Поднятие Креста

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Распятие реально совершаемое римлянами, в ряде существенных моментов отличалось от любой из тех форм, в которых оно стало изображаться в живописи.

В отличие от Евангелий мистическая литература XIII—XIV веков («Размышления о жизни Христа» Джованни де Каулибуса, и «Откровения» Бригитты Шведской) детально (хотя и не всегда согласно) описывают приготовления к распятию. Пригвождение Христа составляет отдельный эпизод, изображаемый одним из двух способов. Христос либо пригвождается, лежа на земле, либо его поднимают и тогда прибивают к кресту уже стоящему in situ. Первый вариант более распространен и был воспринят на Западе от византийских образцов. Византийское руководство наставляет:

«Толпа иудеев и воинов изображается на вершине горы. Посреди нее на земле лежит крест. На нем тело Христа. Три воина держат его за веревки, привязанные к рукам и ногам. Другие приносят гвозди и забивают их молотком в его ноги и руки».

Другой тип встречается в раннем итальянском Возрождении и демонстрирует Христа на лестнице. Он находится уже в требуемом положении и палачи на лестницах, приставленных по сторонам креста, прибивают к нему раскинутые руки Спасителя. Поднятие креста с телом Христа относится главным образом к XVI—XVIII вв. и чаще встречается в живописи Северной Европы. Может присутствовать большая толпа зрителей и среди них Святые жены.

Ветхозаветный сюжет с Медным змеем воспринимался как прообраз «Поднятия». Так Христос говорит Никодиму:

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому».
Ин 3:14

00-00-000-000.jpg

См. также:

Распятие Христа

Медный змий


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: