{{#seo: title=Энциклопедия символики и геральдики | titlemode=append | keywords=знак,символ,ласточка | description=Ласточка, прилетающая из-за моря, связана с иным миром, выступает как посредница между смертью и жизнью}}

Описание

ла́сточка; каса́тка (деревенская ~)
≈ стриж — земляная ласточка
греч. χελιδόνι
лат. hirundo
—————————




Небольшая длиннокрылая птица семейства ласточковых из отряда воробьинообразных (Hirundo).




В мифологических представлениях образ ласточка обладает широкой символикой.

Наиболее распространён мотив ласточки, приносящей весну (или день), обнаруживается в многочисленных веснянках, колядках и соответствующих весенних ритуалах, получивших отражение и в искусстве.

Ласточка, прилетающая из-за моря, связана с иным миром, выступает как посредница между смертью и жизнью, далёким (чужим) морем и близкой (своей) землёй, иногда как вместилище души усопшего (правителя). Отсюда и другой круг связанных с ней ассоциаций:

  • ласточка, влетающая в окно, — к смерти;
  • пролетающая под коровой, — к крови вместо молока, и др.

Многочисленны примеры, когда ласточка выступает как символ опасности, непрочности и ненадёжности жизни, счастья, уюта.

Основные значения

  • вестник добра, ~ счастья, ~ надежды;
  • новое начало, положительный переход, возрождение — не всегда гарантированные;
  • прилежание, домашний уют, отцовское наследие;
  • надежда, удача
  • приход/наступление/предвестие весны, ~ утра, ~ солнечного восхода;
  • дружба, верность, верность в дружбе — возвращается каждый год в старое гнездо;
  • путешествие.



00-00-000-000.jpg

Содержание


Смотри:

Птицы
• Ласточка

~ биол. данные
~ в геральдике



Смотри также:


Стриж

Древний Восток

Символ и облик богини Нины как Великой Матери.

Египет

Птица, посвященная Исиде как Великой Матери, а также богам домашнего очага, так как она вьет своё гнездо возле жилья человека.

Символ отцовского наследования, потому что прежде чем умереть, она строит гнездо для своих птенцов.

Согласно мифу, Исида в облике ласточки отправляется искать тело убитого и разъятого на части мужа Осириса / порхает вокруг колонны, закрывшей гроб Озириса[1].

С XVIII-й династии ласточка почиталась как священное животное в Фивах.

Ласточки — летящие над Рекой Жизни «вечные северные звезды»[2] .

Наряду с другими священными птицами (соколом, цаплей, фениксом) умерший желает превратиться в ласточку, с тем чтобы он «кричал как победитель при полном свете дня»[3].

Античность

В античной символике не различаются отдельные виды ласточек.

В критском искусстве ласточка появляется в связи с культом Великой Матери.

В греческом мифе о двух сестрах Прокне и Филомеле боги превращают Филомелу в ласточку, Прокну — в соловья. Звуки, издаваемые ласточкой, объясняются тем, что Терей, муж Прокны, вырезал Филомеле язык.

Ласточка (как и голубь) посвящена богине любви Афродите[4].

Как посланцы весны славятся в древнегреческих песнопениях, их щебетание сравнивается с варварскими языками.

В сказаниях говорится, что ласточки всегда в одно и то же время улетают на юг, где они зимуют в скалах без перьев (Аристотель, Плиний).

Строительство ласточками гнезд на домах не всегда, в отличие от нынешних народных поверий, оценивалось положительно, оно могло быть и недобрым предзнаменованием.

Европа

В весеннее празднество в Греции — «ласточкины песни», дети ходят из дома в дом, щебеча, словно ласточки, и славя весну.

Славяне

Чистая, святая птица, наделенная женской символикой и сочетающая в себе небесное и хтоническое начала. В песне ласточка уподобляется Божьей Матери:

«Ой на Дунаечку, на бережечку,
Там ластівочка та купалася,
То не ластівочка, то Божа Мати…»

Ласточка и голубь — любимые Богом птицы. Своим пением ласточка славит Бога. Щебетание ее воспринимается как молитва: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». В народной легенде о распятии Христа ласточки старались избавить Его от мучений: кричали «умер, умер!», похищали гвозди, вынимали колючие тернии из Его венца и носили Ему воду.

Объяснение раздвенности хвоста:

  • Согласно южнославянским легендам, ласточка после всемирного потопа спасла человека от кровожадной змеи, которая откусила ей хвост, отчего он стал раздвоенным.
  • Ласточка спасла солнце от пожирающей его змеи, скрыв дневное светило под своим крылом или унеся высоко в небеса.
  • В болгарских легендах ласточкой становится невеста солнца или девушка, выданная за разбойника. Во время бегства ее схватили за фату или за волосы и вырвали клок, отчего у ласточки стал раздвоенный хвост.
  • В польской легенде появление у этой птицы «выреза» в хвосте и красного зоба связывается с наказанием ласточки за кражу у Божьей Матери ножниц и клубка красных ниток.

Ласточке присущи функции покровительницы дома и скота:

  • Гнездо ласточки под крышей обеспечивает дому счастье.
  • Если ласточка бросит гнездо, вся семья в доме вымрет.
  • Убивший ласточку не будет иметь удачи в разведении скота, а разоривший ее гнездо сам лишится крова или ослепнет, на лице у него появятся веснушки, у него умрет мать или кто-нибудь из домашних, сдохнет корова, у коровы пропадет молоко или она будет доиться кровью.
  • Считают также, что гнездо ласточки оберегает дом от пожара и что ласточка спалит дом обидчику, разорившему ее гнездо: недаром у нее есть красное пятно, словно от ожога.
  • Встречается примета, что девушка скоро выйдет замуж, если ласточка совьет гнездо на ее доме или залетит к ней в окно.
  • Если ласточки и голуби летают возле дома, когда в нем справляют свадьбу, молодые будут счастливы в супружестве.
  • Кто носит при себе сердце ласточки, будет любим женщинами.

Ласточка и ее гнездо используются в любовной магии.

Ласточка — вестница весны. Говорят: «Ласточка весну начинает, а соловей кончает». В песнях ее называют ключницей: она приносит из-за моря золотые ключи, которыми отмыкает лето и замыкает зиму. Чаще всего прилет Л. приурочен к Благовещению (25.III/7.IV). В некоторых районах южной России на Сорок мучеников (9/22.III) к прилету птиц пекли «ластовочек» с раскрытыми крыльями.

В северо-западных губерниях прилет ласточек приурочен к дню Св. Егория (23.IV/6.V). В это время готовятся к пахоте, жарят яичницу и выезжают в поле. Ласточки щебечут:

«Мужики в поле, мужики в поле, а бабы яи-и-шню жарить!»
Или: «Улетели — молотили, улетели — молотили, прилетели — па-а-шут!»

Иногда в щебете ласточки слышится жалоба на опустевшие за зиму закрома: воробьи поклевали все зерно. Весной при виде первой ласточки стараются умыть лицо, чтобы не было веснушек, прыщей или солнечных ожогов. Умываясь, говорили:

«Ластивко, ластивко! На тоби веснянкы, дай мени билянкы!»

Считается также, что если умоешься на первую ласточку, станешь резвым и веселым, избавишься от сонливости и хвори.

У украинцев, белорусов и поляков распространены поверья о зимовье ласточек в воде. В день Св. Симеона Столпника (1/14.IX) ласточки собираются вместе и жалуются этому святому на то, что воробьи занимали их гнезда, а дети их разоряли. Сразу после этого или на Воздвижение (14/27.IX) они прячутся в колодцы, чтобы таким путем скорее попасть в ирий. Осенью люди стараются не вычерпывать воду из колодцев, чтобы не помешать ласточкам вылететь в ирий. По другим поверьям, ласточки прячутся в реки и озера, сцепляются лапками или крыльями в цепочки и спят под водой. Весной из воды вылетают лишь молодые ласточки, а у старых опадают перья и они превращаются в лягушек.

Ласточка обнаруживает сходство с лаской:

  • названия их родственны по происхождению;
  • с помощью ласточки, как и по окраске ласки, определяют выбор масти скота;
  • при виде первой ласточки берут из-под ноги землю и ищут в ней волос: какого цвета он окажется, такой масти и следует покупать лошадь, чтобы она понравилась домовому;
  • ласточку, пролетевшую под коровой, считают причиной появления крови в молоке, так же как и ласку, пробежавшую под коровой.

В загадках щебетание ласточки представлено как иноязычная речь:

  • «по-немецки говорило», «по-татарски лепетало», «по-турецки заводило» и т. п.;
  • в Хорватии верят, что ласточка знает латынь, и передают ее пение латинскими словами;
  • в болгарских песнях ласточек называют «граматиками» — учеными, книжниками;
  • у сербов об ученых людях говорят, что они умудрены книжными знаниями, как ласточки.

Китай

«Ян» — посланница весны. Существовало поверье, что они зимуют на море внутри раковин.

Она приносит семейное счастье, успех и предвещает рождение детей, когда вьет своё гнездо под крышей дома. С возвращением ласточек связаны первые обряды ритуалов плодородия.

Дерзание, опасность, верность, грядущий успех, благоприятные перемены.

В системе образов, рассматривающей пять типов человеческих взаимоотношений, она символизирует отношения между старшим и младшим братьями.

В искусстве ассоциируется с волнами и ивами. ???

Япония

Олицетворяет приверженность дому и материнскую заботу, но также и неверность.

Христианство

В средневековой литературе о животных сохранилось множество положительных оценок ласточки:

  • в одном из бестиариев указывается, что ласточки дают своим птенцам зрение с помощью сока измельченного чистотела — это трактовалось как символ открытия глаз умерших на Страшном суде;
  • молодые ласточки, которые всегда голодны и страждут выступают символ жажды духовной (пищи) и уподобляются тем, кто обращён с молитвенной просьбой к богу;
  • их также отождествляли с кроткими душами, готовыми к покаянию;
  • ежегодное (как ижуравли) возвращение с приходом весны и/или представления о зимовке ласточек в глиняных норках (состояние подобное смерти) придаёт ласточке значение символа новой жизни и воскрешения из мертвых.

В искусстве эпохи Возрождения ласточка, вьющая гнездо под карнизом дома (в отверстии стены) часто присутствует в сценах Благовещения и Рождества Христова как символ Вочеловеченья (Воплощения) и Воскресения Христа.

Магия

Со времен античности считается:

  • съевший пепел ласточки, высиживавшей птенцов, станет неотразимым для любой женщины;
  • кровь и помет ласточки способны стимулировать рост красивых волос;
  • магической силой обладает находимый в желудке молодых ласточек красноватый камень хелидон (чистотел):
 — в Средние Века это отложение используется для лечения эпилепсии,
 — делает невидимым того, кто носит его во рту.

Эмблематика

Ласточка

«Ласточка принимает пищу не в сидячем положении, а в полете — так и человек должен искать Небесное вдали от земных благ…
Ласточка летит над морями, когда надвигается зима и холод, — так и человек должен убегать от огорчений и холода мира и в тепле любви ждать, когда мороз искушения покинет его душу».
Унтеркихер

Ласточка, летящая к солнцу.

  • Меня влечет его благосклонное влияние.
Символ доброго отношения и благотворного влияния друзей, которое нам приносит радость. По этой причине мы более склонны общаться и проводить своё время с теми, кто нам более приятен и близок по характеру.
EMSI 35-10, с.253

Ласточка на крыше дома.

  • Я навещу вас как друг, но не стану вашим слугой.
Символ холодного человека, который «дружит с нами только тогда, когда над нами светит солнце, и мы процветаем, но если на нас обрушивается беда, он покидает нас и ни на минуту не задерживается для того, чтобы сослужить нам малейшую службу в ущерб себе, если это ему невыгодно. Хотя невозможно ожидать от каждого помощи в беде, тем не менее, наличие такого качества является истинной характеристикой теплого и верного друга. Так ласточка остается с нами, пока наше теплое лето ей подходит, но сразу оставляет нас, когда наступают холода».
EMSI 19-9, с.184

Ласточка, перелетаютая море.

  • Мне надо найти, где перезимовать в тепле.
Символ общепринятых взглядов на дружбу, как на предыдущем рисунке.
"Когда ярко светит солнце, и изобилен твой дом,
Друзья во множестве приходят к тебе.
Но когда пришла зима твоих дней,
Они, подобно ласточкам, улетают в теплые края.
EMSI 19-10, с.184

Улетающая ласточка.

  • Меня не связать обязательствами.
Символ упрямого и своенравного ума, на который не действуют ни доброта, ни хорошее обращение. Ласточку, в отличии от других птиц, трудно приручить и заставить её пожить с нами больше, чем ей угодно.
EMSI 29-8, с.224

Искусство

Мотив ласточки, приносящей весну (или день), обнаруживается в многочисленных веснянках, колядках и соответствующих весенних ритуалах, получивших отражение и в изобразительном искусстве.

Прилёт ласточки изображён на греческой пелике Евфрония конца VI в. до н. э. сопровождается текстом:

 — «Смотри, ласточка!»;
 — «Да, ласточка, клянусь Гераклом»;
 — «Вот она! Уже весна».

Многочисленны примеры, когда ласточка выступает как символ опасности, непрочности и ненадёжности жизни, счастья, уюта. Эти символические значения образа ласточки получают развитие в литературе и искусстве вплоть до современности:

«Слепая ласточка в чертог теней вернётся на крыльях срезанных» — у О. Э. Мандельштама о забытом слове, которое необходимо сказать.

Поэт Веке использует данный символ, чтобы передать пафос и неумолимую природу времени, проводя аналогии с другими символами (???).

Ad vocem

Загадки:

  • «Сам мал, а за морем бывал».
  • «Шитовило-битовило по-немецки говорило» — ласточка как символ болтливой женщины.

Пословицы, поговорки, приметы, символику:

  • «Ласточка весну (день) починает, а соловей кончает».
  • «Кто при первой ласточке умоется молоком, бел будет».
  • «Ранние ласточки — к счастливому году»
  • «Высоколетающие ласточки  — к вёдру».
  • «Первая ласточка».
  • «Одна ласточка (ещё) не делает весны» — встречается уже у Аристотеля и Аристофана.

Ad notanda

Построенные из морских водорослей гнезда индийских ласточек, живущих у моря, рассматриваются и сегодня как средство, повышающее потенцию.

Библиография

 — MNME — Топоров B. H., Ласточка // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1991. Т.2
 — SMES — Гура А. В., Ласточка // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002
 — Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1962, p. 1515-16 < MNME
 — Henkel A., Schцne A., Emblemata. Handbuch zur Sinnbildkunst des 16. and 17. Jahrhunderts, Stuttg., 1967, S. 872-75 < MNME
 — Гура А. В., Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 618—633 < SMES

Иллюстрации

• Настенная живопись на острове Фера (Санторин), ок. 1500—1600 гг. до н. э.

Примечания и комментарии

  1. Плутарх (46-120)
  2. Тексты Пирамид
  3. «Книга Мертвых», гл. 86
  4. KERL — 8