Оникс

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


ххх

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:

Минералы


Ониксом называют тонкополосчатые агаты, с чередованием прямых параллельных линий разного цвета бурые, темно-бурые и почти черные слои с белыми и желтыми. Чем разнообразнее, контрастнее и тоньше слои, тем ценнее камень.

Оникс — по-древнегречески по-гречески ноготь.

Тимур и Улугбек использовали мраморный оникс при строительстве величественных зданий, красивым зеленоватым ониксом облицованы стены и усыпальницы Тимуридов Гур-Эмир в Самарканде.

Арабы в древности приписывали ониксу мрачные свойства, называли «эльджазо» — печальный. А йеменские народы торопились скорее его сбыть: по их поверьям, этот камень напоминал глаза мертвой женщины.

Арабы именовали его «джазом», что в переводе означало скорбь или печаль.

В Китае к копям, хранящим ониксы, из-за «дурного предзнаменования» люди без надобности старались не приближаться.

Народы Греции и Кавказа относились к камню доброжелательно.

Редко используется в качестве амулета: он считается несчастливым камнем, поскольку способен вызывать беспокойство, кошмары, ссоры между друзьями.

В Индии оникс даже применяется для того, чтобы умерить любовный пыл, проявляемый любовниками, вступившими в незаконную или порочную связь. Оникс считался охлаждающим любовный пыл, если носить его на шее. Кардано пишет, что в Индии он повсеместно носился исключительно в этих целях.

Эта вера тесно связана с идеей, что камень провоцирует разногласия и разлучает любовников. Причиной тому, возможно, тесный союз и в то же время резкий контраст черных и белых его слоев.

Слоистое строение, лучистость, мягкость и мягкие тона его напоминали древним грекам строение ногтя.

На ониксе обычно вырезаются камеи.

Почитали этот самоцвет в Мексике и в Древней Индии, в странах Ближнего Востока и Средней Азии.

Поэты Востока сравнивали этот нарядный самоцвет то с глазами газели, то с очами возлюбленной. И не удивительно: камень красиво просвечивает на глубину трех-четырех сантиметров.

Исключительно красив желтовато-зеленый алжирский мраморный оникс, которым отделана балюстрада главной лестницы в здании Гранд-отель в Париже.

Мраморным ониксом облицована станция метро «Белорусская» в Москве.

Как только геологи нашли в одной из карлюкских пещер мраморный оникс, так припомнили легенду о богатом кладе, который неустанно стережет Спящий Дракон. Однажды эмир Бухарский выведал тайну подземных каменных богатств и захотел присвоить их, но дракон не пожелал отдать самоцветы в руки жадного эмира и обвалил своды подземных кладовых…

Мне удалось посмотреть в пещере Хашим-Ойык (Карлюкская Туркмения), как залегает мраморный оникс. Для этого надо было спуститься в карстовую полость на глубину около ста метров и очутиться во влажном мраке извилистых лабиринтов. Луч фонаря выхватывал из темноты сталактиты и сталагмиты, похожие на диковинных животных. Вон из тьмы надвигается массивное хоботное животное на толстых ногах — группа этих сталактитов именуется слоном, затем следует целый лес их, потом сад. Кажется, что по пещере прошел скульптор-чародей.

В «Лапидариях» пишется, что вид у оникса удивительный, вся окружность у него бела, как слоновая кость и мрамор. В армянской же рукописи говорилось, что… «имя ему слоймани, то есть слоистый, у него один слой белый, другой черный. Он очень тверд в работе. У франков пользуется большим уважением. Считалось, что оникс может добывать только чистый сердцем человек».

По одной из легенд, храм Соломона в Иерусалиме не имел окон, но оставался светлым даже при закрытых дверях. Это происходило потому, что стены храма были выложены из мраморного оникса, пропускавшего солнечные лучи.

А в Древнем Египте из него вырезали статуи, жертвенные плиты, стелы, сосуды для хранения ароматических масел, чаши, светильники и другую храмовую утварь.

Удивительно прекрасен один из светильников, найденный в гробнице Тутанхамона. Его ручки имеют вид иероглифов, обозначивших единение и вечность. Если в светильник залить масло и зажечь фитиль, на его стенках проступают изображения царя и царицы, гирлянды цветов и фигуры приближенных. Эффект достигается благодаря тому, что он выточен из двух кубков, вставленных один в другой, где рисунок вырезан на наружной стене внутреннего кубка. Другой светильник имеет форму цветов лотоса, ответвляющихся от одной подставки. Полагают, что он символизировал триаду почитавшихся в Фивах богов — Амона, Мут и Хенсу.

Бытовые и культовые сосуды из алебастрита назывались «алабастронами». В галерее ступенчатой пирамиды в Саккара было собрано несколько тысяч сосудов из оникса. В гробнице Аха из 653 каменных сосудов «алабастронами» были 609.

Стенки некоторых сосудов из Гиераконполя поражают тонкостью — они не толще ракушки или листа грубой бумаги. Сосуд почти прозрачен и кажется совсем легким. Но это обманчивое впечатление. Поднять такой «алабастрон» могут лишь несколько человек.

Примерно с пятого-четвертого тысячелетия до нашей эры оникс был известен жителям Месопотамии.

В Ассирию и Вавилон чудо-камень привозили из каменоломен побережья озера Урмия (Резайе). Там на склонах древнего вулкана Сагенда поднимающиеся из глубин термальные воды оставляют в трещинах осадок — натечные формы прекрасного просвечивающего зеленовато-желтого камня (так называемого тавризского мрамора).

Рельефными плитами (ортостатами) из тавризского мрамора были украшены стены дворцов в Кальху (IX век до нашей эры), в Куюнджике (VII век до нашей эры) и многие другие. В них запечатлены образы мифических существ, панорамы батальных и охотничьих сцен, восхваляющие подвиги и мощь военную ассирийских царей и покровительствующих им богов.

Ортостаты Двуречья, как и предметы искусства и быта Древнего Египта, — свидетельства высокого художественного мастерства древних народов, которые не просто разработали технику обработки мраморного оникса, но и сумели выявить богатейшие пластические возможности, таящиеся в этом камне.

«Алабастроны» всех оттенков — от молочно-белого до золотисто-коричневого, чаши, кувшины, двойные сосуды периода ранних египетских династий украшают залы Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Прекрасные образцы монументальных плит, некогда украшавшие стены ассирийских дворцов хранятся в Государственном Эрмитаже России.

У ацтеков доколумбовой Америки просвечивающий зеленовато-желтый оникс считался священным. Из него выделывали культовые сосуды. Древнеиндейское название оникса — «текали» — одновременно означает «храм». В Мексике одна из разновидностей этого самоцвета и в наши дни носит название текали-мрамор.

Зеленоватым, «впадающим в желтый отлив» ониксом облицован цоколь внутренних стен внутри мавзолея Гур-Эмир в Самарканде.

В некоторых средневековых церквах Европы — во Флоренции, в Болонье, в Равенне — до наших дней сохранились вставленные вместо стекол тонкие пластины из этого самоцвета.

По химическому составу мраморный оникс состоит из кальцита или арагонита. Оба минерала флюоресцируют под воздействием света. Крупнейшие месторождения алабастрита находятся в Алжире, Афганистане, Пакистане, Мексике, США. В СНГ месторождения мраморного оникса известны на Кавказе, в Средней Азии, на Дальнем Востоке. Одно из наиболее известных месторождений неподалеку от Еревана — Мармаршенское. Камень здесь тонкополосчатый, светлый с красивыми переливами в кремовых, желтых и розовых тонах, с хорошей просвечиваемостью. Залегает довольно мощными пластами.

Мармаршенским ониксом украшены некоторые станции Московского метрополитена — панно и световые щитки на станциях «Киевская», «Белорусская», «Динамо».

Из месторождений пещерного типа самыми известными являются, ранее упоминаемое Карлюкское и Кап-Котанское, многие гроты, залы, галереи покрыты натеками оникса и гипса. В пещере Кап-Котан оникс образует сталактиты, сталагмиты, корки.

В пещерах Южной Ферганы тоже нередко встречаются ониксовые сталактиты и сталагмиты. Среди них особенно красивы самоцветы чувашского и хайдарского типов — голубоватых, розовых и желтых оттенков.

Мраморный карлюкский оникс желтого, кремового, коричневого и медно-желтого цвета может служить эталоном поделочного камня; он обладает прозрачностью и слоистостью, что очень важно для облицовочного материала.

Но красота мраморного оникса зависит не только от его цвета и узоров, но и от степени просвечиваемости. Переливы света придают особую привлекательность камню и вырезанным из него поделкам.

В древности оникс шел на поделку и изготовление гемм, брошей, амулетов. В настоящее время его вставляют в кольца, браслеты, подвески и другие изделия. Широко возрождается интерес к нему и в оформлении интерьеров театров, дворцов культуры, выставочных залов и других общественных зданий.


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: