Парджанья

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Парджа́нья — др.-инд. Parjбnya — собств. «дождевая туча»

В древнеиндийской мифологии бог грозовой тучи и дождя. В «Ригведе» ему посвящено 3 гимна, а имя его упоминается около 30 раз. Парджанья слабо персонифицирован, в ряде случаев не отличим от тучи[1], в чём следует видеть глубокий архаизм. Парджанья появляется в сопровождении грома и молнии[2], он гремит и ревёт, как бык, изливает потоки дождя (его называют богом дождя и богом погоды), орошает оба мира, он связан с водой, источниками, его колесница полна воды. Громом он поражает демонов, злых людей, деревья и наводит ужас на всех; вместе с тем он предоставляет защиту[3], приносит мёд и молоко[4]. Наиболее тесно как атмосферное божество питары связан с богом ветра Вата[5]; несколько раз вместе с Парджаньей призываются и маруты. Функционально Парджанья весьма близок к Индре; в поздней литературе имя Парджанья иногда прилагается к Индре. В «Ригведе» есть упоминание о связи Парджаньи с Брихаспати, заставившим его излить дождь[6], и с Агни.

Как бог дождя Парджанья имеет непосредственное отношение к плодородию.

  • Он оживляет землю своими семенами (= дождём), производит скот и семена растений и выращивает растения, идущие в пищу[7];
  • он помещает семя не только в растения, но и в коров, лошадей, женщин [8];
  • Парджанья не раз сравнивался с такими символами производительной силы, как бык или буйвол[9].

По этой же причине Парджанью часто называют отцом. В частности, он отец Сомы[10], который возрастает благодаря ему[11]. Жена Парджаньи — Земля; в «Атхарваведе»[12] Земля называется матерью, а Парджанья — отцом. В этом отношении Парджанья аналогичен Дьяусу и может рассматриваться как действующее лицо архаичной мифологемы — бог грома и дождя оплодотворяет Землю. В более позднее время Парджанья выступает как один из 12 адитьев, как бог-хранитель, повелевающий тучами и дождём.

Роль Парджаньи в индуистском пантеоне крайне незначительна, что резко контрастирует с тем местом, которое занимал носитель соответствующего имени в древней индоевропейской мифологии.

В имени Парджанья скрывается название индоевропейского громовержца; ср. литов. Perkunas, латыш. Рerkons, слав. Реrunъ, др.-исл. Fjorgyn, хетт. Pirua-/Perua (ср. peruna «скала») и т. д.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология

Вата
Маруты
Индра
Брихаспати
Агни
Сурья
Сома
Дьяус
Адитьи
Перун
Перкунас

Гроза
Туча
Дождь
Гром
Молния
Бык
Буйвол
Мёд
Молоко
Семя
Земля

Литература
[править]

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Przyluski J., Deux noms Indiens du dieu du soleil, «Bulletin of the School of Oriental studies», 1931, v. 6, pt. 2, p. 457-60 < MNME

Примечания
[править]

  1. Ср. PB I 164, 51
  2. РВ V 83 и др.
  3. РВ X 169, 2
  4. РВ IV 57, 8
  5. РВ X 66, 10
  6. РВ X 98, 1
  7. PB V 83, 4-5; 10; VI 50, 12; 52,6; AB IV 15, 2-3, 15; VIII 7,21
  8. PB VII 102, 2
  9. Ср., в частности, мотив: буйвол, рождённый Парджаньей, приносит дочь Сурье
  10. РВ IX 82, 3
  11. РВ IX 113, 3
  12. АВ XII 1, 12

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: