Пеколс

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Пеколс, Пикулюс — Pecols, Pocols, Pocclus, Poccolus, Picullus, Pykullas

В прусской мифологии бог подземного царства и тьмы. Наиболее достоверно реконструируемая форма — *Pikulas; ср. др.-прус. pikuls, «чёрт»; латыш, pikuls, pikals, литов. pнktas, «злой, плохой»; peikti, «порицать, хулить»; pykti, «сердиться, гневаться»; paikti, «глупеть, дуреть»; paikas, «глупый», и т. п., а также праслав. *рькъlъ, «чёрт» (см. также Пекло), и др. На образ П. повлияли христианские представления о чёрте и аде-пекле. В списках прусских богов 16-17 вв. вслед за П. выступает Поколе (Pocols, Pocclus, Poccolus) — божество, наименование которого возникло путём взаимодействия имён *Pikul(a)s — П. и *Potols — Патолс (см. в ст. Патолс). Вторичное божество Поколc продолжает функции П.: cв «Constitutiones Synodales» (1530) Поколc и П. сопоставляются с римскими фуриями и Плутоном. Согласно «Судавской книжечке» (1563), П. — бог преисподней и тьмы, Поколc (Поклус) — летучие духи и черти или их божество. Для Поколса характерна тенденция к обозначению целого класса злых духов: у Бреткунаса (кон. 16 в.) — Pecolli, Pekelle, Pikoliuni, y M. Преториуса (17 в.) — кобольды и т. п. В списках богов П. и Поколc следуют за Перкунсом (Перкунасом) и, по-видимому, замещают Патолса, занимающего ту же позицию в других списках, что позволяет предположить изначальное единство Патолса и Пеколса-Поколса как божества подземного мира, повелителя мёртвых. По-видимому, в восточнобалтийской мифологии, помимо главных божеств преисподней — Велса, Велняса, — известен был персонаж, аналогичный П.: ср. обозначение злой души, чёрта в источнике 1573 — pikщlas, упоминание Преториусом П. как бога гнева и несчастья, вызывающего страх у людей (ему подвластен дух Дребкулис, производящий землетрясения), а также упоминания бога гнева в источниках 18 в. — Pikuls y Бродовского, Pikullus y Руига, современные местные литовские названия чёрта — pikcius, pikciukos. Появление горного божества Pihkols, Pihkals в сочинениях по латышской мифологии Я. Ланге и Г. Ф. Стендера (18 в.) объясняется смешением старого названия чёрта, злого духа, с латыш. pie-kalne, «предгорье».

Топоров В. Н., Заметки по балтийской мифологии, в кн.: Балто-славянский сборник, М., 1972; Krappe A. H., Pikuls. Ein Beitrag zur baltischen Mythologie, «Indogermanische Forschungen», 1937, Bd 50; Pisani V., Zu balt. Pikuls, там же; Buga К., Dievai Pikulas ir Patulas, в его кн.: Rinktiniai Rastai, t. 2, Vilnius, 1959.

В. В. Иванов, В. H. Топоров


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: