Похищение Персефоны

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Похищение Персефоны; ~ Прозерпины
«Мет.», 5:385-424; «Фасты», 4:417-450

Дочь богини зерна Цереры, собирала цветы со своими подругами, когда её заметил Плутон. Воспылав неожиданно любовью (по Овидию, его поразил Купидон), — он умчал её на своей колеснице в подземное царство. Плутон изображается в своей колеснице, держащим за талию Прозерпину. Он черноволос, бородат и может быть коронован. Она заламывает руки, разодранное платье обнажает её грудь. Маленькие засранцы, как обычно, витают вверху, подруги разбегаются или наблюдают издали. Пламя Ада отражается на стенах пещеры, хотя, по представлениям греков, в Гадесе не было огня). Минерва, стоящая вместе с Афродитой и Дианой, кладет усмиряющую руку на плечо Плутона, собирающемуся в путь. (Эта особенность не упомянута Овидием и восходит к античному погребальному искусству.) Лошади по традиции черные, но не всегда изображаются такими.

В гомеровском гимне «К Деметре» рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мёртвых[1]. Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зёрнышко граната, чтобы та не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне её дочь треть года будет находиться среди мёртвых, а две трети с матерью, радость которой вернёт земле изобилие[2]. \\\ Согласно элевсинскому культовому мифу, Персефона, несмотря на то, что она попала в подземный мир, не должна была остаться в аиде, если бы не вкусила там зернышко граната. \\\ Поэтому она имела возможность проводить с другими богами лишь часть времени, а на треть года ей следовало возвращаться в аид. \\\ Бог загробного мира Гадес подарил гранат Персефоне (в знак нерасторжимости их брака), когда она решила вернуться на поверхность земли. Съев чудесный плод, Персефона обрекла себя проводить четыре месяца в году с Гадесом

  1. Hymn. Hom. V 1-20, 414—433
  2. 360—413

Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением. Ни дочь, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду - богу подземного царства.

Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид. Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери. Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель.

Боги, которые время от времени спускались к людям с Олимпа и заботились о них, стали просить Зевса сказать Деметре правду о Персефоне. Но узнав правду, мать еще больше затосковала по дочери. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на недавно поникших стеблях. Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть - с мужем. Так возникло чередование времен года.


  • Харменс ван Рейн Рембрандт "Похищение Прозерпины", 1632

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: