Охотник

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Описание
[править]

охо́тник
—————————

Охотник. Миниатюра из Мирославова Евангелия (л. 95). 1180г. < SMES, с.350

Смотри:
[править]

Человек
Охота

Смотри также:


Дикая охота

———

Античность
[править]

Дионис Загрей олицетворяет «Великого охотника» и покровительствует ненасытному разгулу страстей[1].

Смотри также:
Дионис
Загрей

Славяне
[править]

Охотник — наряду с другими «знающими» (пастухом, музыкантом, мельником, кузнецом, пасечником и др.) лицо, которому приписывались магические способности.

По русским поверьям, чтобы успешно охотиться, нужно заключить договор с лешим: без его позволения охотник не только оставался без добычи, но и мог заблудиться, погибнуть. Охотник получал от лешего «особую статью», то есть заключал договор на определенных условиях, например не брать дичи больше, чем разрешал леший, приходить на охоту в определенные дни и пр. В противном случае леший наказывал охотника: хлестал верхушками деревьев, насылал на него болезнь. По договору леший загонял в силки дичь и пригонял под выстрел множество зверей, а охотник стрелял на выбор. Если охотник вынужден был заночевать в лесной избушке, он должен был попросить у лешего разрешения: «Пусти, хозяин, не век вековать, а одну ночь ночевать», в противном случае тот всю ночь пугал охотника или выгонял из избушки.

Чтобы охота была удачной, в течение всего сезона охотник должен был соблюдать ряд запретов и предписаний: не разговаривать со встречными людьми, не здороваться за руку, накануне охоты не вступать в половые отношения с женой, не упоминать на охоте о женщине, не называть некоторых животных по их настоящему имени, а использовать для этого табуированные имена, например, русские охотники избегали упоминать ворона и звали его «курицей».

Охотник владел магическими приемами охоты. На Русском Севере, собираясь на медведя, охотник брал с собой летучую мышь, веря, что медведь сам выйдет на него. Гуцулы перед охотой на медведя постились и молились. В Восточной Польше верили, что охотник будет удачлив в охоте, если весной поймает первую увиденную им желтую бабочку. Русские охотники для этой же цели носили в кармане сучок, на котором куковала кукушка. При отправлении на охоту имели значение приметы: если охотнику, идущему на промысел, встретились женщина или священник, дорогу перебежал заяц, перелетели ворон или сорока, то охота будет неудачной.

Чтобы ружье стреляло без промаха, а в силки попадала дичь, охотник прочитывал над ними специальные заговоры, а ружье смазывал медвежьим жиром или кровью, а также кровью ворона. Повсеместно считалось, что охотничьи снасти и ружье легко поддаются сглазу и порче. Например, если сказать: «Не стрелок стреляет, а черт мишень подставляет», ружье будет «испорчено». Известны многочисленные обереги, в том числе заговоры, защищающие орудия лова от сглаза и исправляющие причиненный вред. В частности, считалось, что не подвержено порче ружье, которое промывается водой, освященной в Великий Четверг, или в ствол которого положены рябиновые листья. Полагали, что ружье и снасти могут «испортиться», если через них перешагнет женщина, особенно в период месячных, а если по недосмотру такое происходило, орудия охоты окуривали освященными травами. Гуцульские охотники полагали, что, если убить вошь, оказавшуюся на ружье, из него уже никогда не попадешь в зверя.

У сербов охотник, убив волка, носили его или волчью шкуру по селу, заходя в каждый дом и выпрашивая дары. В символическом виде охота изображалась в болгарском обряде «заячья игра», в которой один из участников изображает охотника, а другие зайцев. При сватовстве невесты сваты часто представлялись охотниками, которые хотели бы поймать соколицу или куницу.

Согласно восточнославянским и польским быличкам, нечистая сила часто морочит охотника, представляясь ему в виде желанной добычи, например черт в виде зайца заводит охотника в чащу и с хохотом убегает или скрывается в дупле; в другом случае оказывается, что такого «зайца» не берут пули, а сам он, погрозив охотнику лапой, гонится за ним до самого дома. Сербы полагают, что на случай встречи с животным-оборотнем охотник должен иметь в ружье записку с оберегом или брать с собой черную собаку без единого светлого пятна. В быличках западных славян, особенно поляков, встречается мотив дикой охоты, заимствованный из западноевропейской мифологии: мимо человека, заночевавшего в лесу, с диким свистом и криками проносится на конях группа охотнтков в богато убранных одеждах — они оказываются или чертями, или душами тех охотников, которые так любили этот промысел, что охотились по воскресеньям, и поэтому после смерти вынуждены носиться по лесам, искупая свой грех.

Смотри также:
Колдун
Леший

Даосизм
[править]

Лао-цзы учил, что скачки и охота служат лишь для того, чтобы вводить в трепет сердце человека, таким образом подчеркивая, что опасность таится внутри нас, и она есть страсть и азарт[2].

Искусство
[править]

Охотник, обычно с луком и колчаном и часто с собаками.

~ перед оленем:
 — между рогов которого распятие — Свв. Евстафий или Губерт;
 — с оленем рядом с ним — Юлиан Госпиталит, Св.;
~, стремящийся вырваться, но удерживаемый обнаженной женщиной — Адонис и Венера;
~ созерцает обнаженную Диану или превращается в оленя — Актеон;
~, скорбящий над женщиной, пронзенной стрелой — Кефал и Прокрида.

Самка благородного оленя, защищенная от охотников святым — Жиль, Св..

Диана сама изображается в образе охотницы.

Охотящийся единорог — Дева Мария.

Охота на вепря — Мелеагр.

«На лесной поляне есть небольшое озеро, перед ним — человек, стоящий на коленях и вглядывающийся в водную гладь — символ внутреннего созерцания. На заднем плане — охотник на коне со сворой гончих в поисках своей добычи, олицетворяющий потакание собственным страстям, повторение уже пройденного пути, погоню за мимолётным, тягу к прежнему состоянию на „пути перевоплощения“, если воспользоваться индуистской терминологией». «Превращения» Лудовико Дольче

00-00-000-000.jpg Смотри также:
Олень
Единорог
Калидонская охота
Диана

Библиография
[править]

 — Левкиевская Е. Е., Охотник // SMES

Иллюстрации
[править]

• Охотник. Миниатюра из Мирославова Евангелия (л. 95). 1180 г.

Примечания и комментарии
[править]

  1. KERL — 15
  2. KERL — 58

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: