Навуходоносор

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Nabu-kudur-usur – Набу! защити корону! — имя вавилонских царей.

Наиболее знаменит Навуходоносор II (605—562), сын Набополассара. В его многочисленных надписях он лишь изредка касается военных подвигов, которые живописует Библия и классики. Завоевателем по призванию Навуходоносор не был: все его войны – дело необходимости и самосохранения; не слышно и о таких жестокостях, какими запятнали себя ассирийские цари. Все военные походы имели одну цель — укрепление новорожденного государства, в границах прежней Ассирии, для чего было необходимо прогнать из Сирии египтян. Поражение Нехао при Кархемите (605) отдало Азию в руки Вавилона до "потока Египетского". В войске вавилонян были и греки, напр., брат поэта Алкея. Попытки египтян "вернуть" Сирию, путем составления коалиции местных царьков, повлекли разрушение Иерусалима и Храма, вавилонский плен (587) и опустошительный поход Навуходоносора в Египет, до нубийской границы (568). Египетские памятники (надписи Неса-Гора, Лувре) сообщают, будто он был всё же разбит; во всяком случае, Египет не был покорен, как и Тир, которого не удалось взять, несмотря на длгую осаду. Пришлось заключать договор. Вместе с Сиэннесием Киликийским был третейским судьей в споре между Астиагом и Алиаттом (585). Гораздо больше свидетельств о мирных деяниях. Своим восстановлением в качестве столицы мира обязан ему Вавилон. Он закончил начатые отцом укрепления, сделав город неприступной крепостью (выстроил с восточной стороны стену из асфальта и кирпича, выкопал ров и громадный водоем). Особо хвалится Навуходоносор постройками в храмах Эсагиле и Эзиде, называя себя "восстановителем" главных национальных святилищ. Кроме любимого Вавилона, в котором постоянно жил, он не забывал и других городов: Борсиппы, Ура, Сиппара, Куты, Эреха, Дильбата и др., реставрировал в них храмы, возводил укрепления, о чём говорят найденные там надписи. Выстроил новый царский дворец, более соответствовавший величию монархии. Его молитвы к Мардуку, носят совершенно монотеистический, "библейский" колорит.

Роль разрушителя "града Божия" и Храма сделали его имя было предметом ужаса и отвращения. У пророков (Исаия, 14; Даниил, 4) он — олицетворение непомерного самомнения, бич Божий, "полагающий вселенную всю пусту". Этот взгляд перешел и в последующую литератур.

Литература
[править]

  • Надписи времен Навуходоносора собраны и изданы Штрассмайром: Коллекция: Babylonische Texte (вып. 5—6); пер. на нем. в Keilinchr. Bibliothek (III, 2, 10—71) < BREF
хххе́

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:



Литература
[править]

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии
[править]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: