Пигмалион

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Легендарный царь Кипра, влюбившийся в статую Венеры.

Символическая фигура влюбленного в своё произведение художника.

Мужчина, который формирует жену сообразно собственным представлениям.

Пигмалион сам с восхитительным мастерством вырезал из слоновой кости статую девушки столь совершенной красоты, что влюбился и никого более не мог представить своей супругой. («Мет.», 10:243- 297).

Он умолил Афродиту оживить его создание, чтобы его жена была столь же прекрасна, как созданный образ. Оживлённая статуя была наречена Галатеей (вне связи с нереидой).

Эта тема — источник вдохновения для многочисленных художественных разработок:

кантата Баха;

оперы Керубини и Рамо;

оперетта Зуппе «Прекрасная Галатея»;

пьеса Б. Шоу и мюзикл «Моя прекрасная леди»;

драма Руссо;

картина Э.Бёрн-Джонса и др.

Художники любят изображать момент оживления статуи. Её поза может повторять классическую Venus pudica (лат. — Венера целомудренная). Местом действия — дворец, ил и мастерская скульптора. Богиня Венера может парить вверху со своей свитой амуров и, возможно, Купидоном, готовым вот-вот выпустить свою стрелу.


Пигмалион - герой древнегреческой мифологии, правитель Кипра. Из слоновой кости он сделал статую прекрасной женщины. Пигмалион влюбился в нее и обратился с просьбой к Афродите оживить изваяние. Богиня не могла отказать несчастному влюбленному, и вдохнула жизнь в статую. Пигмалион назвал женщину Галатеей и женился на ней.


Луи Гауффер "Пигмалион и Галатея", 1797 г.


Жан-Леон Жером "Пигмалион и Галатея", 1892 г.


МНМ
[править]

Пигмалио́н — греч. Пygmalion

В греческой мифологии:

1)

легендарный царь Кипра (Apollod. III 14, 3). Жил одиноко, избегая женщин Кипра, торговавших своим телом. В своём уединении П. сделал из слоновой кости статую прекрасной женщины и влюбился в неё. Он обратился с мольбой к Афродите, чтобы богиня вдохнула жизнь в статую. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую; она стала женой П. по имени Галатея и родила ему дочь Пафос, ставшую эпонимом города на южном берегу Кипра, центра культа Афродиты. Миф связан с культом Афродиты (или Астарты), жрецом которой был П. (Ovid. Met. X 243 след.). По некоторым данным, П. тождествен с кипрским Адонисом-Пигмайем, возлюбленным Афродиты и персонификацией весны (Nonn. Dion. XXXII 212). По другой версии мифа, П. влюбился в изображение самой Афродиты (Clem. Alex. Protr. XLIV 32).

М. Н. Ботвинник

В изобразительном искусстве сюжет разработан Я. Понтормо, Ж. Б. Ванлоо, Ф. Буше, П. Пикассо и др., в скульптуре — Э. М. Фальконе. Литературные обработки сюжета: Ж. Ж. Руссо, А. Шлегель, У. Моррис, Б. Шоу, Р. Грейвс, Г. Кайзер, Е. А. Баратынский.


2)

Легендарный царь Тира, брат Дидоны (Элиссы). Убил мужа своей сестры Сихея (или Акербаса), чтобы завладеть его богатством, после чего Дидона бежала в Африку, где основала на земле Ярба Карфаген (Ovid. Fast. III 574 след., Verg. Aen. I 343 след.).

хххе́

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:



Литература
[править]

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии
[править]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: