Навь

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Навь — др.-рус. «навь» < слав. *navь < индоевроп. *naHu- — вид погребального обряда

В славянской мифологии воплощение смерти, первоначально связанное, по-видимому, с представлением о погребальной ладье (индоевроп. *naHu-), на которой плывут в царство мертвых. Общеславянским является также представление о навьей косточке, которая считается причиной смерти и сохраняется в разлагающемся трупе:

старочеш. kost nбvnб,
чеш. nбvni kost
ср. литов. navi-kaulis — навья косточка"; латыш. naves celins — роковой знак на лице ребенка; — свидетельства балтославянских истоков этого представления.

Родственное Нави имя самостоятельного божества — Nya в списке польских богов у Я. Длугоша (XV в.), отождествляемый с римским Плутоном. У других славянских народов к представлениям о Нави восходят целые классы мифологических существ, связанных со смертью:

украинские навки, мавки,
болгарские нави — злые духи, двенадцать колдуний, которые сосут кровь у родильниц.

В «Повести временных лет» эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам, скачущим на невидимых конях по улицам: «навье бьют полочаны». У восточных славян существовал особый Навий день, день поминовения умерших, позднее приуроченный к последнему четвергу великого поста (укр. Навский велик-день, Мавський велик-день, Мертвецький велик-день; соответствующий день в балтийской традиции приходится на осень — см. в ст. Велс).

Моровое поветрие в Полоцке в 1092г.: «Тем и человеци глаголаху, яко навье бьють полочаны». Миниатюра Радзивилловской летописи XV в. — Из кн.: Памятники литературы Древней Руси. XI — начало XII века. М., 1978. < SMES, с.311 См. также:

Славянская мифология

Плутон
Велс

Черновые материалы
[править]

Навы — древние мифические существа, насылавшие смерть; мертвец.

Нава у славян означало ещё лодку и могилу, что указывает на древний обряд похорон в ладье.

В древних текстах Ветхого Завета, в повести о Петре и Февронии это слово употребляется в значении могилы.

В ряде мест Болгарии навы удержали древнее значение духов болезни и смерти.

В Македонии нави — существа, мучащие женщин при родах.


— южнославянские, украинско-карпатские и украинские мифологические персонажи — души некрещеных младенцев, мертворожденных детей (иногда — души женщин, умерших в родах). Названия типа «нави» восходят к древнерусским словам навь, навье и др., обозначающим мертвых и их мир: «из навии въскрьсе», «навьмь мъвь тво-рять», «приходили к намь навья мыт-ся». «Нави» упоминаются в «Повести временных лет» (под 1092 г.) в рассказе о происшествии в Полоцке, который подвергся ночному нападению «навий» (названных здесь «бесами»), избивающих жителей и оставляющих на их телах смертоносные язвы. Южнославянские «нави» чаще всего имеют орнитоморфный облик (птенцы, цыплята, большие черные птицы и др.), выдают свое присутствие характерным писком или свистом, ведут себя агрессивно по отношению к людям; главная их злокозненная функция — нападать на свою мать и на рожениц, мучить их в течение 40 дней после родов, высасывать у них молоко, лишать сна, насылать болезни, душить детей, выпивать кровь у новорожденных и их матерей; нападать на пастухов и конюхов по ночам, выпивать молоко у овец и коров и т.п. В украинских Карпатах, а также спорадически в других регионах Украины за этими именами закреплены два основных персонажа: в детском и женском обличьях. Гуцульские нявки — души некрещеных младенцев (см. Дети некрещеные), мертворожденных детей, а также детей, убитых своими матерями непосредственно после рождения; они нападают на детей и женщин, сосут у них кровь, душат женщин. Украинские мавки — некрещеные младенцы или дети, уворованные вскоре после рождения дьяволом; они живут в лесах, а на Пасху собираются на крестный ход к церкви и просят себе креста. В отличие от южнославянских навий и гуцульских нявок у украинских мавок «вампирские» функции не выражены. В украинских Карпатах и на Украине теми же именами могут обозначаться женские персонажи, приближающиеся как к восточнославянским и карпатским русалкам, так и к болгарским русалиям. Они появляются чаще всего на троицкой неделе или в Петров пост; танцуют и вытаптывают траву; приглашают к себе на игрище овчара, который играет для них на сопелке; они обитают в воде и могут затащить туда человека, решившего в это время купаться; насылают засуху, вихри, болезни. На восточнославянской территории область распространения мифонимов типа «нави» непосредственно примыкает к обширной зоне бытования хро-нонимов Навский (Намский) четверг, Навская Паска. На Украине и в Белоруссии этот хрононим относится к Страстному четвергу (редко), а обычно — к четвергу пасхальной недели и обозначает поминальный день, когда люди совершают характерные поминальные действия на могилах (убирают, чистят, оставляют там еду, угощают нищих и т.п.). Иногда Страстной и пасхальный четверги, у восточных славян называемые «Навскими», посвящались непосредственно «мавкам» и «нявкам». Например, на юго-западе Брянщины, если в доме был ребенок, умерший некрещеным, то в память о нем в Страстной четверг устраивали обед. В Харьковской губ., а также в других местах, четверг пасхальной недели назывался Мавский велыкдень (т.е. был производным от украинского названия мифологического персонажа мавка). Мавки —души умерших некрещеными детей — выходили в это время из воды и оставались на земле до Преполовения или до Троицы. В этот день устраивали семейные поминки по умершим детям. Например, на Витеб-щине в пасхальный четверг, называемый Навское воскресенье, «нужно было сварить столько белых яиц, сколько в семье было умерших детей, и съесть их на открытом месте, покатав предварительно по траве, чтобы невинные дети с высоты неба видели и благословляли помнящую их семью». Лит.: Агапкина Т.А. О тодорцах, русалках и прочих навях // ЗшсНа ту1Ьо1о§1са 51а-У1са. ЦиЫ]апа, 1999. № 2. Т.А. Агапкина Моровое поветрие в Полоцке в 1092 г.: «Тем и человеци глаголаху, яко навье бьють поломаны». Миниатюра Радзивилловской летописи XV в. < SMES


Литература
[править]

  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Eckert R., Zum Problem der baltisch slawischen Sprachbeziehungen, "Zeitschrift fьr Slawistik., 1972, Bd 17, H. 5 < MNME
  • Соболевский, проф., Статья // Русский Филологический Вестник. 1890
  • Матов, проф., Верзиулово коло и навите // в «Болгарском Прегледе», 1895, кн. 9—10

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: