Нарцисс

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск
Микеланджело Меризи де Караваджо. Нарцисс. 1594-1596 г.

Нарцисс и Эхо

||| ???

Нарцисс, в мифологии

(Νάρκισσος) — красивый юноша из Фестий или Лакедемона, сын реки Кефисса и нимфы Лейриопы. На вопрос, какова будет судьба мальчика, Тиресий ответил Лейриопе, что он достигнет старости, если не увидит сам своего лица. О смерти Н. мифология сохранила несколько рассказов, из которых известнейший прекрасно передан Овидием («Metam.», III, 339—510). В жаркий день Н., никого никогда не любивший, нагнулся над чистым источником и увидел своё лицо: с того же момента он влюбился в себя и скоро умер, причем тело его обратилось в цветок.


Зеркало — любая водная поверхность. В древнегреческом мифе красавец Нарцисс, увидев себя отраженным в зеркально спокойной воде, влюбился в собственное отражение, и умер от тоски по самому себе.

Оно также связывалось с мышлением, поскольку мышление — для Шелера и других философов — является инструментом самопознания, так же как и отражением универсума. Это связывает символику зеркала с водой как отражателем и с мифом о Нарциссе; космос возникает как гигантский Нарцисс, рассматривающий свои собственные отражения в человеческом сознании. Так, мир как состояние прерывности, произведенное законами изменения и замещения, является действующей силой, которая создает этот квазиотрицательный, калейдоскопический образ появления и исчезновения, отражаемый в зеркале.


Юноша, смотрящийся в отражение в купальне, — Нарцисс.


АФРОДИИТА «в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения А.: согласно одной — поздней, она — дочь Зевса и Дионы (Нот. II. V 370); согласно другой (Hes. Theog. 189—206), она родилась из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология её имени „пенорожденная“ (от греч. „пена“) и одного из её прозвищ — Анадиомена — „появившаяся на поверхности моря“. Миф отражает древнее хтони-ческое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это её воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме „О природе вещей“ (I I-13). А. представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: „А. в садах“, „священносадовая“, „А. в стеблях“, „А. на лугах“. Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор (см. Горы) и нимф (Нот. II. V 338; Od. XVIII 194; Hymn. Horn. VI 5 след.). А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная („богиня гор“), спутница и добрая помощница в плавании („богиня моря“), то есть земля, море и горы объяты силой А. Она — богиня браков и даже родов (Paus. I 1, 5), а также „детопитательница“. Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия (Hymn. Horn. IV 7-33).


Помогая любящим, А. преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом).


Нарцисс в греческой античн» Человек, это прямо-таки Нарцисс, который всюду хочет видеть только самого себя" (И. В. Гете).

ой мифологии — сын бога реки Кефисоса в Беотии и нимфы Лириопы. Эта нимфа, чтобы посрамить свою соперницу — нимфу Эхо, сказала Афродите, что та бесплодна. Позже она была превращена в цветок, отличающийся холодной и как бы неживой красотой («Метаморфозы» Овидия).

(греч. Narkissos) - в греческом мифе сын речного бога (Кефисса) и нимфы, которому в грудном возрасте прорицатель Tиресий предсказал долгую жизнь, если он "никогда не увидит самого себя". Нимфа Эхо, лишенная богиней Герой языка и собственного суждения (в наказание за её болтливость), безмерно влюiбилась в него, но не смогла обратить на себя внимание; она превратилась в бесплотный голос. который мог повторять только чужие слова. Бессердечие прекрасного юноши Нарцисса навлекло на него гнев богини возмездия Немесиды, которая в отместку за это позаботилась, чтобы он испил из источника на горе муз Геликоне, при этом он увидел своё собственное отражение и влiбился в него. Не будучи в состоянии оторваться от созерцания своего отражения. он превратился (Овидий, Метаморфозы) в цветок, в нарцисс. 

Нарцисс — мужчина, который посмел нарушить, преступить границы чисто женской сферы: любовался собой в зеркале источника нимфы Эхо, и (по одной из мифологических версий) был поэтому убит для принесения в жертву во имя божества плодородия; как это произошло с фригийским Аттисом, менадой Пентеей и другими…

История красивого юноши и нимфы, влюбленной в него, но любовь которой осталась безответной. В грустном пересказе этого мифа Овидием («Мет.», 3:339-510). Эхо была осуждена богиней Юноной повторять лишь последнее слово того, что ей говорилось; Нарцисс, в наказание за пренебрежение Эхо, был осужден любить лишь своё собственное отражение и томился, глядя на себя в воду. По смерти своей он превратился в цветок, носящий его имя, а Эхо в скорби улетела, и с тех пор от нее не осталось ничего, кроме её голоса. Нарцисс часто изображается один, склоненным над краем озера или фонтана. У его ног цветы нарцисса. Или он лежит- мертвый у края воды, тем временем Эхо, бледная и похожая на привидение, на заднем плане горюет над ним. Этот сюжет встречается не только в живописи и скульптуре, но также в гобеленах стиля, известного как «millerfleurs», которому подходит сам цветок. В Древнем мире считалось, что душа человека содержится в его отражении и что оно является предзнаменованием смерти. Для греков, таким образом, участь Нарцисса была очевидна.

Царство Флоры. Овидий рассказывает о царстве Флоры — даре Зефира, который она наполнила цветами. Пуссен изображает её в танце, грациозно парящей и разбрасывающей цветы. Вокруг нее те фигуры из мифа, которые, когда умерли, превратились в цветы. Аякс (который превратился в дельфиниум [белый цветок с красноватым оттенком, похожий на гиацинт. — А. М.] '- гвоздика на картине Пуссена «Сад Флоры», Дрезден) изображен бросающимся на свой меч — он обезумел и покончил с собой после того, как лишился доспехов убитого .АХИЛЛЕСА («Мет.», 13:382-398). НАРЦИСС склоняется над своим отражением в источнике. Клития (которая стала подсолнухом, то есть, вероятно, ноготками (см. ПОДСОЛНУХ), у которых такое же, как у подсолнуха, свойство) пристально смотрит в безнадежной любви на бога-солнце, поворачивая свою голову, чтобы следить за его каждодневным шествием по небу («Мет.», 4:256-270). Гиакинт поднимает руку к своей раненой голове (см. АПОЛЛОН, II). Адонис (анемона) со своим копьем и охотничьими собаками отодвигает в сторону плащ, чтобы открыть своё раненое бедро (ВЕНЕРА, 5). Крокус и Плющ — красивый юноша и нимфа — склоняются в одну сторону: за своё нетерпение он превратился в цветок, который носит его имя, или в тисовое дерево.

Психология

себялюбие

Любование Нарцисса собственным отражением в воде, по мнению Ж. Башляра, представляет собой сублимацию стремления к идеалу … неизбежно связанную с надеждой. Потому и богиня подземного царства носит корону из нарциссов: в царстве мертвых происходит сублимация ego всех тех, кто не смог освободиться от него на земле.

Иоахим Гаскет рассматривает миф о Нарциссе как первобытную иллюстрацию не полового, а космического уровня, комментируя его в том смысле, что «мир — это гигантский Нарцисс, углубленный в самосозерцание», так что Нарцисс — лишь второстепенный символ этого самосозерцающего, интровертированного и самодостаточного само- бытия (цитировано по Башляру, 2).

О Двусмысленный серый цвет означает бессилие и подавленность, но также эгоизм, отказ от обязательств, нарциссизм, а в снах — чрезмерное безразличие, скуку, холодность, потребность в покое.

Эмблематика

Нарцисс, мифологическая сцена.

Символ самовлюбленности, «которая ведёт нас к погибели.» [EMSYI, таб.1-12, с.110]


Сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, Нарцисс отверг ее страсть. От горя Эхо высохла так, что от нее остался только голос. Отвергнутые Нарциссом женщины потребовали наказать его. Богиня правосудия Немесида вняла их мольбам. Возвращаясь с охоты, Нарцисс заглянул в незамутненный источник и, увидев в воде свое отражение, влюбился в него. Он не мог оторваться от лицезрения самого себя и умер от любви к себе. На месте его гибели вырос цветок, названный нарциссом.


Карл Павлович Брюллов "Нарцисс, смотрящий в воду", 1819


Микеланджело Меризи де Караваджо "Нарцисс", 1596


Никола Пуссен "Эхо и Нарцисс", 1628-1630 г.


Лемуэн Франсуа (1688-1737) "Нарцисс"


Джон Уйльям Уотерхауз "Эхо и Нарцисс", 1903


МНМ
[править]

Нарцисс, Наркисс — греч. Narkissos

В греческой мифологии прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы (вариант: Лириоэссы, Eustath. I 1). По наиболее распространённой версии мифа, родители Н. вопросили прорицателя Тиресия о будущем ребёнка и получили ответ, что Н. проживёт до старости, если никогда не увидит своего лица. Н. вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, Н. отверг её страсть. От горя Эхо высохла так, что от неё остался только голос. Отвергнутые Н. женщины потребовали наказать его. Богиня правосудия Немесида вняла их мольбам. Возвращаясь с охоты, Н. заглянул в незамутнённый источник и, увидев в воде своё отражение, влюбился в него (см. рис.). Он не мог оторваться от лицезрения самого себя и умер от любви к себе. На месте его гибели вырос цветок, названный нарциссом (Ovid. Met. III 341—510; Paus. IX 31, 7). Этот этиологический миф возник, чтобы объяснить происхождение распространённого в Греции красивого, но холодного цветка. Судя по имени героя, миф о Н. догреческого происхождения; народная этимология сблизила имя Н. с греч. глаголом narkao, «цепенеть», «столбенеть», и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа. В вариантах мифа версия о нимфе Эхо не упоминается. Стремясь осмыслить миф рационалистически, историю Н. излагали следующим образом: у Н. была любимая сестра-близнец. Когда девушка неожиданно умерла, тоскующий без неё Н. увидел своё отражение в источнике и, приняв его за образ сестры, стал постоянно глядеть в воду и умер от горя (Paus. IX 31, 8). Известен вариант мифа о смерти Н., посланной ему в наказание за то, что он отверг любовь юноши Аминия, из-за этого покончившего с собой. Н. влюбился в собственное отражение и, понимая безнадёжность этой любви, закололся. Из капель крови Н. выросли нарциссы. Вероятно, Н. — древнее растительное божество умирающей и воскресающей природы (цветок нарцисс упоминается в мифе о похищении Персефоны; его возлагали на умерших). Возникновение же мифа связано с характерной для первобытной магии боязнью древнего человека увидеть своё отражение (отражение является как бы двойником человека, его вторым «я», находящимся во вне).

M. H. Ботвинник

  • Нарцисс. Караваджо, 1598-99 гг. (Рим, Национальная галерея Античного искусства )
  • Нарцисс и Эхо. Джон Уильям Уотерхаус
  • Нарцисс
  • Нарцисс
  • Эхо и Нарцисс. Никола Пуссен, 1628-30 г. (Париж, Лувр)
  • Нарцисс, смотрящий в воду. Карл Брюллов, 1819 г. (Санкт-Петербург, Русский музей )
  • Нарцисс и Диана. Габриэль Групелло, 1680-85 г. (Брюссель, Бельгийский королевский музей высоких искусств)

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: