Марсий

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


ххх

Основные значения:

Хусепе да Рибера. Аполлон и Марсий. 1637 г.

См. также:




Марсий — греч. Marsuas

В греческой мифологии сатир или силен, сын Эагра, родом из Фригии. Древнее божество круга Кибелы, вытесненное Аполлоном. По мифу, М. подобрал флейту, брошенную Афиной (богиня бросила флейту, так как увидела, как безобразно раздуваются её щёки при игре) (Paus. I 24, 1). См. рис. В игре на флейте М. достиг необычайного мастерства и, возгордясь, вызвал на состязание самого Аполлона. Дерзкое соперничество кончилось тем, что Аполлон, играя на кифаре, не только победил М., музыка которого отличалась чисто фригийским экстатически-исступлённым характером (флейта с бубнами, трещотками и пр. сопутствует оргиям Кибелы и Диониса), но и ободрал с несчастного кожу (Myth. Vat. I 125; II 115). По преданию, кожа М., содранная с него богом, висит во Фригии, в Келенах, у истоков реки Меандр (Herodot. VII 26; Xenoph. Anab. I 2, 8); при звуках флейты кожа начинает шевелиться, но недвижима при звуках песен в честь Аполлона (Ael. Var. hist. XIII 21). M. был оплакан нимфами, сатирами и лесными родичами. Его кровь превратилась в одноимённый поток (Ovid. Met. VI 382—400), его флейта была унесена этим потоком в реку Меандр, выброшена из воды в Сикионии и принесена в дар Аполлону (Paus. II 7, 9). В мифе о состязании Аполлона и М. отразился начальный этап борьбы божеств-антагонистов Аполлона и Диониса.


Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 395—399.

А. Ф. Лосев


В античном искусстве (вазопись, геммы, рельефы) популярны сюжеты — «М. подбирает флейту, брошенную Афиной», «состязание Аполлона и М.» и «наказание М.», в европейском изобразительном искусстве — «состязание Аполлона и М.» (П. Перуджино, Я. Тинторетто) и «наказание М.» (Б. Перуцци, Рафаэль, А. Бронзино, Дж. Вазари, Аннибале Карраччи, П. Веронезе, Г. Рени, Я. Гверчино, Дж. Тьеполо, Я. Йорданс и др.).


В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу[1]. «Мет.», 6:382-400; «Фасты», 6:703 — 708; Филострат Младший «Картины», 2). Марсий (сатир, один из свиты Бахуса) был искусным флейтистом [точнее, исполнителем на авлосе. — А. М.]. Инструмент этот изобрела Минерва, но выбросила его. когда увидела, что другие боги стали смеяться над тем, как надуваются ее щеки при игре на нем. Она прокляла его, и Марсий, нашедший и подобравший его, стал невинной жертвой этого проклятия. Аполлон, рассердившийся на возгордившегося своим искусством Марсия, вызвал его на музыкальное состязание: флейта против лиры. Победителю представлялось право избрать наказание для побежденного. Поскольку судьями были музы, победителем, само собой развеется, был признан Аполлон. Наказание он выбрал ужасное: привязал Марсия к сосне и с живого содрал кожу. По Овидию, река Марсий во Фригии образовалась из слез, пролитых другими сатирами об умершем Марсий. Как-то сатир Марсий вызвал его на состязание, и Аполлон победил, но не удовлетворился этим, а обезглавил соперника.

  • Аполлон и Марсий — Музыкальное состязание и скальпирование обычно изображаются как отдельные сцены, (а) Состязание. Марсий (обычно без традиционных черт козлоногого сатира) играет на своей дудочке, тем временем Аполлон, стоящий поблизости, высокомерно на него взирает. Здесь же лежат его лук, колчан и стрелы. Или, иначе, Марсий наблюдает, как Аполлон играет на своем инструменте. Традиционный двойной авлос Марсия в XV—XVI веках может превратиться в сиринкс, шалмей или, реже, в волынку, но всегда это духовой инструмент того же рода. Классическая античность и Ренессанс наделяли символическим значением два рода инструментов: спокойное, невозмутимое звучание струенных инструментов воспринималось как имеющее духовно возвышающее воздействие, в то время как грубый, вульгарный звук язычковых духовых инструментов возбуждал низменные страсти. Более того, язычковый инструмент был традиционным фаллическим символом. Таким образом, эта тема была аллегорическим выражением на языке музыки противопоставления интеллектуального начала эмоциональному, (б) Скальпирование Марсия. Эллинистическая статуя из Пергама (Капитолийский музей, Рим), множество раз копировавшаяся в эпоху Ренессанса, изображает Марсия, с которого вот-вот будет содрана кожа, подвешенным за руки и за ноги к дереву. В живописи Ренессанса и более позднего времени один из свиты Аполлона приставляет к телу Марсия нож, в то время как Аполлона венчают лавровым венком победителя. Художники барокко имели пристрастие изображать жестокость этой сцены: Марсий лежит на земле, корчащийся от боли, Аполлон же лично приводит приговор в исполнение и сдирает с Марсия кожу. В первоначальном мифе, по-видимому, отразился древний фригийский обряд, связанный с плодородием и требовавший принесения в жертву человеческой жизни: отданного в жертву подвешивали под священной сосной. Флорентийские гуманисты XV века интерпретировали этот сюжет аллегорически, как своего рода духовное очищение посредством сбрасывания внешнего, чувственного — дионисийского — «я». Из христианских святых ВАРФОЛОМЕИ был предан подобной мученической смерти.
  • Myth. Vat. I 125; II 115

  • Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
    Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
    Поделиться: