Маат

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск

00-03-670-000.jpg Маат и фараон Сети I. Предварительный рисунок для рельефа из гробницы Сети I в Долине царей. Ок. 1300 г. до н. э. [mtnm с.86] Маат и Тот в образе ибиса. Ок. 600 г. до н. э. (XXVI династия) Маат и Тот в образе ибиса. Ок. 600 г. до н. э. (XXVI династия) 00-03-780-000.jpg 00-03-781-000.jpg 00-03-782-000.jpg 00-03-783-000.jpg 00-03-784-000.jpg 00-03-785-000.jpg 00-03-786-000.jpg 00-03-787-000.jpg 00-03-788-000.jpg 00-03-789-000.jpg 00-03-790-000.jpg 00-03-791-000.jpg

≈ Ма /

← ma`at — «тот, кто является истинным»

→ Перо / Изначальный Холм /

► закономерность, лежащей в основе всего сущего (жизни), космический порядок, миропорядок;

закон, право, справедливость, правосудие;

правда, истина;

вселенская гармония;

благоразумие, единство и согласие [smmi];


Египетская богиня мирового порядка, истины и справедливости.

Египет

• Генеалогия

Дочь Ра как верховного судьи, его око. Супруга бога мудрости Тота или Птаха.

• Функция

Богиня справедливости и порядка. Женский аналог Тота.

Связана с культом Ра: она — его пища и питье. Участвовала вместе с ним в сотворении мира из хаоса..

• Эпитеты

«дочь Ра» / «глаз Ра» /

• Иконография

Изображается в виде сидящей на земле с прижатыми к телу коленями женщины, увенчанной страусовым пером. На рельефах и росписях часто представлена крылатой.

• Атрибуты и символы

Иероглифический знак [C10 — maat] = *A40 + *H6


Иероглифический знак [C10 — maat] представляет собойкомбинаци из иероглифов A40 (обозначение божества «нетеру») и H6 (страусовое перо — истина — Перья таже служат атрибутами солярным божествам: Амон-Ра, Анхеру, Озирис, Гор, Шу, Хатхор, Апис, Менту, Нефертиум).

Иероглифический знак — основание трона как символ Маат (Переход физического понятия в этическое имеет cdj. аналогию в немецком слове «прямизна».). Прямота, символ пра-холма.

• Собственная символика

Маат как основа в создании упорядоченного космоса посреди хаоса — ключевое понятие в мировоззрении и философии Древнего Египта.

Уничтожение зла и установление «маат» (космического порядка) — одна из основных обязанностей правящего царя, который при жизни и после смерти служит его гарантом. Крылатая богиня Маат сопровождает фараона с первых дней его царствования до момента, когда его душа предстанет перед судом Осириса.

Маат живет в сердце человека и без неё они теряют смысл жизни и Путь, ведущий к Бессмертию. Следовать Законам Маат — это не просто обязательство, это стержень существования, потребность сердца. Это долг чести и образ жизни.

Законам Маат должен следовать каждый: они — смысл жизни, состояние души и долг чести. В их основе лежит ответственность каждого (от царя до простолюдина) за свои поступки. [≈smmi]

Через понятие порядка с Маат также неразрывно связаны египетские понятия о гармонии и красоте. [smmi]

Эмблема судей — статуэтка Маат (из драгоценных камней), которую они носили на груди (на золотой цепи).

С именем богини связан город Сет-Маат — «Место Истины» (В нем жили и работали мастера, чьи творения до сих пор вызывают восхищение многочисленных любителей старины и удивление ученых. Город построен на западном берегу Нила, рядом с некрополями Долины Царей и Долины Цариц. В современном понимании город был предназначен для жизни строителей. Пусть не совсем обычных — они строили культовые сооружения. Следы подобных городов были найдены (или их следует искать) рядом с древними столицами Египта. Таких строительных городков во все времена и у всех народов не перечесть. В городе жили архитекторы, чертежники-рисовальщики, скульпторы-резчики, художники, каменотесы, гипсоделы, инструментальщики (медники) вместе со своими семьями. А напротив, на восточном берегу, располагалась столица Древнего Египта того времени — город Уасет, который спустя сотни лет греки стали называть Фивами. [smmi]).

Часто присутствует в изображениях и титулах фараонов как знак проявленной справедливости и заботы о народе и государстве, и того, что они сами олицетворяют божественный порядок. Например:

• «Возлюбленный Маат» — употребительный эпитет фараонов.

• На оборотной стороне амулета «уджат» из гробницы Тутанхамона выгравировано: «Владыка Обеих Земель, образ Ра, Небхепрура, правитель того, что в маат (=порядке), дана ему жизнь подобно Ра, вечно и бесконечно».

• На фасаде скального храма в Абу Симбеле Рамзес II преподносит Маат богу Ра, держащему жезлы «user» и «maat» — ребус на тронное имя царя: User-Маат-re. Также и фигурка Маат в руке царя держит жезл «user» и увенчана солнечным диском, повторяя т.о. имя царя.

• Сюжеты

Суд Осириса.

В сцене посмертного Суда статуэтка Маат или перо как её неиконический символ служит противовесом при взвешивании сердце умершего. Если чаши весов уравновешены умерший считается оравданным — «маати».

Поднесение Маат.

Образ Маат фараоны держат в руке и/или приносят в жертву богам.

Поставленные на блюдо фигурки богини они считались самым угодным приношением богам. Об этом сохранился текст: «глава по поднесении Маат» (Бадж, 1855).

• Культ

Центр культа — некрополь в Уасет (Фивах), позднее — повсеместно. Судьи считались священниками Маат; её верховный жрец — везир (фараон — bref).

При всей значимости Маат с ее именем связан единственный (из известных сегодня) храм Хатхор-Маат в Сет-Маат, который посвящен также Имхотепу и Аменхотепу сыну Хапу, легендарным мастерам Древнего Египта. Расположенный за северными воротами города храм стоит в начале троп к Долинам Царей и Цариц. В левой из трёх его крипт (пределов) находится изображение Суда Осириса, крайне редкое вне гробниц. [smmi]

• Развитие образа / особенности

Маат часто сопровождает бога солнца в его ладье. Нередко упоминаются и изображаются две Маат, которых сравнивают с двумя ладьями утреннего и вечернего солнца (называемыми «маати») (Мастеров, живших и творивших в этом городе, называли «людьми команды». Этот термин употреблялся в Древнем Египте в отношении команды корабля, и как она делилась на команду левого и правого борта, так и мастера были поделены на две бригады — «левую» и «правую». Известно, что в городе было два старших мастера, два писца, два хранителя ворот, два хранителя гробниц. И во главе города, этого символического «корабля», стоял фараон. [smmi]).

В последние периоды часто смешивается с Изидой и Хатхор (Гатор — bref).

• Аналогии ближайшие

Как божество справедливости родственна Сехмет, исполнительнице непреклонной Судьбы.

Противоположна богине Исефет, символизирующей хаос, беспорядок, лень, небрежность и зло во всех его проявлениях.

Индуизм

Сходна с индийским божеством Махат — олицетворением Космического Разума.

Ad notanda

По словам ЕПБ, именно из Египта греки заимствовали идею Немезиды, а римляне — Фатума.

Ad vocem

Маат приходит для того, чтобы быть рядом с тобою.

Маат присутствует везде, где ты находишься,

и сопровождает тебя, куда бы ты ни шел,

так что ты переполнен ею…

Одежда, укрывающая твое тело, — Маат…

Вдох и выдох твоих ноздрей — Маат…

Хлеб, который ты принимаешь в пищу, — Маат…

Аменемопе [smmi]


Постарайся, чтобы память, которую ты оставишь о себе после смерти, была совершенной, а это будет так, если при жизни ты будешь служить истине и соблюдать честность и справедливость. Ибо не бывает сердца человеческого, на которое невозможно было бы рассчитывать.

Мерикара [smmi]


Истина (Маат) — это великий дар Бога. Он дарит ее тому, кому хочет. Сила того, кто следует за нею, спасает несчастного, кто от нее убегает.

Аменемопе


Не связывайся ни с человеком плохим, ни с человеком бесчестным, и если увидишь, что он украл кусочек хлеба у простого, бедного рабочего, помешай этому, не допускай, чтобы такое повторялось в будущем. И да действуют так люди во всех ситуациях и на всех уровнях.

Аменемопе


Внимательно следи за тем, чтобы все совершалось по справедливости и чтобы ни один человек не был обделен ею. Судья должен всегда открыто показывать свое лицо, чтобы ветры и воды были свидетелями его действий, которые все люди должны видеть как на ладони.

«Текст провозглашения визиря»


Гармоничное счастье и благополучие любой страны — лишь следствие того, как она выполняет законы справедливости.

«Притча человека из оазиса»


О роли фараона в поддержании маат.

Не используй для собственного блага власть, которую подарил тебе Бог, словно ты забыл, что есть Судьба и Высшая Справедливость. Аменемопе


Хвалить будут тебя за твою доброту. Люби и уважай свой народ, делай все, чтобы он жил в благополучии, ибо действовать во имя будущего, делая добро людям, — это дело благородное. Мерикара


Будь Отцом для своих подданных, Наставляй молодежь, Подай руку помощи несчастным, Обеспечь хорошую жизнь нуждающимся, Защищай сироту и вдову, Услышь тех, кто говорит правду, Удаляй людей, совершающих беззаконие. Бакен-хонсу


Иллюстрации


Статуэтка бога Тота с богиней Маат

Ок. 600 года до н. э. (26 династия) 19,5 х 20 см Бронза, позолота, стекло Ганновер. Музей Кестнера

[Поздний период: Скульптура, С. 12. Искусство Древнего Египта, С. 2089]

Жизнь и смерть — это нераздельные части господствующей во всем системы, смысл которой определяется отношениями между богами и людьми. Ее основа — это Маат, почти непереводимое понятие, близкое к представлениям об истине, порядке, почитавшееся египтянами в образе женского божества и даже дочери солнечного бога. Несмотря на свое исключительное значение, в изображениях Маат играет отнюдь не главную роль, даже там, где в качестве дополнительного атрибута сопровождает то или иное божество. Так, например, сопоставление миниатюрной фигурки Маат с большим ибисом, олицетворением бога Тота, способно еще ярче выявить главенствующую роль того начала (Маат), которому обязан умнейший из богов. Ведь Тот — самый образованный среди богов, «начальник» науки и искусства, математики и медицины. Он — аналогичный греческому Гермесу вестник богов, наделенный эзотерической аурой, и получивший в греческом мире имя «Трижды великий» (по-греч. «Трисмегист»).

[Религия Древнего Египта: Боги и люди, С. 3. Искусство Древнего Египта, С. 16]



«Книга мертвых» Нахта: виньетка с изображением умершего и его жены перед Осирисом и Маат Ок. 1300 года до н. э. Общая длина свитка 14,32 м Папирус, краска Из Фив. Ныне — Лондон. Британский музей

[Новое царство: Иллюстрированные папирусы, С. 1. Искусство Древнего Египта, С. 944]



«Книга мертвых» Тахерит: глава 125

Ок. 1000 года до н. э. (21 династия) Длина 11 м; высота 33 см Папирус, краска Лейден. Государственный музей древностей

Папирус Тахерит — «певицы Амона-Ра, царя богов» — состоит из 26 листов. На данном листе изображена одна из ключевых глав «Книги мертвых» — 125-ая, изображающая суд Осириса, перед которым происходит взвешивание сердца умершего. Сердце должно быть «пустым от зла всякого» и не перевешивать невесомое перышко богини справедливости Маат (на чаше весов изображена статуэтка богини). В этой же главе помещена т. н. «отрицательная исповедь», в которой умершая перечисляет злые деяния, не совершенные ею.

[Поздний период: Иллюстрированные папирусы, С. 6. Искусство Древнего Египта, С. 2029]



«Книга мертвых» Тахерит: фрагмент

Около 1000 года до н. э. (21 династия) Длина 11 м; высота 33 см Папирус, краска Лейден. Государственный музей древностей

Тахерит изображена коленопреклоненной перед шестью божествами, присутствующими на загробном суде. Слева представлены богиня истины Маат (вверху) и бог мудрости и письма Тот.

[Поздний период: Иллюстрированные папирусы, С. 8. Искусство Древнего Египта, С. 2031]



Статуэтка царя с фигуркой богини истины Маат в руке. 13 век до н. э. Высота 19,5 см Серебро, позолота Париж. Лувр

[Новое царство: Скульптура, С. 38. Искусство Древнего Египта, С. 1870]

Фараон преподносящий дар Богине Маат 1300—1100 до н. э. (19-ая и 20-ая Династии) статуэтка из позолоченного серебра высота 19.5 см

Серебряная статуя покрыта позолотой, исчезнувшей в некоторых местах. Полагают, что статуя была частью большего предмета культа, возможно, символической лодки, которую выносили жрецы, являя священную статую в дни праздников. Крошечная женщина Маат, богиня Порядка, сидит на ладони Фараона. Таким образом показано, что фараон поддерживает священный порядок во всем мире.

Перевод выполнила: Пугачёва Е. А.





Долина цариц, гробница Нефертари (QV 66): фрагмент южной стены второго прохода. Ок. 1294—1213 до н. э. Известняк, гипс, минеральные краски. Бибан эль-Гарим.

Богиня космического порядка Маат охраняет своим крыльями картуш Нефертари.

[Новое царство: Монументальный рельеф и роспись, С. 69. Искусство Древнего Египта, С. 1779]


0637 • — [---]

/ Скульптура

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

/ [---]

/ Исходный файл -Маат


0638 • Поддержание и персонификация мирового порядка была одна из главных обязанностей фараона, поэтому часто царь изображается со статуэткой Маат в руке, преподносящий ее богам.

[---]

/ Рельеф

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

/ [---]

/ Исходный файл -Маат

-Принесение Маат

-Фараон


0639 • На фасаде скального храма в Абу Симбеле Рамзес II преподносит Маат богу Ра, держащему жезлы user и maat; этот ребус расшифровывается как тронное имя царя: User-Маат-re. Более того, изображение Маат в руке царя (илл.3) тоже держит жезл user и увенчано солнечным диском, тоже повторяя таким образом имя царя.

[---]

/ Рельеф

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

/ [---]

/ Исходный файл -Маат


0640 • Маат часто сопровождает бога солнца в его ладье (илл.4), иногда изображаются две фигуры богини в ладьях утреннего и вечернего солнца.

[---]

/ Исполнение

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

[---]

/ Исходный файл -Солнечная ладья

-Маат

-Нут

-Раука


0641 • Суд Осириса [---]

/ Иллюминированый манускрипт

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

[---]

/ Исходный файл -Суд Осириса

-Маат


0642 • Маат [---]

/ Скульптура

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

[---]

/ Исходный файл -Маат


0643 • Маат [---]

/ Скульптура

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

/ [1]

/ Исходный файл -Маат


0644 • Маат [---]

/ Скульптура

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

[---]

/ Исходный файл -Маат


0645 • Маат и фараон Сети I. Предварительный рисунок для рельефа. Гробница Сети I.

/ Иллюминированый манускрипт

/ Египет. Долина Царей.

/ Ок. 1300 до н. э.

/ Местонахождение

/ ©

/ [mtnm с.86]

/ Исходный файл -Маат


Черновые материалы

Библиография

Материалы сайта и журнала «Новый акрополь»

сайта [2] - иероглифы…

мультимедийного издания ИДДК

Wiedemann, «Maa, déesse de la vérité» («Annales du Musée Guimet» 10, 561).

МНМ
[править]

Маат — m t

В египетской мифологии богиня истины и порядка, считалась женой бога мудрости Тота (см. рис.). Изображалась женщиной, сидящей на земле, с прижатыми к туловищу коленями. Символ М. — страусовое перо, прикрепленное на голове (иероглиф «маат» — страусовое перо). Видимо, распространение культа М. относится к началу Древнего царства, М. упоминается в «Текстах пирамид». Начиная с III династии (нач. 3-го тыс. до н. э.) фараоны включают имя М. в свои эпитеты («владыка M.»). M. считалась дочерью бога Ра и как таковая участвовала в сотворении мира, когда был уничтожен хаос и установлен порядок. Большую роль играла М. в загробном суде Осириса; на одну чашу весов клали сердце покойного, на другую — статуэтку М. Равновесие означало, что покойный оправдан (его «голос был праведным») и достоин блаженства в царстве Осириса. В противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). М. иногда называлась «Маати» (двойственное число), так как существовало представление о двух сестрах М.; зал суда назывался «залой двух правд». Эмблемой судей была статуэтка М., которую они носили на груди. Жрецом М. был везир; центром культа — Фиванский некрополь (см. рис.).

[Р. И. Рубинштейн MNME ]

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: