Мвари

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Мвари — «отец», «породивший»
али
Мнвали
Унвали
Моари
Moали
а

В мифологии народов группы шона (междуречье Лимпопо и Замбези) божество, предок-громовник (аналогичен Мулунгу, Калунге). Согласно мифам, М. живет на горе предков, в пещере, в месте погребения предков. М. — податель дождя (типичная для предков функция), может покарать засухой. М. приносят в жертву черный скот (черный — ритуальный цвет дождя). Посредниками между М. и людьми являются предки и цари. Он произвел людей на дне озера Дзивоа, затем первые люди породили в подземных водах человечество и растения. М. как предок, выступающий в роли культурного героя, сопоставим с другими культурными героями-предками — с Мукуру (у гереро), Моримо (у суто), Ункулункулу (у зулу). Однако он уже в значительной мере обожествлен, стоит в центре организованного культа (что соответствует относительно высокой организации общества у шона, создателей государства Мономотапа). Согласно представлениям шона, земля принадлежит М., а управляет страной от имени М. вождь. Первый вождь племени произошел от М. По одному из мифов, во главе народа по воле М. стал самый добродетельный из его сыновей — Чилуме, он получил от М. барабаны предков. Чилуме действует соответственно приказаниям М.

М. характеризуется иногда и как мифологический трикстер. Согласно одной версии, М. (Мнвали) попросил у человека по имени Кхари одеяло. Тот отказал М., но не смог прогнать его из своего дома. Когда же Кхари сжег свою хижину, он услышал голос М. с дерева; приказал срубить дерево, голос М. раздался с крыши соседнего дома. Затем М. «вошел» в одного быка, принадлежащего Кхари, и бык стал разговаривать. Четверо юношей по распоряжению Кхари убили быка, но его мясо не поддавалось жарке. И вдруг они увидели, что мясо, кости и шкура быка поднялись в небо, и услышали, как М., засмеявшись, сказал: «Я получил больше, чем одеяло».

Лит.: Bullock Ch., The Mashona, Cape Town, 1927, Hall R. N. and Neal W. G., The ancient ruins of Rhodesia (Monomotopae imperium), 2 ed., L., 1904, Pettersson O., Chiefs and gods Religious and social elements in the South Eastern Bantu kingship, Lund, 1963, Sicard H. von, Ngoma Lungundu Eine afrikanische Bundeslade, Upsala, 1952.

E. С. Котляр


[Мифы народов мира. Энциклопедия: Мвари, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 4959 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 128 Словарь)]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: