Михаил, архангел

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск



→ Авраам / Даниил / Моисей / Смерть Девы Марии / Апокалипсис /

Чудо в Хонах
Архангел

атрибут -- пламенеющий меч главное дело -- охрана Эдема: паралель с пламевидным мечом Кощея, стерегущего клады.


Ангел-хранитель еврейского народа (Дан 10:13,21),

Его корни, по-видимому, лежат в религии Древней Персии, пантеон которой был разделен надвое — свет и тьму или добро и зло, которые находились в постоянном конфликте с богами тьмы.

Имеет параллелизм с образами других религиозных систем и особенно с Меркурием.

• Мотив взвешивния душ умерших (психостазис), чтобы измерить их истинные заслуги имеет аналогии в греческой и египетской религиях. Например одной из обязанностей Гермеса было взвешивание на весах души античных героев.
• Многие места, выбранные для посвящения Св. Михаилу (обычно на вершинах гор и холмов) известны как места святилищ или храмов Меркурия.
• Резная гемма (первые годы правления Константина) изображает Св. Михаила с классическими атрибутами Меркурия — кадуцей и крылатый петас.

Христианство

Принят как святой предводитель воинствующей Церкви.

«И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона (…) И низвержен был великий дракон, древний змий (…)». (Ап. 12:7-9). Восходящая к дохристианскому источнику цитата объясняется Церковью в категориях христианского конфликта — Христос против Антихриста — и изображала Михаила побеждающим дьявола.

Изображается держащим весы с человеческой душой на них в виде обнаженной фигурки на каждой чаше. Одна из них тяжелее другой, что отличает праведника и грешника. Популярный мотив показывает демона, исподтишка тянущего одну из чаш весов.

Облачен в кольчугу и вооружен щитом, мечом и/или копьём. Имеет крылья, что позволяет различать его с другим драконоборцем — Св. Георгием. Сатана в получеловеческом или драконьем обличий попирается или побивается святым.

Как взвешиватель душ часто занимает центральное место в сценах Страшного Суда.

Образ широко распространен в религиозном искусстве, особенно в церквах, посвященных Св. Михаилу.

ххх[править]

Св. Михаил. Имя архангела Михаила означает «уподобленный Богу». Христианская традиция описывает его, как стоящего во главе сонма ангелов небесных, как покровителя еврейского народа и как защитника церкви в христианских странах. Бог наделил Михаила огромными привилегиями. Именно он протрубит в трубу в судный день: «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15:52). Именно он уполномочен взвешивать на весах бессмертные души, когда мертвые восстанут из могил: «…ты взвешен на весах и найден очень легким» (Даниил 15:27). Он не только является покровителем еврейского народа, но и защищает христианский мир от старого врага, князя тьмы.

В эпоху Возрождения было создано много образов Св. Архангела Михаила. Его неизменно изображали молодым и красивым. На нем чаще всего блестящая кольчуга, а в руках у него меч, копье и щит. От его плеч исходят великолепные крылья. Иногда на его голове корона, украшенная драгоценностями. Чаще всего он запечатлен в сражении с сатаной, который представлен змеем, драконом или демоном. Это относится к драматическому описанию, данному в Откровении Св. Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7—9). Существуют изображения Михаила, взвешивающего на весах души людей.

Св. Михаил часто присутствует на картинах на ветхозаветные темы, такие как жертва Исаака, Моисей и горящий куст, а также вместе с Иисусом Навином в Иерихоне или в сцене порицания Давида. Архангел Михаил играет важную роль в легендах о Деве Марии, и именно он был послан известить Марию о приближении ее кончины.

архангел Михаил — как воитель при опустевшем гробе Господнем против драконов по имени Люцифер и Уриэль


Перенос информации из статьи «Михаил»
[править]

Михаил — евр. maikael, греч. Mixanl

В иудаистической, христианской, а также мусульманской (см. Микал) мифологиях великий ангел, архангел (см. рис.). Народная этимология даёт осмысление имени М. как «кто, как бог?». Имя это засвидетельствовано у семитских народов в древности.

В Ветхом завете М. выступает как «князь» еврейского народа («князь великий, стоящий за сынов народа»; Дан. 12, 1), защищающий народ от соперничающего «князя» (то есть ангела) «царства Персидского» (10, 13 и 21), и как «архистратиг», предводитель небесного воинства в окончательной эсхатологической битве против сил зла (12, 1). В последней функции он выступает и в Апокалипсисе (12, 7), где сражается с драконом (дьяволом, сатаной), что можно рассматривать как вариант древнего змееборческого мифа (см. Змей). См. рис. В апокрифической эсхатологической литературе он изображается борющимся с ангелом зла Самаэлем (в более поздней традиции — с сатаной); вражда между ними началась с того момента, когда Самаэль, низвергнутый с небес, ухватился за крылья М., чтобы увлечь его в преисподнюю, однако М. был спасён богом (см. рис.).

Агадическая традиция приписывает М. роль защитника: он спасает Авраама (а также трёх отроков) из огненной печи, выводит Лота из обречённого Содома, спасает от смерти Исаака, поставив на его место барашка, является предводителем израильтян в пустыне во время их исхода из Египта и др.

Помимо миссии воинственного заступничества М. выступает в роли ангела милосердия и просителя людей перед богом. Он является также «ангелом предстояния», стоящим вместе с Гавриилом перед троном божьим (кн. Еноха 9, 1; 40, 2; 90, 22; Таргум Иов 25, 2). Здесь, как и в функции предводителя и заступника, образ М. сливается с Метатроном, а в функции вестника (он сообщает Аврааму о пленении Лота, о рождении Исаака и др.) — с Гавриилом. Как предстоящий перед троном он является одновременно ангелом-писцом, заносящим имена праведников в книгу, а также ангелом — хранителем таинственных письмен, и среди них — магических слов, которыми были сотворены небеса и земля (ср. кн. Еноха 60, 12). Отсюда его функция учителя. М. посвятил в чудеса мироздания Адама и Сифа («Апокалипсис Моисея» 3, 13), научил Адама земледелию, а Авраама богопознанию, он же был учителем Моисея, которому на горе Синай передал скрижали Закона. Здесь проясняется функция М. как посредника между богом и людьми. М. выступает также в роли психопомпа — проводника душ, которые он сопровождает к воротам небесного Иерусалима, помогая им их открыть, или же стоит со своей ратью у этих ворот, разрешая вход праведникам (эфиопский «Апокалипсис Варуха» 9, 5). М. было поручено взять душу Авраама («Завет Авраама» 19), он же «говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле» (Иуд. 9 и др.).

В христианской традиции он несёт в облаках тело усопшей богоматери. В православной традиции М. играет гармонирующую с исконной ролью учителя роль культурного героя, обучающего людей скотоводству, хлебопашеству и ремёслам (ср. иконографию святых Флора и Лавра с конями, уздечки которых держит архангел М., клейма на иконах «Собора архангела М.»).

Образ М. широко представлен в искусстве, в частности в древнерусском (считался покровителем князей и ратной славы).


Лит.: Lьken W., Michael, Gцtt., 1898.

M. Б. Мейлах


[Мифы народов мира. Энциклопедия: Михаил, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 5171 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 161 Словарь)]


Иллюстрации
[править]

Архангел Михаил. X в. (Собор Св. Марка, Венеция) Аньоло Бронзини. Фрески Капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккьо (Флоренция): архангел Михаил. 1540—1541 гг. Ханс Лей Старший. Изгнание падших ангелов. Битва архангела Михаила с Люцифером. Ок. 1500 г. Архангел Михаил, поборающий Люцифера в образе дракона. В. Ауэр «Легенды о святых». 1890 г. Архангел Михаил, побеждающий дракона Ангел с ключом (фрагмент картины А. Дюрера) Архангел Михаил Архангел Михаил Богоматерь с Младенцем и архангелы Михаил и Гавриил Архангел Михаил Архангел Михаил Архангел Михаил Архангел Михаил с деяниями Архангел Михаил Архангел Михаил Архангел Михаил Архангел Михаил Архангел Михаил Архангел Михаил с деяниями Архангел Михаил. Царские врата Архангел Михаил Архангел Михаил Архангел Михаил Архангел Михаил и Св. апостол Андрей Первозванный Архангел Михаил Архангел Михаил. Деисус Архангел Михаил Архангел Михаил с деяниями Архангел Михаил Архангел Михаил, предводитель небесного воинства с деяниями Архангел Михаил небесный воевода Архангел Михаил Архистратиг Архангел Михаил Архистратиг Архангел Михаил Архангел Михаил Архистратиг Архангел Михаил Архистратиг Архангел Михаил Архангел Михаил Архангел Михаил Архангел Михаил Архангел Михаил Архангел Михаил Архангел Михаил Явление архангела Михаила Иисусу Навину Архангел Михаил и Иисус Навин Чудо архангела Михаила в Хонах Архангел Гавриил из Благовещения


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: