Лары

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск
Лары. Фреска из Помпей. I в. н. э.

≈ греч. ήρωες /

Первоначально — добрые духи земли, позднее — души предков и духи-покровители обитаемых людьми мест.

Первоначальный культ видел в ларах покровителей лугов, виноградников, дорог и сельской деятельности.

Культ был весьма распространен во всей Италии. Они почитались как:

L. publici
покровители перекрестков L. compitales,
защитники против врагов L. hostilii,
помощники в путешествиях viatores, permarini,
защитники государственного благосостояния и города L. praestites.
L. privati
охранители семейства L. familiares.

Они заботились о благополучии семейства и о здоровье детей, принимали участие в семейных радостях и горе. В их культе сказалась семейная основа государственного строя (См. Fustel de Coulanges, «La cité antique».).

L. compitales, имели на перепутьях (compita) алтари.

Культ находился в ведении коллегий, состоявших из ремесленников и рабов. После Сатурналий, в январе, справлялся в честь ларов праздник, отличавшийся свободой и разнузданностью и специально установленный для низших классов общества.

Когда религиозный смысл праздника стал теряться и демагоги пользовались беспорядочными сходками для своих политических целей, Цезарь уничтожить этот праздник.

Август, учредивший должность magistri vicorum, восстановил культ ларов, поручив его заботам этих mаgistri и их ministri. К двум ларам он прибавил третьего, которого назвали гением Августа.

Изображения ларов семейных ставились на очаге в комнате, где семейство принимало пищу. О них должна была заботиться преимущественно хозяйка дома:

она содержала очаг в чистоте,
украшала его венком в календы Ноны и Иды,
приносила Лару его долю пищи и др. даров.

Первого мая (в майские календы) справлялся годовой праздник в честь ларов (Laralia). Жрецом был всякий хозяин очага. Во время семейных праздников и радостей они украшались венками, цветами и листьями. Праздник в честь ларов permarini был установлен по поводу счастливого возвращения Л. Эмилия Регилла, после морского сражения с Антиохом.

Изображения из камня или металлов представляют ларов молодыми, с протянутой кверху правой рукой с рогом, и вытянутой вперед левой, в которой была чаша. Так их изображали со второй пунической войны. Их всегда было два; сохранялись они в особых lararia (ящичках). Позднее их ставили при входе в дом или рядом со спальней.

Часто смешивают с пенатами, но последние с самого начала были божествами кладовой, следовательно— домашнего благосостояния и довольства, тогда как лары лишь впоследствии стали божествами семейства.


Библиография

Hertzberg, «De diis Romanorum patriis» (1840);

Schoemann, «Dissertatio de Geniis, Manibus et Laribus» (1840);

Scharbe, «De Genus, Manibus et Laribus dissertatio» (1854, Casani);

Jordan, «De Larum imaginibus atque cuitu» (1862), в «Annall d. Instit.».

МНМ
[править]

Лары — лат. Lares

В римской мифологии божества — покровители коллективов и их земель. Чаще почитались как недифференцированное целое отдельными фамилиями, соседскими общинами, гражданской общиной. Римляне выводили культ Л. из культа мёртвых (Serv. Verg. Aen. V 64; VI 152). Фамильные Л. были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью. Считалось, что они следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов фамилии, наказывают нарушителей, в частности господ, слишком жестоких к рабам. Рабы искали защиты от гнева хозяина у домашнего очага или алтаря Л. и активно участвовали в их культе, впоследствии преимущественно обслу- живавшемся именно рабами. Глава фамилии был верховным жрецом культа Л. (см. рис.).

Как покровителей соседской общины и добрососедских отношений Л. почитали на перекрёстках (compita, компитальные Л.), где сооружались святилища с числом отверстий, равным, числу примыкавших к перекрёстку усадеб. Здесь главами семей развешивались куклы и шерстяные шары, изображавшие соответственно свободных членов семьи и рабов.

Возможно, этот ритуал восходит к практике человеческих жертвоприношений Л. как хтоническим божествам, отсюда их неясная связь с хтонической Ларентой-Ларундой, Манией (см. Маны) и иногда отождествлявшейся с ней матерью Л., получавшей в виде жертвы бобовую кашу. Праздник компиталий сопровождался общей трапезой, шутками, песнями, плясками, состязаниями за призы. Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним Л. и компитальным Л. Компиталии, в которых участвовали и рабы, и свободные, были наиболее демократичным римским праздником, связывавшимся с «царем-народолюбцем», сыном рабыни и лара — Сервием Туллием.

Обслуживали культ компитальных Л. коллегии плебеев и рабов. Август в 12 до н. э. реформировал культ Л., образовав его коллегии из рабов, отпущенников и плебеев в каждом квартале Рима и других городов, и соединил с культом своего гения. Однако в домах и имениях Л. продолжали почитаться коллегиями рабов и отпущенников вплоть до полного падения язычества. Изображались фамильные и соседские Л. в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой (как бдительные хранители).

Своих Л. имела и римская гражданская община в целом. К ним как хранителям и защитникам наряду с Марсом обращалась коллегия жрецов — арвальских братьев, при ритуальном очистительном обходе территории города. Греки отождествляли Л. с героями, культ которых, возможно, ранее существовал в Риме. В пользу такого предположения говорят: надпись 4 в. до н. э., посвящённая «лару Энею» (то есть герою Энею); толкование Л. как индигетов, как живущих в рощах душ предков, добродетельных, могучих мужей, ставших богами (Serv. Verg. Aen. I 441; III 169; III 302; VI 378).

В провинциях Л. отождествлялись с божествами родоплеменных и сельских общин. Некоторые современные исследователи связывают Л. с предками, другие считают их духами растительности и земельных участков.


Лит.: Latte K., Rцmische Religionsgeschichte, Mьnch., I960, S. 92-100; Dumezil G., La rйligion romaine archaique, P., 1966, p. 335.

E. M. Штаерман [Мифы народов мира. Энциклопедия: Лары, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 4338 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 40 Словарь)]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: