Людовик Четырнадцатый, Мария Антуанетта, Мадам де Помпадур. На протяжении всей эпохи Ренессанса, а затем и в эпоху Реформации, папильоны оставались любимой породой знати.


Понтормо Якопо «Портрет дамы в красном платье», 1533


Vecellio Tiziano "The Venus of Urbino", 1538


Jan STEEN "The Morning Toilet", 1665


Франсуа Буше " Прерванный Сон", 1750


Жан Оноре Фрагонар "Признание в любви", 1771


левретки

Более 2000 лет человечество восхищается элегантностью и грациозностью этой чудесной маленькой собачкой. Порода была очень популярна в Италии в 16 веке. Наивысшего расцвета она достигла в 18 веке, когда левреток можно было встретить дворцовых апартаментах Италии, Германии, Франции, Англии. Название “левретка” применяется к этой породе еще со Средних Веков. Происходит оно от французского слова “liеvre” — “заяц” Маленькая левретка была не только декоративной собачкой, известно, что знатные дамы развлекались травлей кроликов с левретками. Официальное название породы в РС — малая итальянская борзая - Рiссо Ltvriero Italiano.


Paul van Somer "Anne of Denmark", 1617


Anna Dorothea Therbusch "Wilhelmine Encke, Countess Lichtenau", 1776


Владимир Лукич Боровиковский "Портрет Екатерины II, императрицы России", 1796


Кристина Робертсон "Портрет княжны Марии Александровны", 1840


И еще две небольшие собачки: мопс и шпиц.


Франсиско Гойя «Портрет маркизы де Понтехос", 1786


Валентин Александрович Серов «Портрет княгини З. Н. Юсуповой»

Маленькая собачка много значила в XVIII веке. Подарив щенка даме, поклонник мог затем по поведению собаки судить о том, как к нему относится хозяйка. Кроме того, собачка должна была предупредить любовников о приближении мужа или другого человека, который мог входить в женские покои без доклада.

Из-за маленькой собачки на портрете (см. выше) Екатерина была весьма недовольна Боровиковским. Сентиментализм уже наступил, но рядом с указанием на былые победы (Чесменская колонна) императрице показался неуместным откровенный намек на ушедшую молодость )))

Если интересно, подробности здесь:

Экштут С. "Жужу, кудрявая болонка": комнатная собачка и любовный быт эпохи // Родина. - 1999. - N 10. - C. 46-50. Срез жизни России эпохи Екатерины II в литературе и живописи.

Ad vocem
[править]

  • «собачья жизнь»;
  • «собачья смерть»;
  • «Пёс с ним!» и т. д.
  • «собака на сене» или «собака огородника» — перен., о людях, препятствующих другим пользоваться чем-либо, чем сами не пользуются.

Ad notanda
[править]

Гелерт — любимая гончая Левелина Великого (валлийский герцог, 1173—1240), ошибочно поплатившаяся жизнью за свою верность. Согласно легенде, возвратившись с охоты в замок герцог увидел своего в детской кроватке вернувшегося раньше него пса. Герцогского сына не было видно, а пса покрывали брызги крови — решив, что пёс (оскорблённый поведением герцога в лесу) из мести разорвал ребёнка, обезумевший Левелин зарубил Гелерта мечом. Вслед за этим из-под ложа выбрался ребёнок и показал, что рядом с ним лежит загрызенный Гелертом мёртвый волк…

Черновые материалы
[править]

  • Ещё и сегодня парсы у изголовья умирающего человека усаживают собаку, чтобы гнать прочь демонов, а в тот миг, когда наступит смерть, помочь душе спастись.
  • Когда Гекуба, царица Трои, после гибели всей своей семьи вдруг увидела, что последний её ребёнок Полидор повержен царём Фракии и упал перед ним мёртвым, то Гекуба превратилась в суку, чтобы потом выть и скулить на могиле сына.
  • Чтобы не оказались загаженными святые места: греки, например, запретили выпускать собак возле храма Аполлона в Делосе и на Афинском Акрополе.
  • Выражения: «киник» и «каналья» произошли от слова «собака»…
  • Способ жизни прославленного Диогена из Синопы (ок. 412—323), основавшего школу киников, или «циников», стал причиной его прозвища «собака». На вопрос к одному из греков, почему он именно так называет прославленного философа, тот ответил: «Потому что он ластится к тем, кто ему что-нибудь даёт; ждёт тех, кто ему что-нибудь обещает, и точит зубы о таких же, как он, бездельников».
  • Каникулы самое жаркое время лета (лат. «Canicula» — «Собачка»).
  • Это знак Сириуса — самой яркой звезды на небосклоне, в созвездии Большого Пса. В глубокой древности (около 1000 лет до н. э.) Сириус поднимался в зенит вместе с Солнцем в начале июля, в период самых жарких дней. Было замечено, что «Собачья звезда» вызывает у собак проявления бешенства. В Аргосе были однажды убиты в такое время все, не имевшие хозяев собаки, и богам были принесены в жертву именно псы. Такую же жертву приносили римляне в дни «каникул».
  • Египетские духи-бабуины.
  • «Небесный пёс» в мифологии — луч света, сам свет (антиномия тьмы); пёс, который когтями роет землю, помогая животворным силам поскорее воскреснуть; стражник подземного мира, уничтожитель Зла, мудрец, воитель; пожиратель Луны.
  • Собака выполняла функцию проводника души в загробный мир в Древней Мексике и Египте: духи-бабуины, служители Тота, хранители мудрости, сидящие на носовой части лодки Ра и провозглашающие указы Владыки миров.

Литература
[править]

  • Гура А. В. Одноимённая статья в SMES

Иллюстрации
[править]

  • Гончая; статуэтка XIV в. до н. э.
  • Борзая, Древний Египет; XX в. до н. э.
  • Египетский рельеф VI династии
  • Боевая собака древнего Вавилона
  • Собака: Деревянная головная маска египетского жреца бога мёртвых Анубиса. Новое царство
  • Сказочные люди — песиголовцы. Херфордская карта мира. По Ричарду Хэлдингемскому, XIII в.
  • Гравюра на дерве из сочинения Псевдо-Альберта Вдикого, 1531 г.
  • Собака: «Защищает и предостерегает от опасности». И. Босхиус, 1702 г.
  • Собакоголовый Апубис в одной из сцен путешествия души по царству мёртвых. (Древнеегипетская настенная живопись)

Кратер с изображением Артемиды и Актеона. Ок 450 г. до н. э. Египеский бог Анубис с головой шакала или собаки 00-04-514-000.jpg

Примечания и комментарии
[править]

  1. Либо изобретя огонь трением, либо, как в некоторых культурах, подглядев, как мужчины делают огонь, и передав этот секрет женщинам.
  2. «Естественная история», 8:40
  3. «…часто изображается псом Бримо, или его сопровождает собака…» Боже, что вообще автор намеревался сказать этой фразой!?
  4. Широко распространено и употребление собак в пищу.
  5. В эти периоды собака «приходит в бешенство и кусает Солнце или Луну».
  6. Domini canes — лат. «псы Господни», каламбур на имя Св. Доминика и название ордена.

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: