Зерно

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Просо»)
Перейти к: навигация, поиск


Богиня зерна идентифицируется с созвездием Девы.

Зерно и вино, как хлеб и вино, представляют сбалансированный продукт сельского хозяйства и, вместе с тем, провиант для жизни.

Меры зерна изображают плодородие, изобилие.

Как составная часть погребальных ритуалов, зерно означает изобилие в потустороннем мире. Ростки пшеницы или ячменя использовались во многих погребальных культах и похоронных обрядах Средиземноморья, Персии, Китая и особенно в Египте, а также в церемонии Страстной Недели в восточном христианстве.

Растущее зерно означало как возрождение героя, так и весенние посевы.

Символ дороги, начала и конца. ???

По народному обычаю, из нильского ила делали маленькие фигурки Озириса и втыкали их в зерно в амбарах; выращивание урожая было символом пробуждения после смерти.

Золотой цвет Солнца символизирует всех солнечных богов, богов злаков и также богов созревания урожая.

Осыпание пары зерном, рисом или заменяющими их конфетти или деньгами…

Современный обычай заключения брака сопровождается обрядом осыпания пары рисовыми зернами (символ плодородия), что, как и сама эта зерновая культура, имеет азиатские корни, поэтому на Западе такая традиция отсутствует.

Четвертование обнаруживает связь с жатвой и сбором зерновых культур, символизируя процесс разделения на составные части, который ведёт к полному обновлению.

По одной версии название «гранат» происходит от слова «гранум» — зерно. И действительно, гранаты «торчат» в породе точно зерна в гранатовом плоду.

Моллюски жемчужницы (Margaritefera margaritana) в народе называли перловицами (перл — зерно жемчуга).

Почти всем зерновым присуще общепринятое значение, согласно которому они являются семенными образами.

Початок имеет символическое значение, которое подтверждает значение единичного зерна: он привносит идеи интеграции и контроля, приобретенные посредством символизма «пучка», в символику плодородия или увеличения, заключенную в одном зерне. В целом все початки, пучки и побеги олицетворяют психические силы, объединенные и направленные на надлежащие цели. Различие в символике зерна и колоса, початка.

Как основная пища (хлеб насущный) имеет божественное происхождение.

Может быть волшебным и давать сверхъестественное пропитание, подобно манне, а также чудесным образом наполнять амбары.

Символ изобилия и божественного попечения.

Бессмертие, духовную пищу, изначальную чистоту, славу, солнечную энергию, знание, изобилие, счастье и плодородие,

Табличка с зерном плодородия передавалась императором (каким ???) его супруге.

Фактор жизненной силы, как все продукты, поддерживающие жизнь, такие как скот, зерно, и т. п., а также потомков и долголетие.

Зерно, брошенное в землю («похороненное»), кажется умершим, но весной оно просыпается к новой жизни и даёт богатый урожай.

Зеленое, сменяющееся золотым, — превращение незрелого зерна в зрелое.

В сказках и легендах символами зимы служат: … в кельтской мифологии — Гранус, крестьянин, зерно общества.

Вино и зерно, оба имеют солнечную, божественную природу и символизируют тепло и юность.

Средоточие, возможности, обещание жизни.


Основные значения:

  • всякое зерно — символ обновления жизни, воскресения и плодородия (земли);
  • колосья или снопы пшеницы и других зерновых — атрибуты всех зерновых богов, особенно греческих мистерий
  • пробуждающуюся жизнь, возникающую из смерти,
  • зарождение и рост посредством силы Солнца,
  • изобилие
  • золотые колосья — отпрыски брака сияющего Солнца с девственной Землей.

00-00-000-000.jpg

Семена

См. также:

Ячмень
Пшеница
Рис
Колос
Сноп
Кукуруза
Хлеб
Жатва
Вспахивание земли
Веянье

Мумия зерна

Древний Восток
[править]

В шумеро-семитской традиции зерно посвящено Кибеле, и хлеб ели ритуально на ее празднике.

Атрибут бога Таммуза (Думузи).

Дагон, знаменитейшее божество филистимлян, считался богом зерна и колоса в Аскалоне и Газе.

Египет
[править]

В Египте колос — атрибут Изиды, а мера зерна — эмблема Сераписа.

Мумия зерна, см. Постель Озириса.

Озирис символизирует незрелое зеленое зерно, превращающееся в золото бога Солнца Ра.

Вспахивание земли Ритуал вспахивания земли означает также смерть Озириса, который в символическом образе зерна попадает в землю. И когда в Бузирисе во время сбора урожая выгоняли коз на поле, чтобы утрамбовать зерно, то в этом был известный намек на тифонические силы. Ритуал вспахивания земли стал аллегорическим выражением смерти и погребения Озириса, а также через проросшее зерно намеком на его воскрешение.

В Древнем Египте ячмень был связан с воскрешением бога плодородия Осириса. Ячмень, посеянный на теле Озириса, давал ростки и был олицетворением «жизни новой после смерти».

У египтян солнце — золотое зерно.

Осирис в Древнем Египте и Дионис в Древней Греции являлись богами земледелия, их ритуальные смерть и четвертование символизировали этот процесс.

Античность
[править]

Начиная (примерно) с Элевсинских мистерий зерно становится символом возрождения после могильной ночи, даёт надежду и служит примером преодоления смерти.

Атрибут Цереры, богини земледелия. Она увенчана связкой колосьев и может держать сноп.

Церера в качестве персонификации земного изобилия она носит корону из початков зерен и у нее может быть сноп колосьев

В греко-римской традиции зерно олицетворяет плодородие, изобилие, выбивающуюся из смерти жизнь, творение, и является эмблемой Деметры (Цереры), Гайи и Девы.

Зерно предлагалось в качестве жертвоприношения Артемиде.

Колосок был центральной частью Элевсинских мистерий:

«И там был выставлен как великий, восхитительный, самый совершенный объект мистического созерцания, колосок, сжатый в молчании» (
Философомена

В культе Кибелы Аттис — «сжатый желтый колосок зерна».

Римляне, сажавшие зерно на могилах, обеспечивали тем самым силу жизни для умершего.

В Греческих Мистериях колосья ячменя символизировали плодородие и изобилие урожая. Ассоциировались с Корой (Деметрой) богиней плодородия, ее похищенной дочерью Персефоной и Белой Богиней.

Славяне
[править]

  • благополучие,
  • плодородие,
  • богатство,
  • жизнь,
  • оберег от порчи.

Обряд обсыпания зерном на Рождество в Щедрый вечер (Старый Новый Год) на свадьбах.

Каждый раз при покидании дома женихом и невестой, перед отправкой в церковь, по возвращении на входах- границах «при покидании своей территории».

Гадания «на зерно»:

найти зерно, подметая под новый год — выйти замуж;
  • «на петуха» по кругу — богатый и хозяйственный жених если клюнет кучку зерна;
  • под Новый Год девушка обсыпала себя зерном и загадывала увидеть во сне свое будущее.

Средоточие вегетативной силы, символ плодородия, возрождения жизни, бессмертия, вечного обновления, здоровья; наделяется продуцирующей и защитной символикой; как и другие мелкие сыпучие предметы имеет значение множественности и богатства. В обрядовых трапезах зерно выступает в качестве главного ритуального блюда.

  • У восточных славян рождественская и новогодняя кутья варилась из зерна разных злаков с добавлением бобов;
  • у южных славян в день Св. Варвары, в день Св. Анны или Андреев день готовилось обрядовое кушанье варица из зерна злаковых, кукурузы и бобовых, чтобы все посеянное принесло богатый урожай;
  • в день Афанасия зимнего (18.I) женщины сообща варили кашу из зерна, часть ее закапывали в землю для плодородия (Родопы)
  • на Средокрестие (среда четвертой недели Великого поста) пекли печенье кресты, кладя в тесто ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился» (русские).

В канун Рождества и Нового года на столе помещали зерно всех культур, веря, что это благоприятно повлияет на будущий урожай. Это зерно затем скармливали животным, домашней птице, чтобы они были здоровы и плодовиты. В новогоднюю ночь привязывали колос с крупным зерном к плодовому дереву для усиления плодоношения (Великопольша). В Сочельник бросали зёрна пшеницы в потолок, чтобы родился хлеб, чтобы роились пчёлы, чтобы рос молодняк и был таким резвым, как летящие зёрна (Закарпатье, Гуцульщина).

На Рождество и Новый год осыпали зерном домашних и дом, колядников, полазника, ритуальные предметы (бадняк, «подлазничку», сноп). 3ерно охраняло от порчи молодоженов и наделяло их плодородной силой, обеспечивало обильный урожай хлеба в новом хозяйстве, символизировало счастливую жизнь и здоровое потомство.

При осыпании молодых зерном присутствующие старались его поймать, а потом сыпали невесте в подол (восточная Моравия). В Чехии и Силезии считали, что у невесты будет столько детей, сколько на нее упадет хлебных зёрен во время свадебного осыпания. У сербов и хорватов, когда молодая входила в дом мужа, свекровь бросала на нее зёрна пшеницы и говорила: «Сколько зерен пшеницы, столько тебе, невестка, Бог да пошлет счастливых детей!».

В первую купель ребенка клали зерно или кусочек хлеба, вкладывали в ручку новорожденного несколько хлебных зёрен; в люльку бросали горсть зерна. В Силезии на крестины младенцу приносили в дар зерно, чтобы мальчик стал хорошим хозяином и всегда имел хлеб. В родинных обрядах, кроме символики богатства и чадородия, выступает очистительная функция зерна: послеродовую грязь смывали водой и зерном, повитуха и роженица поочередно сыпали друг другу на руки зёрна (украинцы Волыни).

В похоронных обычаях преобладает охранная функция зерна:

  • зерном посыпали покойника, порог дома, дорогу до могилы (восточные славяне).
  • После выноса покойника посыпали зерном лавку, на которой стоял гроб.

Полагали, что смерть оскверняет зерно, поэтому, чтобы оно «не пугалось», «чтобы оно не умерло», не утратило способности к плодоношению, при выносе гроба ворошили зерно и три раза подбрасывали горсть зёрен вверх (Закарпатье); кто-нибудь из домочадцев шел в амбар и шевелил зерно (Хорватия). Родственница покойного при выносе гроба бросала ему вслед зерно, чтобы он не лишал хлеба оставшихся в живых (Белоруссия). В поминальные дни рассыпали зерно на могилах.

3ерно приносили в жертву сверхъестественным существам и духам предков, чтобы обеспечить плодородие; зерно из первого снопа жертвовали на церковь.

К Рождеству, Пасхе, «славе» в Словении и Хорватии, а также в Польше и Словакии существовал обычай проращивать зерно в горшке, что призвано было помочь зерну, посеянному в поле.

3ерно наделялось функцией защиты людей и скота от нечистой силы, болезней:

  • в дни, когда особенно активизировалась нечистая сила, обсыпали весь двор зерном, закапывали под порогом дома освященную в Сочельник пшеницу (восточные славяне),
  • разбрасывали зерно по углам комнаты (гуцулы).
  • Зерном пшеницы, сбереженным с Сочельника, можно было спастись от ведьмы, положив его под язык (украинцы восточной Словакии).

Зерно в гаданиях символизировало богатство, достаток, скорое замужество. По русскому поверью, «хлебное зерно в сору — замужество».

В народной медицине особой целебной силой наделялось зерно первого и последнего ржаного снопа. Ячменным зерном прикасались к «ячменю» на глазу, после чего бросали его в огонь или в колодец. Для избавления от болезни ее «кормили» зерном. Во время эпидемий обходили село, осыпая его зерном. Зашитое в одежду зерно является амулетом и защищает от всякой болезни.

Ближний Восток
[править]

В искусстве Ближнего Востока символизировала плодородие и жизнь после смерти.

Юго-восточная Азия
[править]

Культ Матери Риса на острове Бали, фигуру которой составляли длинные (мужское начало) и короткие (женское начало) снопы рисовой соломы, — выражение веры народов Юго-Восточной Азии в то, что стебли риса, подобно людям, содержат в себе жизненную энергию.

Означает потенциальность, непроявленную силу, мужское семя (semen male) и мужское начало, центр, из которого растет Космическое Дерево.

Китай и Япония
[править]

Рис клали в рот умершим, а при жертвоприношениях предкам чаши заполняли рисом доверху, что в остальных случаях считалось неприличным.

Запрещалось также выбрасывать остатки риса.

В настоящее время церемониальной рисовой трапезой буддийский священник призван обеспечить благосостояние и счастье в личной и общественной жизни.

На свадебных церемониях рис символизирует плодородие и прибавление семейства, традиция обсыпания молодоженов рисом принята в Индии.

В мифах рис был даром богов-героев или зарождался одновременно с человеческой жизнью в первичной тыкве. В Китае питье рисовой водки имело ритуальное значение, она считалась некоей формой амброзии, а рисовые зерна, которые были символом защиты от злых духов, помещали в рот умершим. У китайцев семя олицетворяет справедливость, милость и доблесть, которые присущи всем существам, а также империю и землю.

Мезоамерика
[править]

У американских индейцев колосок маиса со всеми семенами олицетворяет народ и все вещи во вселенной.

У мексиканцев куст маиса вместе с колибри означает Героя Солнца и пробуждающуюся вегетацию.

В Древней Мексике известна гора Тлалок в массиве Ицтак-Сиаутль, на которой стоял идол одноименного бога дождя, на его голову складывались семена всех зерновых культур, чтобы вызвать плодородие.

Индуизм
[править]

В индуизме семя — это божественный Дух (Атман), находящийся в центре бытия, космическое сердце. Семя в центре индуистского храма символизирует жизнь и само сознание — «чит». Семя-зерно символизирует семя жизни, многое в малом (???), плодородие.

Христианство
[править]

В христианстве колосья пшеницы — это хлеб Евхаристии, тело Христово, благодать, праведное, Божье. Зерно вместе с вином символизирует Евхаристию.

В части «Физиологуса», посвящённой муравью, говорится:

«Избегай поэтому и ты, человек, животной пищи и бери зерно, которое отложено для хранения. Потому что ячмень сравним с учением еретика, а хлебные злаки — с последовательной верой в Христа».

Сюжет «Голод в Мире Ликийском»: Св. Николай стоит, наблюдая, как грузчики уносят мешки с зерном, тем временем ангел снова наполняет трюмы.

Его возделывание стало необходимостью только после утраты рая и отделения Неба от Земли.

В христианстве семя — это человеческая природа Христа.

Бегство в Египет. Зерно чудесным образом проросло и созрело за ночь.

Колосковое платье Марии. В средние века и в эпоху Ренессанса на одеянии Божьей Матери и на используемых для богослужения и при паломничестве ее изображениях довольно часто рисовались хлебные колосья. Эта разновидность изображения Богоматери напоминает об античной «Хлебной матери» Деметре. Легко представить, что для крестьян в Новое время, независимо от этой символики, одеяние из колосьев олицетворяет собой просьбу об урожае.

Сноп колосьев был приношением Каина Богу (КАИН И АВЕЛЬ).

В религиозном искусстве зерно и виноградная лоза вместе символизируют евхаристические элементы, как на картинах Девы Марии с Младенцем (ДЕВА МАРИЯ, 13).

Виноград и зерно — евхаристические символы.

В религиозном искусстве зерно и виноградная лоза вместе символизируют евхаристические элементы.

Колосья пшеницы и грозди винограда — общеизвестные евхаристические символы, образы хлеба и вина святого причастия. Пшеница при этом указывает на человеческую природу Христа, — толкование восходит к Евангелию от Иоанна:

«Истинно, истиннно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
Ин, 12:24

Эмблематика
[править]

Октябрь (Scorpio, лат. — Скорпион). Разливание вина по бочонкам или сев зерна (сеятель берет зерно из своего фартука).

Сноп колосьев — атрибут: с сошником — персонифицированного Серебряного века (Века человечества); связанный — Согласия.

Иосиф и фараон — оба мечтали о зерне.

В аллегориях плодовитость обычно представлена растением мака, вследствие заключенного в нем огромного количества семян. Ее символами также может быть, помимо прочих, зерно ячменя (Керл-8).

Чаша, найденная в мешке с зерном, — Иосиф.

Иллюстрации
[править]

  • Сноп колосьев как символ плодородия и производительной силы — основной и высший символ Великих Элевсинских мистерий. (Барельеф.)

Литература
[править]

  • Усачева В. В. Одноимённая статья в SMES

Примечания и комментарии
[править]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: